Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:38, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть и проанализировать факторы этнопсихологического характера, влияющие на поведение потребителей.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности этнопсихологических факторов;
- определить особенности поведения потребителей;
- на практическом примере провести исследование этнопсихологических факторов на поведение потребителей.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Теоритические основы этнопсихологических аспектов потребительского поведения………………………………………………………………………....
5
1.1 Психологические аспекты изучения потребительского поведения……... 5
1.2 Этнические аспекты потребительского поведения………………………. 15
2 Исследование этнопсихологических факторов влияющих на потребителя на примере предприятия ПОДО "Онега"………………………………………
22
2.1 Краткая характеристика предприятия ПОДО "Онега"…………………… 22
2.2 Исследование этнопсихологических факторов влияющих на потребителя на примере предприятия ПОДО "Онега"………………………..
24
3 Анализ проведённого исследования влияния этнопсихологических факторов на потребительское поведение и рекомендации на его основе…...
30
Заключение……………………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………………….. 35
Приложение А Образец анкеты...……………………………………………... 36
Министерство образования
УО «Белорусский государственный экономический
университет»
Бобруйский филиал
Кафедра маркетинга и учетно-финансовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Поведение потребителей
на тему: Этнопсихологические аспекты потребительского поведения (на примере ПОДО "Онега")
Студентка
5 курс, МЗ-091
Руководитель
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 с., 2 табл., 8 рис., 20 источников, 1 прил.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДЫВАНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ,
Объект исследования - предприятие ПОДО "Онега".
Предмет исследования - анализ этнопсихологических факторов, которые влияют на поведение потребителей на примере предприятия ПОДО "Онега".
Цель работы - изучение этнопсихологических аспектов потребительского поведения и то, как они учитываются на практике.
Методы исследования: анализ, исследование, анкетирование.
Исследования и разработки:
- изучены
этнопсихологические аспекты
- проведены исследования
- даны комментарии на результаты исследования
- разработана анкета для исследований ПОДО "Онега"
- даны рекомендации в целом для улучшения эффективности деятельности предприятия ПОДО "Онега".
Автор работы
подтверждает, что приведенный в
ней расчетно-аналитический
_________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоритические основы этнопсихологических
аспектов потребительского поведения……………………………………………………… |
5 |
1.1 Психологические аспекты изучения потребительского поведения……... |
5 |
1.2 Этнические аспекты потребительского поведения………………………. |
15 |
2 Исследование |
22 |
2.1 Краткая характеристика |
22 |
2.2 Исследование этнопсихологических факторов влияющих на потребителя на примере предприятия ПОДО "Онега"……………………….. |
24 |
3 Анализ проведённого исследования влияния этнопсихологических факторов на потребительское поведение и рекомендации на его основе…... |
30 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список использованных источников………………………………………….. |
35 |
Приложение А Образец анкеты...……………………………………………... |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Приоритеты
современного развития экономики Республики
Беларусь требуют не только простого
увеличения объема производства товаров,
но и выпуска конкурентоспособных,
максимально удовлетворяющих
Актуальность темы изучения этнопсихологических факторов поведения потребителей обуславливается тем, что маркетинговые исследования поведения и потребностей клиентов на современном этапе – одна из важнейших составляющих корпоративной информационной деятельности в комплексе маркетинга. Недостаточность изучения данной темы характеризуется тем, что современные отечественные предприятия в большинстве свое внимание отдают маркетинговым исследованиям конкурентоспособности товара/услуги, деятельности конкурентов, наиболее эффективных рекламных носителей, но порой, забывают об изучении этнопсихологических факторов, хотя психология потребителя, его привычки, этнические и культурные особенности, и их изучение позволяет фирме развивать свой бизнес и добиваться эффективности работы.
Как показывает практика, что при выходе на рынок Республике Беларусь предприятия по-разному решают свои товарные проблемы. Одни проявляют полное неумение и беспомощность, касаясь лишь изучения конкурентов и конкурентоспособности продукции а другие, следуя принципам и методам комплекса маркетинга, уделяя существенное внимание этнопсихологическим факторам.
Целью работы является рассмотреть и проанализировать факторы этнопсихологического характера, влияющие на поведение потребителей.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности этнопсихологических факторов;
- определить особенности поведения потребителей;
- на практическом примере провести исследование этнопсихологических факторов на поведение потребителей.
Объектом курсовой работы является потребители.
Предметом курсовой работы являются этнопсихологические факторы, влияющие на поведение потребителей.
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.
1 Теоритические основы этнопсихологических аспектов потребительского поведения
Психологию потребителя относят к так называемым внутренним факторам его поведения. Управление потребительским поведением предполагает знание и использование психологических механизмов формирования решений о покупках. Здесь необходимо учитывать особенности процесса восприятия и обработки информации для принятия решения о покупке, мотивацию, личность и эмоции, жизненный стиль потребителя.
Всякий человек в любое мгновение своей жизни ощущает самые разнообразные потребности. Некоторые из них - биологические, возникающие, когда человек испытывает голод, жажду или какой-либо дискомфорт. Другие потребности - психологического характера, возникающие, когда человек испытывает состояние напряженности нервной системы, порожденное тем, что окружающие не хотят признавать его заслуг, его талантов или его прав как члена коллектива. Большинство этих потребностей обычно недостаточно сильные, чтобы побудить человека к совершению немедленного действия. Потребность становится мотивом поведения, когда достигает достаточного уровня интенсивности.
Учет достижений практической психологии в области человеческой мотивации дает возможность более широкого понимания потребности. По мнению экономистов, потребность - это, по сути, недостаток чего-либо, проявляющийся в покупательском поведении. Чем вызвана мотивация, обусловливающая это состояние, экономисты не объясняют. Опираясь на психологические исследования, можно выделить ряд общих направлений мотивации, объясняющих многообразие поведения и являющихся факторами, обусловливающими благополучие человека. Данные детерминанты можно объединить в три группы: комфорт, удовольствие и стимуляция:
Стремление
к комфорту, являющееся результатом
двух видов поведения: одно из них
уменьшает напряжение за счет удовлетворения
гомеостатических потребностей, другое
представляет собой борьбу со скукой
посредством таких
Стремление к удовольствию, также имеющее два источника: удовольствие, получаемое от устранения напряжения, и удовольствие, получаемое от раздражителей.
Стремление к стимуляции не только как средство борьбы со скукой, но и как самостоятельная цель - создать напряжение, доставить удовольствие и дать индивиду возможность для развития и актуализации.
Стремление к комфорту направлено на устранение недостатков, т.е. на обеспечение защитных благ, а удовольствие и стимуляция направлены на получение креативный благ [1].
Использование
маркетинга - в форме постоянного
обновления товарных ассортиментов, все
менее очевидного дифференцирования,
усложненного перцепционного позиционирования,
пропагандирующей определенные образы
жизни, рекламы и т.д. - на самом
деле отвечает только потребностям в
удовольствии и стимуляции. Данные
потребности наблюдаются в
Так, одна из наиболее известных классификаций потребностей человека была предложена А. Маслоу, который сгруппировал их в пять категорий: физиологические потребности, потребности в защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации. В своем анализе А. Маслоу, впрочем, не ограничивается одной лишь классификацией. Он постулирует существование иерархии потребностей, организация которой зависит от уровня развития индивида.
Согласно А. Маслоу, существует приоритетность потребностей, которая подразумевает, что, прежде чем перейти к следующей категории, мы сначала пытаемся удовлетворить насущные нужды. Удовлетворение потребностей низшего порядка приводит к тому, что мотиваторами нашего поведения становятся потребности более высокого уровня.
1) Физиологические потребности. Основные потребности человека; при удовлетворении они перестают быть детерминирующими факторами мотивации и более на поведение не влияют.
Потребности
в защищенности. Потребности в
физической защищенности (сохранении
физической структуры организма) и
психологической защищенности (сохранении
психической структуры
2) Социальные потребности. Человек - общественное животное, он ощущает потребность в принадлежности к группе, потребность в ассоциировании себя с коллективом. Человеку необходимо любить и быть любимым. Взаимопомощь, чувство принадлежности, общности также являются социальными потребностями.
3) Потребности в самоуважении. Самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и в собственной компетенции. Ощущение значимости собственных целей. Уважение со стороны других людей. Потребность в признании, в почитании, в социальном статусе.
4) Потребности в самоактуализации. Данные потребности стоят на высшей ступени иерархии и включают в себя самореализацию и саморазвитие, потребность в превышении собственных результатов.
Производство товаров, направленных на удовлетворение тех или иных потребностей, должно планироваться соответственным образом. Помимо базового предназначения благо или товар могут иметь еще одну или несколько ролей или функций. Маркетологи должны сознавать, какую роль играют их товары или торговые марки, причем учитывать не просто их функциональную ценность, но и ценность эмоциональную или символическую [3].
Некоторые другие авторы (Дж. Шет, Б. Ньюмен и Б. Гросс), прилагая концепцию "ценности" к покупательскому поведению, описывают рыночный выбор как многоаспектное явление, в котором задействованы многочисленные ценности: функциональные, социальные, эмоциональные, понятийные и условные. Эти ценности авторы определяют следующим образом:
1) Функциональная ценность. Воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее способности служить функциональному, утилитарному или физическому предназначению. Альтернативы приобретают функциональную ценность благодаря наличию очевидных функциональных, утилитарных или физических свойств.
2) Социальная ценность. Воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее ассоциации с одной или несколькими социальными группами. Альтернативы приобретают социальную ценность благодаря ассоциированию с положительными или отрицательными стереотипами, приписываемыми демографическим, социоэкономическим и культурным (этническим) группам.
3) Эмоциональная ценность. Воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее способности вызывать чувства или аффективные состояния. Альтернативы приобретают эмоциональную ценность, когда ассоциируются с определенными чувствами или когда вызывают (поддерживают) определенные ощущения.
4) Понятийная ценность. Воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие ее способности вызывать любопытство, создавать новизну и/или удовлетворять тягу к знаниям. Альтернативы приобретают понятийную ценность благодаря способности представлять нечто новое, отличное от существующего.
5) Условная ценность. Воспринимаемая полезность, присущая альтернативе вследствие конкретной ситуации или контекста, в котором оказывается принимающее решение лицо. Альтернативы приобретают условную ценность в результате сложившихся физических или социальных обстоятельств, увеличивающих функциональную или социальную ценность. Сами по себе альтернативы этой ценностью не обладают.
Информация о работе Этнопсихологические аспекты потребительского поведения