Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методические и организационно-педагогические условия проведения нестандартных уроков по математике для повышения познавательной активности учащихся.
В связи с этим, для экспериментальной проверки выдвинута гипотеза, что нестандартные формы проведения уроков по математике будут способствовать повышению уровня познавательной активности учащихся, если учитывать современные методики проведения уроков, применять различные формы и методы активизации деятельности учащихся, включать их в творческую деятельность по выполнению заданий.
Введение……………………………………………………………………..……..4
1. Методы и формы повышения познавательной активности учащихся
на уроках математики …………………………………………………….…….7
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся …………………………………………………………………………...7
1.2. Понятие «познавательная активность»..……………………………………..12
1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся ……….……20
1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики ……………………25
1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности учащихся………………………………………………………………28
2. Средства активизации познавательной активности на уроках
математики………………….………………..…………………………………..38
2.1. Уроки-путешествия…………………………………………………………...38
2.2 Математические уроки-сказки……………………………………………….42
2.3 Веселые задачи в стихах……………………………………………………..49
2.4 Математические загадки……………………………………………………..51
2.5 Сказочные задачи…………………………………………………………….55
2.6 Математические сказки………………………………………………………56
2.7 Задачи занимательного характера………………………………………….62
2.8 Головоломки………………………………………………………………….64
2.9 Кроссворды…………………………………………………………………...67
2.10 Логические задачи…………………………………………………………..68
2.11 Математические эстафеты…………………………………………………..74
2.12 Исторические сведения………………………………………………………76
2.13 Олимпиады, конкурсы и соревнования……………………………………77
3. Методика организации и проведения нестандартных форм уроков
в школе………………………………………………………………………….80
3.1.Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков……80
3.2. Педагогическое исследование…………………………………………….84
Заключение……………………………………………………………………..94
Список литературы…………………………………………………………...96
Приложения …………………………………………………………………...103
Таким образом, под познавательной активностью будем понимать инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых формирование интереса к предмету, активизация учащихся, развитие мыслительных операций. Активизацию учащихся на уроках обучения грамоте можно достичь через интересные сюжеты игр, личным участием детей в играх, проявлением творческих и интеллектуальных способностей учеников, поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся; использование в процессе обучения комплекса дидактических игр; применение системы поощрений.
В следующем параграфе мы рассмотрим понятие дидактической игры, ее виды, использование с учетом возрастных и психологических особенностях, а также организацию и проведение дидактической игры в начальной школе.
1.3. Условия повышения познавательной активности учащихся.
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому эта проблема в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение и обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего.
Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Кроме того, игровые моменты служат как бы переходным мостиком к обучению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Познавательная деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка, постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребёнок растёт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Каждому, с одной стороны, необходимо умение анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны, - развивать своё воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приёмов умственной деятельности, как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, сравнение, конкретизация.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Школьников необходимо учить работать самостоятельно, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и самостоятельно решаются при помощи приобретённых знаний.
Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако если все делятся профессионально и четко, то рано или поздно, ученик себя проявит. Математика – наука «замечательная». В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания, показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать – следует понять и научиться применять, и тогда все запомнится само собой.
Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с одарённым учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся. Для этого полезно использовать нестандартные формы уроков, такие как дидактические игры, конкурсы, эстафеты, КВНы, математические сказки и т.д.
Положительную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисление, «открывают» и формулируют новые математические определения.
Для развития творческих способностей к математике, считал академик А. Н. Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности интерес к искусству, ведь интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не благоприятствует успеху в математической деятельности.
Средний школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны, поэтому они любят брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, проявляя незаурядные способности и высокоразвитый интеллект. Им свойственна эмоционально-отрицательная реакция на простые задачи, которые они отказываются решать из-за соображений престижности.
Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов школьников выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности. В эти годы происходит завершение когнитивных процессов, прежде всего мышления. Мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов». Добиться от учащихся глубокого и осознанного овладения большим количеством математических понятий нелегко, придерживаясь, всё время академического стиля строгих определений. Дело в том, разъясняет известная писательница (профессор математики по основному роду занятий) И. Грекова, что «…живое содержание понятия, как правило, шире и богаче его сжатого словесного определения – ведь оно формируется не определением, а всем опытом общественной жизни и практической деятельности людей, всей системой ассоциаций, образов, аналогий. Даже эмоций, связанных с данным предметом, явлением».
Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике.
1.4. Нестандартные формы работы на уроках математики.
Готовясь к уроку, хороший учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.
А очень хороший учитель, кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает методы ее стимуляции, причем не какими-нибудь волюнтаристскими способами, а путем разумной инъекции в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, веселого, т. е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку – этого главного могильщика учебного процесса.
Что же нужно знать тому, кто стремится создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку? Прежде всего, то, что на уроках такой строгой науки, как математика, сделать это можно только введением в них занимательных моментов.
Занимательные элементы на уроке могут быть напрямую связанны с изучаемой темой (К. Д. Ушинский называл их «внутренними»), а могут быть с нею совсем не связанными (по К. Д. Ушинскому – «внешними»).
Совершенно очевидно, что «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней». Потому что хороший учитель не просто «размачивает» сухой материал урока занимательным, он подбирает последний так и находит ему такое место, чтобы «выжать» из него как можно больше пользы.
Нестандартные уроки – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Анализ педагогической
1. Уроки – деловые игры.
2. Уроки-соревнования.
3. Уроки типа КВН.
4. Компьютерные уроки.
5. Уроки творчества.
6. Уроки-аукционы.
7. Уроки-зачеты.
8. Уроки-конурсы.
9.Уроки – ролевые игры.
10. Межпредметные уроки.
11. Уроки-игры «Поле чудес».
12. Уроки-фантазии.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
Проводя стандартные
1.5. Дидактическая игра как средство развития познавательной
активности учащихся
Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача – это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает любознательность. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.
Современные условия
Реализация этой задачи
Дидактические игры
Информация о работе Нестандартные методы развития познавательной активности младшего школьника