Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методические и организационно-педагогические условия проведения нестандартных уроков по математике для повышения познавательной активности учащихся.
В связи с этим, для экспериментальной проверки выдвинута гипотеза, что нестандартные формы проведения уроков по математике будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, если учитывать современные методики проведения уроков, применять различные формы и методы активизации деятельности учащихся, включать их в творческую деятельность по выполнению заданий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……..4
1. Методы и формы повышения познавательной активности учащихся
на уроках математики …………………………………………………….…….7
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся …………………………………………………………………………...7
1.2. Понятие «познавательная активность»..……………………………………..12
1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся ……….……20
1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики ……………………25
1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности учащихся………………………………………………………………28
2. Средства активизации познавательной активности на уроках
математики………………….………………..…………………………………..38
2.1. Уроки-путешествия…………………………………………………………...38
2.2 Математические уроки-сказки……………………………………………….42
2.3 Веселые задачи в стихах……………………………………………………..49
2.4 Математические загадки……………………………………………………..51
2.5 Сказочные задачи…………………………………………………………….55
2.6 Математические сказки………………………………………………………56
2.7 Задачи занимательного характера………………………………………….62
2.8 Головоломки………………………………………………………………….64
2.9 Кроссворды…………………………………………………………………...67
2.10 Логические задачи…………………………………………………………..68
2.11 Математические эстафеты…………………………………………………..74
2.12 Исторические сведения………………………………………………………76
2.13 Олимпиады, конкурсы и соревнования……………………………………77
3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков
в школе………………………………………………………………………….80
3.1.Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков……80
3.2. Педагогическое исследование…………………………………………….84
Заключение……………………………………………………………………..94
Список литературы…………………………………………………………...96
Приложения …………………………………………………………………...103

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_gotovaya2.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..……..4

1. Методы и формы повышения  познавательной активности учащихся 

на уроках математики …………………………………………………….…….7

1.1. Психолого-педагогические основы  познавательной деятельности 

учащихся …………………………………………………………………………...7

1.2. Понятие «познавательная активность»..……………………………………..12

1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся ……….……20

1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики ……………………25

1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной

активности учащихся………………………………………………………………28

2. Средства активизации познавательной активности на уроках

математики………………….………………..…………………………………..38

2.1. Уроки-путешествия…………………………………………………………...38

2.2 Математические уроки-сказки……………………………………………….42

2.3 Веселые задачи в стихах……………………………………………………..49

2.4 Математические загадки……………………………………………………..51

2.5 Сказочные задачи…………………………………………………………….55

2.6 Математические сказки………………………………………………………56

2.7 Задачи занимательного характера………………………………………….62

2.8 Головоломки………………………………………………………………….64

2.9 Кроссворды…………………………………………………………………...67

2.10 Логические задачи…………………………………………………………..68

2.11 Математические эстафеты…………………………………………………..74

2.12 Исторические сведения………………………………………………………76

2.13 Олимпиады, конкурсы и соревнования……………………………………77

3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков

 в школе………………………………………………………………………….80

3.1.Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков……80

3.2. Педагогическое исследование…………………………………………….84

Заключение……………………………………………………………………..94

Список литературы…………………………………………………………...96

Приложения …………………………………………………………………...103

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, сохранения их активности на протяжении всего урока.

На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и психическому развитию школьников, повышению уровня познавательной активности, является одной из самых актуальных.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. В связи с этим ухудшалось качество знаний, снижалась успеваемость, затруднялось развитие логического мышления, познавательной активности, познавательного интереса учащихся. Роль математики в развитии логического мышления, познавательного интереса, уровня познавательной активности учащихся исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.  

Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащегося к учебному труду, развитию познавательных процессов.

Исходя из актуальности этой проблемы, определилась тема исследования «Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся».

Объектом исследования является развитие уровня познавательной активности учащихся при использовании нестандартных уроков математики в школе.

Предметом исследования являются нестандартные формы обучения, применяемые на уроках математики в школе, направленные на повышение уровня познавательной активности учащихся.

Цель исследования: определить методические и организационно-педагогические условия проведения нестандартных уроков по математике для повышения познавательной активности учащихся.

В связи с этим, для экспериментальной проверки выдвинута гипотеза, что нестандартные формы проведения уроков по математике  будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, если учитывать современные методики проведения уроков, применять различные формы и методы активизации деятельности учащихся, включать их в творческую деятельность по выполнению заданий.

С учетом всего сказанного автор ставит перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу, передовой педагогический опыт по проблеме проведения нестандартных уроков по математике и применению нестандартных форм уроков математики.
  2. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу развития познавательной активности учащихся.
  3. Разработать серию нестандартных уроков по математике в школе.
  4. Организовать и провести экспериментальную работу с внедрением разработанных уроков и определить их эффективность.

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ литературы, сравнение, синтез, обобщение, прогнозирование; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседы, изучение и обобщение работы учителей, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость представленной работы заключается в том, что проанализированы различные нестандартные формы проведения уроков, сформулированы требования и условия их успешного применения для развития познавательной активности учащихся.

Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке и применении нестандартных форм проведения уроков математики: уроки с использованием дидактических игр, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, которые могут быть использованы в дальнейшей практической деятельности.

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, где обозначена актуальность темы и определён научный аппарат исследования; двух глав, раскрывающих основное содержание заявленной темы; заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Методы и формы  повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

 

 

1.1. Психолого-педагогические  основы познавательной деятельности  учащихся.

 

 

     Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Деятельность требует помощи и участия других людей, т.е. приобретает характер совместной деятельности. Её результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит свое выражение не только отношение человека к вещам, но и отношение его к другим людям.

     Возникновение и развитие различных типов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребенка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности. 

     Познавательная деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

     В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка, постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребёнок растёт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру. 

     В процессе познавательной деятельности как ведущей в школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам форм общественного сознания (науки, искусства, морали, права), но и те исторически возникшие способы, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления – рефлексию, анализ, мыслительный эксперимент. Содержанием познавательной деятельности являются теоретические знания.

     Познавательная деятельность нацелена на то, чтобы школьники усваивали знания в процессе самостоятельного решения учебной задачи, которая позволяет им раскрыть условия происхождения этих знаний. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Назовем эти действия:

  • преобразование условия задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого предмета;
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
  • преобразование модели отношения для изучения его свойств в “чистом виде”;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль над выполнением предыдущих действий;
  • оценка общего способа как результата решения данной учебной задачи;

     Следующим компонентом познавательной деятельности являются учебные действия школьников, выполняя которые они осваивают предметный способ действия. Независимо от того, как им задается способ действия (учителем или они обнаруживают его сами), учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец. Производимые ребенком действия по составлению предварительного представления о способе действия и по его первоначальному восприятию есть собственно учебные действия.

     Каждое учебное действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий решения той или иной учебной задачи.

     Главным действием является преобразование учебной задачи с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения того объекта, который должен быть отображен в соответствующем теоретическом понятии. Важно отметить, что речь здесь идет о целенаправленном преобразовании условий задачи, направленной на поиск, обнаружение и выделение вполне определенного отношения некоторого целостного объекта.

     Предметом познавательной деятельности является какого-либо рода информация. Познавательная деятельность, как и другие виды деятельности, имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием также называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком  цель. Действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книг и их чтение. Операцией именуют способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.  В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

     Компонентом познавательной деятельности является самоконтроль.

     В последние годы проблема самоконтроля всё больше становиться предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его значение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование познавательной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

     «Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли ответил? Все ли я ответил?» Очень близко к этому определению самоконтроля подходит определение В.И. Страхова, который считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов».

     Д. Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ». Образец способа действия должен содержать в себе опорные точки, на основании сопоставления с которыми может быть произведено действие контроля до того, как осуществится то искомое действие, ради которого применяется данный способ. Д.Б. Эльконин дает еще одно определение самоконтролю: «Контроль есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом». Оба определения уместны, но они соответствуют разным видам самоконтроля.

Информация о работе Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника