Реклама в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

В своей работе я рассмотрю наиболее общие вопросы рекламы, подробно хочу остановиться на таком, очень интересном, на мой взгляд, вопросе как саморегулирование в сфере рекламы. Здесь я буду говорить не только о том, как это происходит у нас в стране, но и предложу обратиться к международному и зарубежному опыту. Поскольку реклама в предпринимательской деятельности имеет огромное значение, предприниматели должны сами принимать много усилий, для налаживания порядка в этой сфере для своего же блага. В общем, такие организации саморегулирования уже существуют в России, и о них я тоже буду говорить в своей работе.

Содержание

Введение
Глава I Правовое регулирование рекламы, понятие рекламы, участники рекламной деятельности
Глава II Требования предъявляемые к рекламе
d1 общие требования к рекламе
d2 виды ненадлежащей рекламы
d3 особенности отдельных видов рекламы
d4 социальная реклама, спонсорство.
Глава III Ответственность за ненадлежащую рекламу.
Глава IV Государственный контроль в сфере рекламы
Глава V Саморегулирование рекламы
d1 Саморегулирование рекламы за рубежом
d2 Саморегулирование рекламы в России
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

reklama.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

     Как следует  из ст.31 Закона "О рекламе", за  нарушение законодательства о  рекламе могут быть привлечены  только юридические или физические  лица - индивидуальные предприниматели, которые являются рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, и только за действия, указанные в статье 30 Закона "О рекламе". Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе не предусмотрена. Она не предусмотрена не только "Законом о рекламе", но и КоАП РСФСР. Этим Кодексом не предусмотрена также ответственность юридических  лиц за любые административные правонарушения и ответственность физических лиц за нарушения законодательства о рекламе. "... Хозяйствующие субъекты не являются субъектами правоотношений, регулируемых этим Кодексом. Перечень субъектов административной ответственности  и понятие административного правонарушения содержатся в главе 2 КоАП РСФСР. Этот перечень является исчерпывающим, а понятие административного правонарушения, как виновного поведения физического лица, расширительному толкованию не подлежит",- указано в Постановлении Президиума Московского городского Суда от 23 августа 1995 г. по делу №44 -423. В связи с этим административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает только по Закону "О рекламе".

       Следует  отметить, что административная  ответственность за нарушение  правил распространения рекламы  предусмотрена также статьей 60 Закона  РФ "О средствах массовой информации". Однако только в Законе "О  рекламе" указаны конкретные меры такой ответственности. При  реализации  пункта 1 ст.31 Закона "О рекламе" следует руководствоваться нормами глав 25 и 59  и статьями 15, 151, 152 ГК РФ, а также статьей 12 Федерального Закона от 26 ноября 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ". При применении пункта 2 ст.31 Закона "О рекламе" следует иметь ввиду, что административная ответственность в виде штрафа до 200  минимальных размеров оплаты труда, установленная федеральным законом, применяется антимонопольным органом за сами нарушения, указанные в этом пункте, а  не за невыполнение их предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и решений об осуществлении контррекламы.

      Что касается  уголовной ответственности, предусмотренной  частью второй пункта 2 ст.31 Закона "О рекламе", за ненадлежащую рекламу, совершенную повторно в течение года после наложения  административного взыскания за те же действия, то такая уголовная ответственность не предусмотрена ни действующим УК РФ, ни Уголовным кодексом, действующим до него, и не только для юридических лиц, к которым применяются меры административной  ответственности, но и по отношению к индивидуальным предпринимателям.                                         

Поэтому часть вторая п.2 статьи 31 Закона о рекламе в настоящее время не действует, хотя и не отменена. В действующем с 1 января 1997г. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность только за один вид ненадлежащей рекламы - заведомо ложной (ст.182 УК). К уголовной ответственности по этой статье могут быть привлечены индивидуальные предприниматели за использование в рекламе  заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Понятие "заведомо ложная реклама" в УК РФ значительно шире, чем в статье 9 Закона "О рекламе". В качестве мер наказания за это преступление предусмотрены штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

   По мнению некоторых антимонопольных органов, за правонарушения в области рекламы, например за недобросовестную или недостоверную рекламу, можно применять как нормы Закон "О рекламе", так и нормы Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При этом отдельные из этих работников полагают, что за ненадлежащую рекламу, как одну из форм недобросовестной конкуренции, необходимо применять меры, предусмотренные монопольным законодательством, так как эти меры в ряде случаев более суровы, чем те, которые предусмотрены Законом "О рекламе". Думается, что приведенные мнения не обоснованы, так как из ст.10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", посвященной недобросовестной конкуренции, Федеральным законом   от 25 мая 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", исключена ненадлежащая рекламная деятельность как форма недобросовестной конкуренции. Существующие в настоящее время меры уголовной и административной ответственности  за правонарушения в области рекламы было бы целесообразно, дополнить такой мерой ответственности  (она могла бы быть дополнительной к мерам уголовного наказания за заведомо ложную рекламу или применяться как административная мера ответственности, как запрет на рекламу в течение определенного срока.11

    Закон "О рекламе" обходит молчанием вопрос о  порядке рассмотрения дел о  нарушении законодательства о  рекламе. Однако такой порядок существует, он утвержден  Приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 13 ноября 1995 г. № 147. Согласно данному приказу  для рассмотрение каждого конкретного дела образуется Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Ход заседания Комиссия фиксирует в протоколе, который подписывается председателем Комиссии. В отсутствие сторон (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные  об их своевременном извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении  рассмотрения дела.  Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела. Дело рассматривается по месту нахождения рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, совершившего нарушение.

      Решение  принимается комиссией в отсутствии  сторон и всех лиц, привлеченных  к участию в деле.

     Решение Комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление решения быть отложено на срок не более пяти дней, но резолютивную часть решения Комиссия объявляет в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Копия мотивированного решения направляется сторонам, заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его составления.

     В некоторых  регионах дела о нарушении  законодательства о рекламе возбуждаются  органами прокуратуры. При этом  ссылаются на статью 22 Закона РФ от 17 ноября 1992 г. В указанной статье сказано, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом возбуждает производство об административном правонарушении. Некоторые авторы, в частности Вольдман Ю.Я., считают, что это право прокурора не относится к правонарушениям в области рекламы, так согласно статье 25 Закона "О прокуратуре РФ"  дело об административном правонарушении может быть возбуждено прокурором только в отношении должностного лица. Между тем действующим законодательством не установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе. Таким образом, в соответствии с изложенным выше и пунктом 2.1 "Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе" дела о нарушениях рекламного законодательства рассматриваются только по заявлению юридических и физических лиц, чьи права и законные интересы нарушены в связи  с этим, а также по собственной инициативе Государственного комитета по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических структур и его территориальных управлений.

        На  практике возникает такой вопрос: следует ли применять по делам  о нарушениях  рекламного законодательства  двухмесячный срок давности, предусмотренный  статьей 38 КоАП РСФСР, по аналогии, учитывая, что в Законе "О рекламе" такой срок не установлен? Думается, что этого не следует делать, так как, в отличие от гражданского процессуального законодательства (ст. 10 ГПК РФ), административное законодательство не предусматривает возможность его применения по аналогии.                               

Государственный контроль в сфере рекламы

     В соответствии  со ст.26 Закона "О рекламе" контроль  за соблюдением законодательства  РФ о рекламе возложен на  Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальные органы.  ГАК РФ является главным институтом в механизме государственного регулирования рекламного рынка. История возникновения и развития ГАК РФ связана непосредственно с формированием в России рыночных отношений. 22 марта 1991 г. был утвержден закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    Закон был принят  с целью предупредить, ограничить, пресечь монополистическую деятельность  и недобросовестную конкуренцию и направлен на создание цивилизованных условий для эффективного функционирования товарных рынков. В разделе третьем «Недобросовестная конкуренция» – в общий контекст борьбы за цивилизованные рыночные отношения были поставлены проблемы контроля и регулирования рекламы, хотя сам термин «реклама» в тексте еще не использовался , так как «рекламный бизнес» только зарождался . Статья 10 «О формах недобросовестной конкуренции» утверждала: «Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространения  ложных, неточных или искаженных  сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов ( в ред. Федерального Закона от 25.05.1995 г.); продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг…»

   24 августа 1992 г. Президент  РФ подписал Указ «О государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В этих документах был определен статус ГКАП в системе государственных учреждений. «… Государственный Комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур является центральным органом исполнительной власти РФ по проведению государственной политики, по развитию конкуренции, ограничению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.» Министерства, ведомства и другие органы государственного управления и местной администрации обязывались согласовать с ГКАП РФ или его территориальными управлениями проекты постановлений, распоряжений в случаях, предусмотренных законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

     Указ Президента  определял и организационные  вопросы по созданию ГКАП РФ, и численность работников, фонд  заработной платы, систему привилегий, финансирование расходов на содержание  центрального аппарата ГКАП  РФ, материальное обеспечение вновь создаваемой государственной структуры.

     17 марта 1997 г. Указом  Президента РФ «О совершенствовании  структуры федеральных исполнительной  власти было предписано преобразовать  Государственный Комитет Российской  Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических структур в Государственный антимонопольный комитет РФ (ГКАП в ГАК).

    В соответствии  с Указом Президента РФ была  определена новая структура ГАК  РФ. Кроме руководства комитета, секретариата, Председателя комитета, секретариата  заместителей Председателя и группы советников, в составе ГАК было создано одиннадцать управлений. Четвертым из них было – Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью.

    Важным составным  элементом структуры ГАК РФ  являются его территориальные  управления. Сферой их влияния  могут быть несколько объединенных  территорий, как правило, - 2 –3 области. Они создаются на территории  одного или нескольких субъектов РФ. Правовыми основами деятельности территориальных управлений являются: законодательство РФ, положения, приказы, распоряжения ГАК РФ, а также соответствующее законодательство данного субъекта РФ, принятое в пределах его компетенции.12                       

ГАК и его органы согласно ст.28 Закона «О рекламе»:

- предупреждают и пресекают  факты ненадлежащей рекламы

-направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям  предписания о прекращении нарушения  законодательства  о рекламе, решений об осуществлении контррекламы

- направляет материалы  о нарушениях законодательства  о рекламе в органы, выдавшие  лицензию, для решения вопроса  о приостановлении или о досрочном  аннулировании лицензии на осуществления  соответствующего вида деятельности.

-  направляет в органы  прокуратуры, другие правооохранительные  органы по подведомственности  материалы для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела  по признакам преступлений в  области рекламы.     

           Следует отметить, что помимо антимонопольных органов, государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры  на основании Федерального закона "О Прокуратуре в РФ".

      Касаясь  полномочий  антимонопольных органов  в области рекламы, в частности  их права направлять в правоохранительные органы материалы по признакам по признакам преступлений  в области рекламы, следует обратить внимание на ст.182 УКРФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. "Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров,  работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее  значительный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.          

Информация о работе Реклама в предпринимательской деятельности