Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 23:55, курсовая работа
Цель исследования. Основной целью исследования является совершенствование диагностики, установление закономерностей психопатологических состояний, обуславливающих вовлечение больных с психической патологией в агрессивные формы поведения, на основе комплексного изучения их клинических, социальных и личностных особенностей и поиск прогностических критериев агрессивных проявлений.
Список сокращений
3
Введение
4
Глава 1. Обзор литературы.
9
1.1. Терминология агрессивного поведения
9
1.2. Теории агрессии
10
1.3. Эпидемиология агрессивного поведения лиц, страдающих психическими расстройствами
30
1.4. Аффективные основы агрессии
41
1.5. Классификации агрессивности
44
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
49
2.1. Клинические методы исследования
50
2.2. Экспериментально-психологические методы исследования
53
2.3. Математико-статистические методы исследования
65
Глава 3. Клиническое обследование
66
3.1. Клиническая характеристика
67
3.2 Психологические (личностные) характеристики
71
3.3 Социально-демографические характеристики
81
Глава 4. Факторы, влияющие на агрессивные проявления
95
4.1. Биологические факторы
95
4.2. Психологические факторы
100
4.3. Социальные факторы
108
Глава 5 Структурный анализ
113
Заключение
130
Выводы
147
Практические рекомендации
151
Список литературы
4.2 Психологические факторы
В системном подходе при изучении формирования социально опасных тенденций Ф.В. Кондратьев (1982-1986) отводит первостепенную роль личности больного, как фактора, интегрирующего социальное поведение, сдерживающего или потенцирующего проявление психопатологических изменений и тем самым определяющим его относительно устойчивый стереотип. Влиянию личности на социально опасное поведение отводят большую роль и другие исследователи. По утверждению Г.В. Морозова (1984), в вопросах социальной реадаптации и предупреждения общественно опасных действий нельзя недооценивать социальную направленность преморбидных установок больного. По мнению ряда авторов, в генезе общественно опасного поведения психически больного, большое значение имеют социально-психологические установки личности, выработанные еще до болезни [Кудрявцев И.А., 1982; Тальце М.Ф.,1984; Bromet E. et al., 1973; Livesly J.W., 1986].
С точки зрения И.Н. Баркова (1985), различные группы микросоциума (семья, производственный коллектив, различные неформальные группы) способны играть как саногенную, так и патогенную роль в отношении психического здоровья человека. Особое место в ряду микросоциальных факторов принадлежит семье, в рамках которой проходит значительная часть жизни большинства людей и формирование социально-психологических установок. На большое значение характера и условий воспитания, особенностей взаимоотношений в семье в формировании у индивидуума агрессивных моделей поведения указывали и другие авторы [Langbehn D.R. et al., 1998].
Результаты исследования характера и условий семейного воспитания, в которых больными был приобретён первичный опыт агрессивного взаимодействия, факторов семейного неблагополучия, способствовавших формированию жестокости и агрессивности, нравственной и эмоциональной обстановки в семьях свидетельствуют, о большом значении вышеуказанных причин на формирование у больных соответствующих стереотипов и моделей поведения.
Анализ сопряженности семейного микроклимата с параметрами агрессии исследуемых методик показал наличие корреляционных связей конфликтных отношений в семье (частые ссоры, драки), с такими показателями методики Басса-Дарки как обида (r=0,51, ρ=0,002), подозрительность (r=0,57, ρ=0,03), чувство вины или аутоагрессия (r=0,64, ρ=0,01), враждебность (r=0,49, ρ=0,003). Алкоголизация одного из родителей (чаще отца), положительно коррелирует со склонностью к открытому агрессивному поведению (r=0,55, ρ=0,04), параметр I «Hand-test» (таблица 12).
Таблица 12 – Корреляционные связи между параметрами агрессивности исследуемых методик и психологическими факторами |
«Hand-test» |
I |
-0,56* |
0,04 |
0,08 |
0,66 |
-0,03 |
0,88 |
0,10 |
0,58 |
0,11 |
0,55 |
0,55* |
0,04 |
-0,15 |
0,4 |
-0,30 |
0,08 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Басса - Дарки |
В |
-0,68** |
0,001 |
0,33 |
0,06 |
0,34 |
0,05 |
-0,12 |
0,48 |
0,49** |
0,003 |
-0,16 |
0,37 |
-0,24 |
0,18 |
0,78** |
0,004 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОА |
0,26 |
0,132 |
0,01 |
0,94 |
-0,10 |
0,59 |
0,49** |
0,003 |
0,33 |
0,05 |
-0,16 |
0,37 |
-0,12 |
0,52 |
-0,06 |
0,72 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧВ |
-0,55** |
0,001 |
0,22 |
0,21 |
0,21 |
0,24 |
0,14 |
0,43 |
0,64** |
0,01 |
-0,15 |
0,39 |
0,56* |
0,03 |
0,28 |
0,10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВА |
0,10 |
0,575 |
-0,07 |
0,70 |
-0,07 |
0,69 |
0,57** |
0,005 |
0,21 |
0,24 |
-0,30 |
0,089 |
-0,10 |
0,56 |
-0,15 |
0,40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П |
-0,61** |
0,001 |
0,22 |
0,22 |
-0,65* |
0,04 |
-0,16 |
0,36 |
0,57* |
0,03 |
-0,17 |
0,35 |
-0,11 |
0,54 |
0,62** |
0,002 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О |
-0,60** |
0,001 |
0,52* |
0,01 |
0,31 |
0,07 |
-0,04 |
0,81 |
0,51** |
0,002 |
-0,10 |
0,56 |
-0,32 |
0,06 |
0,55* |
0,05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н |
0,06 |
0,72 |
0,01 |
0,94 |
-0,10 |
0,57 |
0,66** |
0,006 |
0,27 |
0,12 |
-0,21 |
0,24 |
-0,18 |
0,30 |
-0,06 |
0,75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р |
-0,56* |
0,04 |
0,02 |
0,90 |
0,19 |
0,28 |
-0,19 |
0,27 |
0,33 |
0,06 |
-0,08 |
0,66 |
0,57* |
0,03 |
0,30 |
0,08 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КА |
0,28 |
0,10 |
0,15 |
0,39 |
0,09 |
0,61 |
0,59* |
0,02 |
0,21 |
0,23 |
0 |
1 |
-0,15 |
0,40 |
0,22 |
0,21 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФА |
0,17 |
0,33 |
0,06 |
0,76 |
0,31 |
0,08 |
0,15 |
-0,25 |
0,28 |
0,11 |
0,01 |
0,95 |
0,04 |
0,83 |
0,24 |
0,18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методики |
Параметры |
r |
р |
r |
р |
r |
р |
r |
р |
r |
р |
r |
р |
r |
р |
r |
р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
привязанность к родителям |
конфликты с родителями |
любящее отношение родителей |
наказания в детстве |
конфликты между родителями |
алкоголизация родителей |
психические травмы в детстве |
Колебания настроения в детстве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 12 |
«Hand-test» |
I |
-0,12 |
0,49 |
0,13 |
0,46 |
-0,13 |
0,47 |
0,24 |
0,18 |
0,02 |
0,92 |
-0,10 |
0,56 |
-0,11 |
0,54 |
-0,03 |
0,88 |
0,36 |
0,31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Басса - Дарки |
В |
-0,17 |
0,33 |
-0,16 |
0,35 |
-0,34 |
0,05 |
-0,05 |
0,79 |
0,43* |
0,01 |
0,27 |
<span class="dash041e_0431_044b_ |