Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:54, дипломная работа
Целью исследования является адаптация существующих критериев оценки качества работы медицинских сестер для МУЗ «Клиническая поликлиника №5» с учетом специфики ее деятельности и анализ качества работы специалистов сестринского дела.
Задачи исследования:
1) Изучить организационную структуру МУЗ «Клиническая поликлиника №5» и организацию участковой сестринской службы;
2) Проанализировать существующие критерии оценки качества деятельности участковых сестринских служб и выделить индикаторы, наиболее соответствующие задачам МУЗ «Клиническая поликлиника №5»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 7
1.1. История развития контроля качества деятельности медицинских сестер………………………………………………………………………………... 7
1.2. Изучение качества сестринской помощи……………………………... 12
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер ……...………………………………………………………………………. 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………. 23
2.1. История развития МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово ………………………………………………………………………….. 23
2.2 Организационная структура МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово………………………………………………………………………... 25
2.3. Характеристика терапевтических отделений № 7 и № 4 МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово …………………………............ 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР УЧАСТКОВЫХ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ…………………………………………………………………. 35
3.1. Система управления качеством сестринской помощи в МУЗ КП № 5 ..…………………………………………………………………………………….. 35
3.2. Критерии экспертной оценки деятельности медицинской сестры участковой…………………………………………………………………............ 40
3.3. Результаты оценки деятельности медицинских сестер участковых………………………………………………………………………… 55
3.4. Пути решения выявленных проблем и мероприятия по улучшению качества деятельности участковых медицинских сестер ..…………………….. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
В России отношение к контролю качества как внутриведомственной задаче не ново. В конце 60-х годов эта проблема обсуждается специалистами в области социальной гигиены и организации здравоохранения. В 80-е годы проблема контроля качества в здравоохранении привлекает внимание общества в связи с публикацией в газете «Правда» заметки инженера из г. Днепропетровска Л. Романец «Непоказательный показатель», в которой даётся весьма критическая оценка системы оценки деятельности в здравоохранении [22]. С этого момента проблема контроля качества постоянно в центре внимания. Особенно усилился интерес к ней при внедрении нового хозяйственного механизма в учреждениях здравоохранения и переходе медицинскому страхованию. Эта проблема, наряду с новыми источниками финансирования и повышением экономической эффективности, является основной при проведении реформ в здравоохранении. Основной причиной, заставляющей государство финансировать научный поиск по данной проблеме, является стремительный рост стоимости медицинской помощи без адекватного повышения ее качества и безопасности для пациента. Организации здравоохранения, чтобы выжить, должны сегодня обеспечить максимальное качество при минимальной стоимости [22, 25, 35].
Так постановлением правительства РФ от 05.11.97 года № 1387 «О мерах стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений. То, что задачи улучшения качества неправильно связать лишь совершенствованием деятельно врачей, сегодня стало совершенно ясно. Говоря о реформе здравоохранения в целом, необходимо отметить, что она не может быть, осуществлена без реформирования сестринского дела, и наоборот [10].
1.3. Примерная модель организации контроля работы медицинских сестер
В литературных источниках приводятся описания организации контроля качества сестринской помощи в целом, и в частности участковых медицинских сестер в различных лечебных учреждениях России. Аналогию с зарубежной практикой оценки качества работы семейных и участковых медсестер провести не удается из-за огромного различия выполняемой работы и системы организации в целом. В качестве примеров в литературных источниках приводится краткое описание эксперимента по организации контроля работы медицинских сестер, так руководство Белгородского областного госпиталя ветеранов войн разработало специальные карты оценки коэффициента качества работы среднего и младшего медицинского персонала госпиталя [30]. На основании которых старшая медсестра отделения проводит оценку качества работы среднего и младшего персонала, а главная медсестра работу старших медсестер. Для каждого профиля медработника разработана своя карта оценки качества работы персонала, в которой наименование показателей соответствует специфике выполняемой работы, согласно должностных обязанностей [30]. Для более четкого представления, о чем идет речь, рассмотрим в примере одну из разработанных карт.
Таблица 1.1
Карта оценки качества работы старшей медицинской сестры отделения [30]
Качество выполнения диагностических и лечебных мероприятий | ||||||
Наименование показателей |
Норматив |
Оценка в баллах |
Факт |
Оценка в баллах | ||
1. Обеспечивает рациональную
организацию труда среднего и
младшего медицинского - обеспечивает постоянно - обеспечивает нерегулярно - не обеспечивает |
100% |
1.0 0.5 0 |
||||
2. Осуществляет своевременную выписку, распределение, учет и хранение медикаментов, перевязочных материалов ведет учет их расходования: - осуществляет без замечаний - осуществляет с - имеются грубые нарушения |
100% |
1.0
0.5 0 |
||||
3. Контролирует выполнение
средним медицинским - контролирует постоянно - контролирует не регулярно - контроль отсутствует |
100% |
1.0 0.5 0 |
||||
4. Качество ведения медицинской документации: - ведется качественно - ведется с незначительными замечаниями - ведется с грубыми нарушениями |
100% |
1.0
0.5 0 |
||||
5. Осуществляет контроль
за санитарно-гигиеническим - контролирует постоянно - контролирует не регулярно - контроль отсутствует |
100% |
1.0 0.5 0 |
||||
6. Контроль за соблюдением
средним и младшим - контролирует постоянно - контролирует не регулярно - контроль отсутствует |
100% |
1.0 0.5 0 |
||||
7. Принимает участие в работе совещаний, конференций: - принимает активное участие - принимает участие не регулярно - не принимает участие |
100% |
1.0 0.5 0 |
||||
8. Осуществляет организацию
санитарного просвещения, - осуществляет постоянно - осуществляет нерегулярно - не осуществляет |
100% |
1.0 0.5 0 |
||||
9. Замечания администрации, заведующего отделением, обоснованные жалобы пациентов: - замечаний и жалоб нет - незначительные замечания - имеются серьезные замечания или жалобы |
100% |
1.0 0.5
0 |
||||
Итого: |
9,0 |
|||||
Коэффициент качества |
1.0 |
|||||
Итоговый коэффициент качества |
Комментарии и рекомендации главной медицинской сестры поликлиники
______________________________
При выполнении показателей на:
9 баллов – коэффициент качества составит 1.0;
8,0-8,9 балла, коэффициент качества = 0,9;
7,0-7,9 балла, коэффициент качества = 0,8;
6,0-6,9 балла, коэффициент качества = 0,7;
5,0-5,9 балла, коэффициент качества = 0,6;
4,0-4,9 балла, коэффициент качества = 0,5;
меньше 4 баллов, коэффициент качества = 0.
При выполнении основных критериев качества по решению совета по оплате труда возможно повышение коэффициента качества до 2,0 при условии:
- качественного и обоснованного
перевыполнения основных
- качественного и
- проявление инициативы,
направленной на улучшение
- внедрение инновационных технологий [30].
Подпись__________ Дата_________ Подпись медработника_____________
Данная методика, оценивающая качество работы медицинских сестер отвечает следующим требованиям:
Окончательные итоги анализируются по каждому разделу, особое внимание уделяется замечаниям по пунктам, где снижена оценка. Это позволяет своевременно выявить ошибки, установить срок их исправления, определить причину их появления, меры по устранению и проверить проделанную работу по истечении установленного срока. Также введение оценочных карт, позволяет анализировать работу как одного работника, так и всего отделения, поликлиники в целом за любой промежуток времени (месяц, квартал, год и т.д.), что особенно актуально при переходе на дифференцированную оплату труда.
Таким образом, современная
экспертиза качества медицинской помощи
в России базируется на оценке работы
врачей, а вопросы оценки сестринской
службы не имеют должного отражения
в существующих системах контроля качества.
Большинство исследователей оценки
качества медицинской помощи отождествляют
понятия медицинской и
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.
История развития МУЗ «
г. Кемерово
История становления амбулаторно-
1946-1962 гг. Первым главным врачом была Янчилина Анна Георгиевна – в период 1955-1958 г.г. затем главным врачом назначена - Всяких Елена Александровна - в период 1958-1964 г.г., с 1964-1975г.г. - Заборская Любовь Васильевна. С ростом населения Заискитимской части города развивалась и поликлиника: создавались санактивы, рос объем медицинской помощи и штат врачей с 8 до 45 человек.
С 1975 до
1982 гг. главным врачом поликлиники
работал Аксенов Николай
С 1982 до июль 2003 г. главным врачом работала Темерханова Лариса Илларионовна - Отличник здравоохранения РФ, Заслуженный врач РФ, с июля 2003г. до 2007г. – директор поликлиники. В 1996 г. Штат вырос до 930 человек, врачей 220 человек. Работа в условиях медстрахования. С 1997 г широко применяются стационарозамещающие технологии (стационар на дому, центр амбулаторной хирургии), новые формы работы первичного звена – отделение общеврачебной практики.
В 2001 г. штат состоял из 925 человек, 28 лечебно-диагностических подразделений по 38 врачебным специальностям.
С 07.07.2003
г. возглавляет клиническую
С 2003 г. в клинической поликлиники
началась активная работа по реализации
национального проекта «
В 2008 г. штат поликлиники составлял 967 человек. Поликлиника сертифицирована на категорию «А». Мощность 1790 посещений в смену. Посещений в год - 790 тысяч. Проживает в районе обслуживания 119 тысяч человек. Прикреплено к поликлинике на медицинское обслуживание 76 тысяч человек.
В структуре МУЗ «КП № 5»: головная поликлиника, женская консультация № 1 и № 2, 5 здравпунктов, травмпункт. Продолжают развитие стационарозамещающие технологии, внедряются профилактические программы заболеваний.
В период с 2003 года по 2010 год поликлиника продолжает развиваться. Приобретено оборудования на сумму более 30 млн. рублей, на сумму свыше 20 млн. рублей проведен капитальный ремонт с реконструкцией в травмпункте, который обслуживает 198 тысяч человек. Освоены и введены в работу свыше 200 новых медицинских технологий, получено 2 патента на изобретения устройств: для остановки кровотечения из кости, для дренирования полости.
2.2. Организационная структура
Муниципальное учреждение здравоохранения «Клиническая поликлиника» № 5 - крупнейшая поликлиника в Кемеровской области.
Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении управления здравоохранения администрации города Кемерово и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом [11].
Юридический адрес: 650036 Россия, Кемеровская область, г. Кемерово,
пр-т Ленина,107. (рис.2).
Официальное название
Сокращенно: МУЗ «КП № 5».
МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штамп и бланки.
Клиническая поликлиника № 5 является лечебно-профилактическим учреждением профилактического здравоохранения, осуществляющим организационные, лечебные и профилактические мероприятия.
Основные виды деятельности: оказание амбулаторно-поликлинической, консультативной помощи по профилю развернутых Учреждением отделений.
Рис.2. Месторасположение МУЗ «Клиническая поликлиника № 5»
Учреждение
является многопрофильным по оказанию
первичной медико-санитарной помощи,
а также оказывает
Таблица 2.1
Численность население (контингент)