Агрессивные проявления у больных с аффективными нарушениями на докриминальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Основной целью исследования является совершенствование диагностики, установление закономерностей психопатологических состояний, обуславливающих вовлечение больных с психической патологией в агрессивные формы поведения, на основе комплексного изучения их клинических, социальных и личностных особенностей и поиск прогностических критериев агрессивных проявлений.

Содержание

Список сокращений
3
Введение
4
Глава 1. Обзор литературы.
9
1.1. Терминология агрессивного поведения
9
1.2. Теории агрессии
10
1.3. Эпидемиология агрессивного поведения лиц, страдающих психическими расстройствами
30
1.4. Аффективные основы агрессии
41
1.5. Классификации агрессивности
44
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
49
2.1. Клинические методы исследования
50
2.2. Экспериментально-психологические методы исследования
53
2.3. Математико-статистические методы исследования
65
Глава 3. Клиническое обследование
66
3.1. Клиническая характеристика
67
3.2 Психологические (личностные) характеристики
71
3.3 Социально-демографические характеристики
81
Глава 4. Факторы, влияющие на агрессивные проявления
95
4.1. Биологические факторы
95
4.2. Психологические факторы
100
4.3. Социальные факторы
108
Глава 5 Структурный анализ
113
Заключение
130
Выводы
147
Практические рекомендации
151
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

agressivnye_proyavleniya_u_bolnyh_s_affektivnymi_narusheniya.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Как удачно подметил D.E. Morrison (1998), сравнивая аффекты со «специями»: «хорошие вещи они делают лучше, а плохие хуже». Он полагает, что «агрессия не обладает силой без аффекта», который придает ей необходимую величину. Аффект трансформирует количественную информацию в качественную. Это происходит за счет того, что они придают агрессивным импульсам ту или иную окраску.

На самом деле, трудно представить какой либо агрессивный феномен без участи в его формировании и «практическом осуществлении» той или иной эмоциональной составляющей [Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б., 2000].

Этому есть не только психологическое и психоаналитическое подтверждение. Эмоции обеспечивают интегральную субъективную оценку внешних и внутренних стимулов в плане их биологической значимости, участвуя тем самым в организации целесообразного адаптивного поведения. С нейрофизиологической точки зрения, известно, что анатомическим субстратом эмоций служат структуры мозга, входящие в так называемую лимбическую систему: гиппокамп с проводящими путями, прозрачная перегородка, ядра миндалевидного комплекса, гипоталамус, а также ряд ядер, лежащих в ретикулярной формации (сетчатое образование) ствола, моста и среднего мозга. Эти структуры часто называют лимбико-ретикулярным комплексом. Кроме того, в состав структур, участвующих в организации эмоций, включают поясную извилину, префронтальную, орбитальную и височные зоны коры больших полушарий [Гельгорн Э., Луфборроу Дж., 1966]. Таким образом, с учетом того, что для эмоциональной оценки раздражителей необходимо вначале произвести их сенсорный анализ, включая привлечение механизмов памяти и вероятностного прогнозирования, можно считать морфологическим субстратом эмоций практически весь головной мозг. Функция перечисленных структур во многом обеспечивается соответствующими медиаторами нервной передачи, в частности такими нейротрансмиттерами, как серотонин и норадреналин [цит. по Тиганову А.С., 1999].

На нарушения обмена именно этих трансмиттеров у пациентов с агрессивным поведением указывают многие исследователи [Pliszka S. et al., 1987; Kruesi M. et al., 1990; van Praag H.M., 1994; Kienast T. et al., 2007; Kovaric Z. et al., 2007].

Закономерности динамического взаимодействия аффективных и агрессивных синдромов описывали в своих исследованиях Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский (2000). Они выделяют два основных варианта динамического взаимодействия патологических аффективных синдромов и агрессивности у подростков: прямое и опосредованное. Прямое влияние на характер агрессивных действий оказывают, в основном, дисфорические депрессивные и маниакальные аффективные расстройства.

Да, действительно, дисфорический аффект сам по себе представляет мозаику из оппозиционно-негативных, злобных чувств с конфронтационной настроенностью. При пояалении аутохтонности, приступообразности, наличия расстройств сознания на высоте дисфории - криминогенность резко возрастает. «Гневливая мания» также содержит большой потенциал прямой агрессии. Такие свойства этого состояния, как конфликтность, легкое возникновение злобных реакций, ведут к повышенному риску совершения криминальной агрессии. Прямое участие в формировании агрессивности принимает также и тревожный аффект, в виде «защитной» реакции. На высоте тревоги, с ощущением угрозы жизни, даже малозначительный повод может привести к совершению прямой физической агрессии.

Опосредованное влияние на агрессивность оказывает гипоманиакальный аффект, из-за повышенной подверженности чужому влиянию, легкой внушаемости, особо при нахождении в криминальной среде. А также тоскливый и адинамический фон депрессии. Ситуационные агрессивные реакции, преимущественно вербального типа может являться «маской» или «эквивалентом» тоскливой депрессии [Lesse S., 1983].

Наряду с этим появляются мысли о собственной бесперспективности, идеи самообвинения, суицидальные мысли. В своей работе R. Plutchik (1995), показал, что в основе насилия и суицидальных тенденций лежит один и тот же агрессивный импульс, иллюстрируя свои утверждения на 60-факторной вероятностной модели.

Наличие в депрессивном компоненте эпизодов астено-адинамического типа, коррелирует с формированием стойких агрессивных идей и совершением на их основе психотической криминальной агрессии [Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б., 2000].

 

1.5 Классификации агрессивности

 

Как и всякое свойство, агрессивность имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития обладает качественной и количественной характеристикой.

A.H. Buss признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Такой подход исключает из понятия агрессивного поведения: садомазохизм, суицид, некоторые формы деструктивного поведения. Предложил типологию агрессии на основании концептуальной рамки, включающую три шкалы: физическая - вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделили следующие виды агрессии: враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий, и инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда.

D. Zillmann вместо этих терминов предпочитает говорить об агрессии «обусловленной раздражителем» (действия, направленные на устранение неприятной ситуации) и «обусловленной побуждением» (действия, предпринимаемые с целью достижения различных внешних выгод).

K.A. Dodge, J.D. Coie (1987) предложили понятия реактивной и проактивной агрессии. Первая предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу, а вторая, – как инструментальная порождает поведение, направленное на получение определенного позитивного результата.

Х. Хекхаузен (1986) различает реактивную и спонтанную агрессию.

S. Feshbach (1964, 1970) различает экспрессивную, враждебную и инструментальную  агрессии, исключая непреднамеренную агрессию. Экспрессивную агрессию он представляет как непроизвольный, нецеленаправленный, быстро прерывающийся взрыв гнева и ярости. При этом сам источник агрессии не обязательно и не всегда подвергается нападению. К враждебной агрессии автор относит те случаи, где преследуется цель нанесение вреда другому. В то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а сама агрессия является всего лишь средством.

Немецкий психиатр Г. Аммон (1990) разработал концепцию трех форм реализации агрессии: конструктивная, деструктивная и дефицитарная формы. При деструктивной форме имеет место прямое, связанное с нарушением морально-этических норм ее проявление, разрушение и деформация отношений с окружающими. Здесь присутствуют делинквентные и криминальные компоненты поведения. Дефицитарная форма проявления агрессии характеризуется низким уровнем социальной активности, недостаточным развитием поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений, она также сопровождается формированием астенических, психастенических и депрессивных состояний, обсессивно-компульсивных расстройств, аутоагрессивных феноменов.

Л.П.Конышева (1990) выделила следующие виды агрессии – экспрессивный, псевдоморальный, «инфантильно обусловленный». На основании изучения соотношения и роли личностных и ситуационных факторов в детерминации агрессивно-насильственных преступлений, проведённого с учётом структурного и процессуального строения деятельности, её мотивов и целей. Экспрессивный тип агрессии провоцируется поведением жертвы, носит ситуативный и импульсивный характер. Он характерен для лиц с неустойчивостью мотивационно-ценностной структуры. Псевдоморальным автор называет тип агрессии, который носит планомерный, опосредованный характер. Он характерен для лиц, отличающихся суженностью смысловой сферы, ригидностью, тугоподвижностью системы мотивов, стремлением к доминированию. Инфантильно обусловленный тип агрессии характеризуется активной ролью преступника в конфликте, носит ситуативный характер. Такого рода криминальные деяния совершались либо субъектами с недостаточной зрелостью личности, слабо иерархизированной мотивационной сферой, либо людьми, склонными к антисоциальным способам самоутверждения, в ситуациях, угрожающих их статусу, таких случаях можно говорить о «демонстративной агрессии».

На основании изучения различных модальностей агрессивности Э.П. Котовой (1990) были описаны четыре её подтипа: 1) недифференцированная агрессивность; 2) локальная агрессивность; 3) враждебная агрессивность; 4) жестокая агрессивность.

В соответствии с уровнем психологической организации проявляющего агрессию человека Т.Н. Курбатова (1995) выделяет разные уровни агрессии: личностный, субъектно-деятельностный и индивидный. Первый из них определяется, по мнению автора, мотивационной сферой, самосознанием личности и проявляется в предпочтении насильственных способов достижения целей. Субъектно-деятельностный уровень, отражающий стремление к достижению успеха, цели, ответную реакцию на угрозу, проявляется в привычном стиле поведения. Индивидный уровень ревалентен биологической основе человека и состоит в защите себя, своего потомства, имущества и т.п.

М.А. Качаева, Д.М. Давыдов (1999) выделяют: не патологическую агрессию – ситуационно спровоцированную, вербальную, кратковременную аффективную реакцию в структуре патохарактерологической реакции, не приводящую к выраженной социальной дезадаптации; и патологическую агрессию, которая обусловлена психическими отклонениями характеризуется импульсивностью или сверхценным характером преследования жертвы, немотивированностью, эмоциональной неадекватностью, брутальным характером с бессмысленной жестокостью и разрушительностью; частым привнесением в акт агрессии сексуально-садистического компонента. При этом структура агрессивного поведения может характеризоваться внутренней спаянностью различных форм агрессии (драчливость, вербальная агрессия, агрессивное фантазирование, аутоагрессия, зоосадизм, смешанная агрессия).

Ю.Б. Можгинский (1999) выделяет два варианта патологического агрессивного поведения. Психотическая агрессия – более или менее детерминированная, легко фиксируемыми  болезненными проявлениями  (бред, галлюцинации, маниакальные, гебоидные состояния и пр.). Трансформированная агрессия – жестокое поведение, в начале вытекающее в той или иной степени из реально-бытовых ситуаций, формально соответствующее природе реагирования человека, но в какой-то момент трансформирующееся в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированной садистской жесткости.

F. Hine (1983), различая аффективную и аннексивную агрессию, считает, что в механизмах этих видов агрессии ведущая роль принадлежит нейромедиаторной системе.

Как видно из вышеизложенного, классификаций агрессии существует достаточно много. Такой разброс связан с различной научной  позицией, методологией используемой авторами при составлении классификации. Все зависит от основы, которую берут исследователи, личность, мотив, ситуацию, условия реализации, уровень нарушений, количественную, качественную характеристику агрессии или совокупность нескольких признаков. А также от направленности - психологической, социологической, криминологической. С нашей точки зрения, с позиций многосторонности, более привлекательно выглядит сводная классификация патологической агрессивности предложенная Л.М. Барденштейном, Ю.Б. Можгинским (2000).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Характеристика материала и методы исследования

 

В соответствии с целью и задачами данной курсовой работы были проанализированы данные, полученные при одномоментном комплексном обследовании 114 испытуемых, 70 из них мужского и 44 женского пола, в возрасте от 18 до 65 лет, средний возраст 33,95±1,7 лет (M±m). Все участники исследования дали добровольное информированное согласие на проведение исследований.

Критерием отбора являлось не наличие или отсутствие агрессивности в любых ее формах и проявлениях, а преобладание в структуре психопатологическических проявлений аффективной симптоматики (от субдепрессивной симптоматики до маниакальных состояний) в рамках различной нозологии.

Исследование проводилось в Республиканской психиатрической больнице №1 г. Уфы. Выборка формировалась на синдромальном уровне из амбулаторного контингента больных с аффективными нарушениями. Длительность расстройств в изучаемых случаях составляла от 1 месяца до 8 лет, в среднем 1,9± 0,3 лет (M±m).

Критерии исключения составили алкоголизм, наркомании, манифестные формы и резидуальные состояния при шизофрении, тяжелые поражения внутренних органов и систем.

В контрольную группу вошли 70 здоровых испытуемых, 29 женщин и 41 мужчина, в возрасте от 19 до 65 лет, в среднем 36,7±1,4 лет (M±m), сопоставимых по возрасту и полу с основной группой исследования. Для сопоставления исследуемых групп по возрасту использовался t-критерию Стьюдента (ρ=0,209), по половому признаку критерий Хи-квадрат (χ²=0,129, df=1, ρ=0,72).

Группа контроля формировалась из студентов университета и их родственников, никогда не имевших психических расстройств и не наблюдавшихся у психиатра.

В основу исследования был положен, ведущий научный метод в психиатрии – метод клинико-психопатологического обследования. Дополнительно использовались экспериментально-психологические и статистические методы.

 

2.1 Клинические методы  исследования

 

Диагностика психического расстройств, клиническая квалификация состояний, осуществлялась согласно критериям «Международной классификации болезней 10-го пересмотра» (МКБ-10), включала нозологический диагноз, ведущий психопатологический симптом, синдром аффективных расстройств.

В целях получения комплексных данных, а также для оценки влияния различных факторов на проявления агрессии была разработана специальная карта обследования, в которую вносились паспортные и анамнестические данные, данные социального положения, катамнестические и клинические характеристики психических расстройств (приложение 1). Возможные факторы, влияющие на проявления агрессии, состояли из 61 пункта с подпунктами и были условно разделены на три раздела:

-биологические факторы;

-психологические и психопатологические  факторы;

-«внешние» факторы (социальные  характеристики).

Психопатологические аспекты углубленного изучения агрессии не утрачивают своего значения, несмотря на междисциплинарное положение феномена. Особую роль они приобретают в судебной психиатрии, где объектом экспертизы является вероятное психическое расстройство, которое в конкретной криминальной ситуации могло в разной степени влиять, в том числе и обусловливать, агрессивное поведение субъекта. Такой подход считаться не только оправданным, но и приоритетным [Вандыш-Бубко В.В. и др., 2002].

Информация о работе Агрессивные проявления у больных с аффективными нарушениями на докриминальном этапе