В работе мы рассмотрели нестандартные
формы проведения уроков математики в 5-9 классах. Нестандартные
формы уроков математики помогают систематизировать
познавательную деятельность. Систематически
укрепляясь и развиваясь, познавательная
деятельность становится основой положительного
отношения к учению. Мы установили, что внедрение нестандартных
форм уроков математики активизирует
учебно-познавательную деятельность учащихся,
позволяет добиваться более высоких результатов
обучения. При использовании нестандартных
форм очень важно, чтобы выполнялись
необходимые условия и требования, чтобы
их содержание отвечало основным целям
обучения данной теме на данном этапе.
Гипотетически мы предположили, что применение нестандартных форм
урока математики способствует активизации
учебной деятельности учащихся, более
глубокому и осознанному усвоению математики,
развитию самостоятельности, повышению
уровня познавательной активности. Таким
образом, гипотеза исследования получила
свое подтверждение, цели работы достигнуты.
Данный материал имеет методическую
значимость и может быть использован в
практике преподавания математики
в основной школе.
Список литературы
- Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика
5-11 классы. Как сделать уроки математики не скучными [Текст] / Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 95 с.
- Барышникова, Н. В. Математика 5-11 классы.
Игровые технологии на уроках [Текст] /Н.
В. Барышникова. – Волгоград: Учитель,
2007. – 154 с.
- Ротаенко, Ю. А. Математическая сказка [Текст]
/ сост. Ю. А. Ротаенко// Начальная школа.
– 1994. - № 6. – 79 с.
- Козлова, О. А. Роль современных дидактических
игр в развитии познавательных интересов
и способностей младших школьников [Текст]
/ О. А. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 11. – 112 с.
- Ковалева, Т. Н. Игра и учебная деятельность
[Текст] /Т. Н. Ковалева// Математика
в школе. – 1988. - № 6.
- Усатова, Е. В. Соревнования на уроках
математики [Текст] / Е. В. Усатова// Математика
в школе. – 1993. - № 6.
- Виноградова, Л. В. Методика преподавания
в средней школе [Текст] / Ростов н/Д: Феникс,
- 2005. - 252 с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый учебный
курс: Учебник для студентов педагогических
вузов [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Гуманист.
Издательский центр Владос, 1999. – 576 с.
- Епишева, О. Б. Общая методика преподавания
математики в средней школе [Текст] / О. Б. Епишева. - Тобольск: «Дрофа», 1997. - 191с.
- Колягин, Ю. М. Методика преподавания
математики в средней школе. Частные методики [Текст] / Ю. М. Колягин. - М.: Просвещение, 1997. -380с.
- Кузнецов, Б. Н. Воспитание интереса к
изучению математики в школе [Текст] / Б. Н. Кузнецов. - Иркутск: «Феликс», 2007. - 225с.
- Пичурин, Л. Ф. Вопросы Общей методики преподавания
математики [Текст] /Л. Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1999. - 280с.
- Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в
средней школе [Текст] / Н. М. Рогановский. - М.: Просвещение, 1990. - 270с.
- Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе [Текст] / Н. В. Бабкина // Начальная школа. - 1998. - № 4.
- Бабкина, Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы [Текст] / Н. В. Бабкина // Психологическое обозрение. – 1996 г. - № 2(3).
- Бибко, Н. С. Сказка приходит на урок [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная
школа. – 1996 г. - № 9.
- Губанова, О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках [Текст] / О. В. Губанова // Начальная школа. – 1997 г. - № 6.
- Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / Т. А. Масловская // Начальная
школа. – 1997 г. - № 2.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО. – 2003 г. – 512 с.
- Минскин, Е. М. От игры к знаниям [Текст] / Е. М. Минскин.- М.: Просвещение. – 2004 г.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. М.: Просвещение. – 2006 г.
- Спиваковская, А. С. Игра - это серьёзно [Текст] / А. С. Спиваковская. - М.: Педагогика. – 2001 г.
- Авдеев, Р. И. Принципы дидактики в преподавании
математики [Текст] / Р. И. Авдеев – М., 2002,
с. 45.
- Болтянский, В. Г. Преподавание математики [Текст] / В. Г. Болтянский – Н. Новгород, 1995. - 70с.
- Петрова, Е. С. Методические рекомендации
по изучению курса методики преподавания
математики [Текст] / Е. С. Петрова. - Саратов: «Феликс», - 1993. - 67 с.
- Пичурин, Л. Ф. Вопросы Общей методики преподавания
математики [Текст] / Л. Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1999. - 280с.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
[Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Просвещение, 2006. - 816с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И.
Ф. Харламов. - М. Высшая школа, 1990 г.
- Истомина, Н. Б. Развивающее обучение
[Текст] / Н. Б. Истомина // Начальная
школа. – 1996 г. - № 12.
- Губанова, О. В., Левкина, И. С. Использование
игровых приемов на уроках [Текст]
/ О. В. Губанова, И. С. Левкина // Начальная
школа. – 1997 г. - № 6.
- Буя, Т. А. Игра в эстетическом воспитании
младшего школьника [Текст] / Т. А. Буя //
Начальная школа. – 1997 г. - № 2.
- Бахир, В. К. Развивающее обучение [Текст] / В. К. Бахир // Начальная школа.
– 1997 г. - № 5.
- Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебник для
студентов вузов, обучающихся по педагогическим
специальностям [Текст] / И. Ф. Харламов.
- М.: Гардарики, 2002. - 517 с.
- Григорович, Л. А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов
вузов [Текст] / Л. А. Григорович. - М.: Гардарики,
2003 г. – 475с.
- Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики:
Учебник для студентов вузов [Текст] / О.
С. Гребенюк. - М.: Владос, 2003. -160 с.
- Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой [Текст] / Б. А. Кордемский.
– М.: Просвещение, 2004 г.
- Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С. Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002 г.
- Чесноков, А. С., Мешков, К. И. Дидактические
материалы для 6 класса [Текст] / А. С. Чесноков, К. И. Мешков.
– М.: Просвещение, 2002. - 160с.
- Чименгирова, Л., Спиридонова, Б. Играя,
учимся математике / пер. с болгарского
[Текст] / Л. Чименгирова, Б. Спиридонова.
– М.: Просвещение, 2003 г.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика,
1998 г.
- Занько, С. Ф. Игра и учение [Текст] / С.
Ф. Занько. – М., 1994 г.
- Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / В. Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990 г.
- Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной
работе [Текст] / И. С. Гринченко. – М.: ЦГЛ.
– 2002 г.
- Возлинская, М. В. Задачник. Нестандартная
математика в школе [Текст] / М. В. Возлинская. – М.: Лайда, 1993 г.
- Ким, Е. А. Нестандартные уроки математики. 5-6 классы [Текст] / Е. А. Ким. – Волгоград: ИТД «Коринфей» - 2006 г. – 112 с.
- Чулков, П. В. Математика – задачи на развитие
математического мышления с решениями
и ответами для 5-6 классов [Текст] / П. В. Чулков.
- Смыкалова, Е. В. Необычный урок математики. Книга для учителя. Выпуск 1 [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 88 с.
- Смыкалова, Е. В. Необычный урок математики.
Книга для учителя. Выпуск 2 [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 80 с.
- Смыкалова, Е. В. Развивающее обучение на уроках
математики. Книга для учителя [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 64 с.
- Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной
активности учащихся в начальной школе
[Текст]/Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии.-
2005.- № 5.- С.36-40.
- Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст]/Н.Б.Аникеева.
– М.:Просвещение,2007. – 564 с.
- Бантова, М.А. Методика преподавания математики
в начальной школе [Текст] /М.А. Бантова.
– М.: Просвещение, 2004. – 376 с.
- Блехер, Ф.Н. Дидактические игры [Текст]/Ф.Н.
Блехер. – М.:Просвещение,2004. – 325 с.
- Возлинкая, М.Ф. Нестандартная математика
в школе [Текст] / М.Ф. Возлинкая. – М.:Просвещение,2003.
– С.174.
- Воронов, В.В. Педагогика школы В.В. Воронов
[Текст]/В.В. Воронов. – М.:Просвещение,2003.
- С.226.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология
[Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,
2001. – С.117.
- Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках
математики в 1 и 2 классах [Текст] /Т.К. Жикалкина.
– М.:Просвещение,1996. – 442 с.
- Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный
период обучения [Текст] / Е.В. Карпова.
– Ярославль, 1997. – 476 с.
- Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании
[Текст]/Н.К. Крупская. – М.:Просвещение,2003.-
С.356.
- Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития
познавательной активности учащихся в
процессе обучения [Текст]/Ю.Н. Кулюткин
// Вопросы психологии.- 2004.- № 5.- С.41-43.
- Кушнерук, Е.Н. Занимательность на уроках
математики в начальных классах [Текст]/Е.Н.
Кушнерук. – Минск, 2007. – С.109.
- Лисина, М.И. Развитие познавательной
активности детей в ходе общения с взрослыми
и сверстниками [Текст]/М.И. Лисина // Вопросы
психологии, 2002.- № 4.- С.18-35.
- Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: Искусство
отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. – М.:Просвещение,1994.
– С.47.
- Матюшкин, А.М. Психологическая структура,
динамика и развитие познавательной активности
[Текст]/А.М. Матюшкин // Вопросы психологии,
2002.- № 4.- С.5-17.
- Миронова, Р.М. Игра в развитии активности
детей [Текст]/Р.М. Миронова. – Минск., 2002.
– С.368.
- Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения
по математике [Текст] / М.Н. Перова. – М.:Просвещение,1996.
– 327 с.
- Подластый, И.П. Педагогика начальной
школы [Текст]/И.П. Подластый. – М.:Просвещение,
2001. – С.199
- Тарасова, И.А. Дидактические игры в начальной
школе [Текст] / И.А. Тарасова// Начальная
школа. 2002.– №10. – С.27.
- Чилинрова, Л. Играя, учимся математике
[Текст]/Л. Чилинрова, Б. Спиридонова. –
М.:Просвещение,1993. – 245 с.
- Чилинрова, Л.А. Играя, учимся математике
[Текст]/Л.А. Чилинрова, Б.В. Спиридонова.
– М.:Просвещение,1993. – С.22.
Приложения