Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа
Актуальность. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………......6
1.1.Содержание принципа наглядности в обучении…………………….….6
1.2. Процесс формирования знаний младших школьников на уроках математики……………………………………………………………………….....11
Вывод по 1 главе …………………………………………………………...14
2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ……....................15
2.1. Классификация наглядных пособий по математике…….....................15
2.2. Применение средств наглядности при обучении младших школьников математике…………………………………………………………...18
2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе………………………..22
Вывод по 2 главе …………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.2 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
1.1.Содержание принципа наглядности в обучении…………………….….6
1.2. Процесс
формирования знаний младших
школьников на уроках
Вывод по 1 главе …………………………………………………………...14
2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МАТЕМАТИКЕ……..................
2.1.
Классификация наглядных пособий по математике……..................
2.2.
Применение средств наглядности при обучении
младших школьников математике……………………………………………………
2.3 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности на уроках математики в начальной школе………………………..22
Вывод по 2 главе …………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.3 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Актуальность. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.
К сожалению, в настоящее время из-за желания учителей включить в урок различные виды работы, несколько ослаблено внимание к выработке у учащихся навыков и умений решения задач. А ведь регулярное включение в работу с классом задач развивающего характера, повышенной трудности способствуют развитию интереса и интеллектуальных способностей детей, активизируют их познавательную деятельность. Так же для повышения интереса к решению задач на движение следует использовать разнообразные чертежи и схемы. Они позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивать память, речь, мышление. Учитель начальных классов должен выработать навык решения как простых, так и составных задач на движение, на основании которого они смогут решать более сложные задачи по алгебре и физике в старших классах.
Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными
операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Наглядное обучение как эффективный процесс формирования математических знаний младших школьников»
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.4 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся начальных классов.
Предмет исследования: педагогические условия применения средств наглядности, обеспечивающие процесс формирования математических знаний у младших школьников.
В связи с этим выдвигается гипотеза, что только комбинированное использование средств наглядности позволит повысить на уроке качество усвоения новых знаний, уровень сформированности умений и навыков.
Цель исследования: изучить влияние средств наглядности на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
Методы исследования:
ведущие:
частные:
База исследования - г.Тараз, средняя школа № 31, 2 «Б» класс.
Этапы исследования:
На первом этапе изучалась психолого-педагогическая, методическая литература, анализировался отечественный опыт по эффективности формирования знаний у младших школьников при обучении математике. На этом этапе была выдвинута гипотеза исследования.
На втором этапе была разработана и учтена методика экспериментального исследования; организована и проведена опытно -экспериментальная работа.
На третьем этапе сделан анализ экспериментальной работы по теме исследования и оформление курсовой работы.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.5 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
Структура курсовой работы:
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.6 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ.
1.2 Содержание принципа наглядности в обучении.
Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.
Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности – без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Ян Амос Коменским (1592 - 1670). Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “ золотое правило ” дидактики: “ Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.
Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении).
Я.А. Коменский гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имеющийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.
Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.7 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |
представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится.
Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка.
Песталоцци не был знаком с педагогической системой Коменского в целом, но знал его учебные книги. Это дало ему право утверждать: “Когда в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания ”.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), исходя, из психологических особенностей детского возраста так же большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.
Воспитательно-образовательная работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Познание окружающего мира младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей этого возраста.
Первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
|
Таразский государственный педагогический институт |
Ф 02/112 |
Курсовая работа Кафедра « Педагогика и методика начального обучения» Стр.8 из 41 |
СМЖ «Инновационный» КП ОП 06-2011 Изд 1.Экз. №1 |