Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методические и организационно-педагогические условия проведения нестандартных уроков по математике для повышения познавательной активности учащихся.
В связи с этим, для экспериментальной проверки выдвинута гипотеза, что нестандартные формы проведения уроков по математике будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, если учитывать современные методики проведения уроков, применять различные формы и методы активизации деятельности учащихся, включать их в творческую деятельность по выполнению заданий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……..4
1. Методы и формы повышения познавательной активности учащихся
на уроках математики …………………………………………………….…….7
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся …………………………………………………………………………...7
1.2. Понятие «познавательная активность»..……………………………………..12
1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся ……….……20
1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики ……………………25
1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности учащихся………………………………………………………………28
2. Средства активизации познавательной активности на уроках
математики………………….………………..…………………………………..38
2.1. Уроки-путешествия…………………………………………………………...38
2.2 Математические уроки-сказки……………………………………………….42
2.3 Веселые задачи в стихах……………………………………………………..49
2.4 Математические загадки……………………………………………………..51
2.5 Сказочные задачи…………………………………………………………….55
2.6 Математические сказки………………………………………………………56
2.7 Задачи занимательного характера………………………………………….62
2.8 Головоломки………………………………………………………………….64
2.9 Кроссворды…………………………………………………………………...67
2.10 Логические задачи…………………………………………………………..68
2.11 Математические эстафеты…………………………………………………..74
2.12 Исторические сведения………………………………………………………76
2.13 Олимпиады, конкурсы и соревнования……………………………………77
3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков
в школе………………………………………………………………………….80
3.1.Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков……80
3.2. Педагогическое исследование…………………………………………….84
Заключение……………………………………………………………………..94
Список литературы…………………………………………………………...96
Приложения …………………………………………………………………...103

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_gotovaya2.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

В работе мы рассмотрели нестандартные формы проведения уроков математики в 5-9 классах. Нестандартные формы уроков математики помогают систематизировать познавательную деятельность. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная деятельность становится основой положительного отношения к учению. Мы установили, что внедрение нестандартных форм уроков математики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения. При использовании нестандартных форм  очень важно, чтобы выполнялись необходимые условия и требования, чтобы их содержание отвечало основным целям обучения данной теме на данном этапе.

Гипотетически мы предположили, что применение нестандартных форм урока математики способствует активизации учебной деятельности учащихся, более глубокому и осознанному усвоению математики, развитию самостоятельности, повышению уровня познавательной активности. Таким образом, гипотеза исследования получила свое подтверждение, цели работы достигнуты.

Данный материал имеет методическую значимость и может быть использован в практике преподавания   математики в основной школе.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика 5-11 классы. Как сделать уроки математики не скучными [Текст] / Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 95 с.
  2. Барышникова, Н. В. Математика 5-11 классы. Игровые технологии на уроках [Текст] /Н. В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  3. Ротаенко, Ю. А. Математическая сказка [Текст] / сост. Ю. А. Ротаенко// Начальная школа. – 1994. - № 6. – 79 с.
  4. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О. А. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 11. – 112 с.
  5. Ковалева, Т. Н. Игра и учебная деятельность [Текст] /Т. Н. Ковалева//  Математика в школе. – 1988. - № 6.
  6. Усатова, Е. В. Соревнования на уроках математики [Текст] / Е. В. Усатова// Математика в школе. – 1993. - № 6.
  7. Виноградова, Л. В. Методика преподавания в средней школе [Текст] / Ростов н/Д: Феникс, - 2005. - 252 с.
  8. Подласый, И. П. Педагогика. Новый учебный курс: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Гуманист. Издательский центр Владос, 1999. – 576 с.
  9. Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе [Текст] / О. Б. Епишева. - Тобольск: «Дрофа», 1997. - 191с.
  10. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики [Текст] / Ю. М. Колягин. - М.: Просвещение, 1997. -380с.
  11. Кузнецов, Б. Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе [Текст]  / Б. Н. Кузнецов. - Иркутск: «Феликс», 2007. - 225с.
  12. Пичурин, Л. Ф. Вопросы Общей методики преподавания математики [Текст] /Л. Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1999. - 280с.
  13. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе [Текст] / Н. М. Рогановский. - М.: Просвещение, 1990. - 270с.
  14. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе [Текст] / Н. В. Бабкина //  Начальная школа. - 1998. - № 4.
  15. Бабкина, Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы [Текст] / Н. В. Бабкина // Психологическое обозрение. – 1996 г. - № 2(3).
  16. Бибко, Н. С. Сказка приходит на урок [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа. – 1996 г. - № 9.
  17. Губанова, О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках [Текст] / О. В. Губанова // Начальная школа. –  1997 г. - № 6.
  18. Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / Т. А. Масловская // Начальная школа. – 1997 г. - № 2.
  19. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО. – 2003 г. – 512 с.
  20. Минскин, Е. М. От игры к знаниям [Текст] / Е. М. Минскин.- М.: Просвещение. – 2004 г.
  21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. М.: Просвещение. – 2006 г.
  22. Спиваковская, А. С. Игра - это серьёзно [Текст] / А. С. Спиваковская. - М.: Педагогика. – 2001 г.
  23. Авдеев, Р. И. Принципы дидактики в преподавании математики [Текст] / Р. И. Авдеев – М., 2002, с. 45.
  24. Болтянский, В. Г. Преподавание математики [Текст] / В. Г. Болтянский – Н. Новгород, 1995. - 70с.
  25. Петрова, Е. С. Методические рекомендации по изучению курса методики преподавания математики [Текст] / Е. С. Петрова. - Саратов: «Феликс», - 1993. - 67 с.
  26. Пичурин, Л. Ф. Вопросы Общей методики преподавания математики [Текст] / Л. Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1999. - 280с.
  27. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Просвещение, 2006. - 816с.
  28. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. - М. Высшая школа, 1990 г.
  29. Истомина, Н. Б. Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина //  Начальная школа. – 1996 г. - № 12.
  30. Губанова, О. В., Левкина, И. С. Использование игровых приемов  на  уроках [Текст] / О. В. Губанова, И. С. Левкина // Начальная школа. –  1997 г. - № 6.
  31. Буя, Т. А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника [Текст] / Т. А. Буя //  Начальная  школа. – 1997 г. - № 2.
  32. Бахир, В. К. Развивающее обучение [Текст] / В. К. Бахир // Начальная школа. – 1997 г. - № 5.
  33. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям [Текст] / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 517 с.
  34. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Л. А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003 г. – 475с.
  35. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов [Текст] / О. С. Гребенюк. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  36. Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой [Текст] / Б. А. Кордемский. – М.: Просвещение, 2004 г.
  37. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С. Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002 г.
  38. Чесноков, А. С., Мешков, К. И. Дидактические материалы для 6 класса [Текст] / А. С. Чесноков, К. И. Мешков. – М.: Просвещение, 2002. - 160с.
  39. Чименгирова, Л., Спиридонова, Б. Играя, учимся математике / пер. с болгарского [Текст] / Л. Чименгирова, Б. Спиридонова. – М.: Просвещение, 2003 г.
  40. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1998 г.
  41. Занько, С. Ф. Игра и учение [Текст] / С. Ф. Занько. – М., 1994 г.
  42. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / В. Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990 г.
  43. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст] / И. С. Гринченко. – М.: ЦГЛ. – 2002 г.
  44. Возлинская, М. В. Задачник. Нестандартная математика в школе [Текст] / М. В. Возлинская. – М.: Лайда, 1993 г.
  45. Ким, Е. А. Нестандартные уроки математики. 5-6 классы [Текст] / Е. А. Ким. – Волгоград: ИТД «Коринфей» - 2006 г. – 112 с.
  46. Чулков, П. В. Математика – задачи на развитие математического мышления с решениями и ответами для 5-6 классов [Текст] / П. В. Чулков.
  47. Смыкалова, Е. В. Необычный урок математики. Книга для учителя. Выпуск 1  [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 88 с.
  48. Смыкалова, Е. В. Необычный урок математики. Книга для учителя. Выпуск 2 [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 80 с.
  49.   Смыкалова, Е. В. Развивающее обучение на уроках математики. Книга для учителя [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 64 с.
  50. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе [Текст]/Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии.- 2005.- № 5.- С.36-40.
  51. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст]/Н.Б.Аникеева. – М.:Просвещение,2007. – 564 с.
  52. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст] /М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2004. – 376 с.
  53. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры [Текст]/Ф.Н. Блехер. – М.:Просвещение,2004. – 325 с.
  54. Возлинкая, М.Ф. Нестандартная математика в школе [Текст] / М.Ф. Возлинкая. – М.:Просвещение,2003. – С.174.
  55. Воронов, В.В. Педагогика школы В.В. Воронов [Текст]/В.В. Воронов. – М.:Просвещение,2003. - С.226.
  56. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – С.117.
  57. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах [Текст] /Т.К. Жикалкина. – М.:Просвещение,1996. – 442 с.
  58. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997. – 476 с.
  59. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст]/Н.К. Крупская. – М.:Просвещение,2003.- С.356.
  60. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения [Текст]/Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии.- 2004.- № 5.- С.41-43.
  61. Кушнерук, Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах [Текст]/Е.Н. Кушнерук. – Минск, 2007. – С.109.
  62. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками [Текст]/М.И. Лисина // Вопросы психологии, 2002.- № 4.- С.18-35.
  63. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. – М.:Просвещение,1994. – С.47.
  64. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст]/А.М. Матюшкин // Вопросы психологии, 2002.- № 4.- С.5-17.
  65. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей [Текст]/Р.М. Миронова. – Минск., 2002. – С.368.
  66. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М.Н. Перова. – М.:Просвещение,1996. – 327 с.
  67. Подластый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П. Подластый. – М.:Просвещение, 2001. – С.199
  68. Тарасова, И.А. Дидактические игры в начальной школе [Текст] / И.А. Тарасова// Начальная школа. 2002.– №10. – С.27.
  69. Чилинрова, Л. Играя, учимся математике [Текст]/Л. Чилинрова, Б. Спиридонова. – М.:Просвещение,1993. – 245 с.
  70. Чилинрова, Л.А. Играя, учимся математике [Текст]/Л.А. Чилинрова, Б.В. Спиридонова. – М.:Просвещение,1993. – С.22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 


 



Информация о работе Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника