Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:34, реферат
Население любого государства состоит из граждан этой страны, иностранных граждан и апатридов. При этом юридический статус граждан, иностранцев и апатридов различен. В то же время в силу различных обстоятельств многие люди становятся гражданами двух и более государств. В мировом сообществе это явление давно известно, но в то же время в теории и практике государственных отношений еще нет основательных разработок по двойному гражданству, несмотря на то, что данный институт существует реально во всем мире.
Введение
Население любого государства состоит из граждан этой страны, иностранных граждан и апатридов. При этом юридический статус граждан, иностранцев и апатридов различен. В то же время в силу различных обстоятельств многие люди становятся гражданами двух и более государств. В мировом сообществе это явление давно известно, но в то же время в теории и практике государственных отношений еще нет основательных разработок по двойному гражданству, несмотря на то, что данный институт существует реально во всем мире.
Для РФ это явление достаточно новое. В период Советского государства институту двойного гражданства фактически не уделялось внимания, можно сказать, что как таковая проблема не стояла. Был заключен ряд однотипных договоров, направленных на устранение двойного гражданства. Само получение второго гражданства запрещалось законом, а в условиях тоталитарного режима получение гражданства иного государства могло расцениваться как измена родине.
После распада СССР в связи с изменением режима на демократический легализовались многие социальные институты, получили статус правовых, в том числе и многогражданство. Для России возникло много неурегулированных новых правовых явлений, одно из них – это институт двойного гражданства.
Для России, для ее сотрудничества с другими государствами, прежде всего с государствами СНГ и Балтии, проблемы двойного гражданства имеют большое значение. В первую очередь это связано с тем, что в результате возникновения новых независимых государств на территории бывшего СССР прежнее единое гражданство перестало существовать. Изменяется и правовой статус граждан бывшего СССР, проживающих на территории этих новых государств.
Целями данной работы является выявить основные тенденции развития института двойного гражданства, определить основные способы регулирования бипатризма, установить причины возникновения двойного гражданства путем рассмотрения истории гражданства как правового института, зарождения и развития двойного гражданства, способов его регулирования или сокращения случаев многогражданства.
На основе международных документов, законодательства зарубежных стран, РФ и государств СНГ и стран Балтии, установить степень урегулированности данного правового института путем анализа законодательства различных стран; выяснить, отношение государств и мирового сообщества в целом к данной проблематике, посредством рассмотрения мнений относительно бипатризма. Также необходимо выявить и рассмотреть проблемы, которые возникают и могут возникнуть в связи с двойным гражданством лица, чтобы попытаться найти приемлемые решения для урегулирования вопросов двойного гражданства.
В дипломной работе приведены мнения многих теоретиков, практиков – специалистов в области гражданства, отношения которых к институту двойного гражданства различны. Некоторые видят в нем объективную реальность, с которой не следует бороться, а необходимо регулировать (А. Микитаев). Другие же, наоборот, относятся к многогражданству резко отрицательно, усматривая в этом институте только отрицательные моменты (В.Карташкин). Однако ряд юристов видят в этом институте решение множества проблем, таких как, гармонизация законодательства, т.е. сближения правовых систем. (А. Шипко).
Также различные позиции занимают государства по отношению к многогражданству. Например, различные государства Южной Азии совершенно сознательно допускают накопление гражданств, создавая значительно облегченные условия для получения гражданства представителями ассимилированных этнических групп. Также граждане и иностранцы в США имеют право, соответственно, получить гражданство иного государства и натурализоваться в США без отказа от прежнего гражданства. Великобритания же, наоборот, установила в своем законодательстве, что если лицо в силу рождения является гражданином Великобритании и принимает иное гражданство, то теряет британское гражданство.
Отношения государств к бипатризму различны в силу политических, экономических и социальных факторов. Устанавливая возможность получения двойного гражданства или не принимая его, государство всегда преследует определенные политические и экономические цели.
В настоящее время институт двойного гражданства в международной практике и законодательстве РФ только формируется. Двойное гражданство – это объективный процесс, который требует правового урегулирования как национальным законодательством, так и на международном уровне.
Глава.1. История становления и развития института двойного гражданства.
Параграф.1. Развитие двойного гражданства в европейской цивилизации
Наиболее ярким примером применения института гражданства для решения государственных задач может служить Рим с его развитой системой многоступенчатого гражданства, стимулирующей развитие империи. Современных государствах от такой многоступенчатой модели осталось деление населения страны на «граждан» и «не-граждан» промежуточными состояниями: «имеющий право на временное проживание и «имеющий вид на жительство», — определяемыми системой цензов (оседлости, квалификации, семейного положения, имущественным, политической или экономической полезности) и регулируемыми конституционным (государственным) правом.
Гражданство древности не подвергалось правовому оформлению и не являлось однотипным. Например, законы Хаммурапи не содержали статей, относительно гражданства, исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу.1 Древнееврейское законодательство в отношении регламентирования граждан только содержало разрешение разноплеменных браков.2 Хотя это нельзя отнести к возникновению двойного гражданства, т.к. это были еще не отдельные государства, а объединение общин и племен в протогосударство.3 В Древнегреческом государстве индивид признавался гражданином только в своем полисе (общине), находясь вне его он терял это качество. Как государственно-правовое явление гражданство оформилось вместе с возникновением первых рабовладельческих государств (Афины, Спарта, Рим). В Греции формой государственной организации выступали полисы, представляющие собой небольшие города-государства. Само слово означало и город, и государство, вернее, объединение с единой властью и общественной жизнью. Сфера частных интересов граждан в полисе была достаточно узка. Многие вопросы семьи, образования представлялись грекам делом общественным. Поэтому понятия полиса шире государства в современном понимании слова, это политически организованное общество. Полис – первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив.4 В древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в правосудии и т.д. такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом, труд был постыдной обязанностью, выполнение которой исключало человека из сферы гражданства и равенства. Своеобразие гражданства в древности заключалось в том, что гражданство не имели не только рабы, но и многие свободные люди, проживающие на территории полиса, не имели гражданства. В большинстве греческих полисов основанием для получения гражданства являлось обладание земельной собственностью и происхождение из определенной семьи, рода и дема. По закону 451 г. до н.э. гражданином мог считаться афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином5. Изучая природу гражданства, ученые отмечают, что совместное проживание с гражданами не означало признания за лицом права гражданства. Правами гражданства не обладали и не достигшие совершеннолетия юноши, хотя и рожденные от граждан полиса (общины), а также женщины и старцы. Также гражданство в древности имело внутреннюю градацию. Все граждане делились по способу возникновения у них гражданства на две основные группы. В первую входили лица, «родившиеся гражданами» (cives nati), вторую составляли лица, «сделанные гражданами» (cives facti), причем, последняя имела довольно неоднородный состав. В нее входили как отдельные лица, так и целые общины, получившие права гражданства, сюда также можно отнести лиц, получивших гражданства в силу отпуска на волю. Граждане различных полисов могли заключать браки между собой, некоторые греческие государства даже между собой заключали договоры с дружественными полисами о полноправности браков своих граждан. Дети от таких браков получали особое название «метроксены». В доперикловы времена они признавались полноправными гражданами Аттики.6
В отличие от Афин, основу прав гражданина в Спарте составляло владение клером, участие в государственном воспитании (arore) и совместных трапезах (сисситиях). Наряду с полноправными гражданами с юридической точки зрения в греческих городах существовали лица с неполными гражданскими правами, лишенные права занимать все или некоторые административные должности. В этой связи в истории гражданства состав граждан по объему правоспособности делился на две группы: граждан полного права, обладавших и политической и семейно-имущественной правоспособностью и граждан урезанного права, имевших ограниченную правоспособность. Обязанности граждан заключались в защите государства от внешних и внутренних врагов, защите правовых установлений, в повиновении законам и участии в отправлении культов. Беспрекословное выполнение этих обязанностей закреплялось в клятвах эфебов и государственных служащих.7 Если по естественному праву все люди формально равны, то в плане исторически определенных национальных правовых систем наблюдаются ограничения: по отношению к рабам и чужеземцам право отдельной гражданской общины выступает привилегий. Полноправными лицами являются только члены этой общины. Римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.8
К концу древнейшего периода римского частного права юридические различия между двумя основными категориями римского гражданства – патрициями и плебеями – в общем, стираются, последние становятся полноправными римскими гражданами. В современности принцип привилегированности видоизменился с юридической точки зрения, но, по сути, содержит в себе то же содержание (исключая отношения к рабам): в государстве юридически закреплено, что все равны перед законом, но политическую свободу могут отправлять только граждане этого государства, иностранцы пользуются теми же правами и свободами, что и граждане, за исключениями, предусмотренными законом или международными договорами.
Разложение рабовладельческого строя и формирование феодального общества внесли изменения в понимание гражданства. На смену понятие «гражданство» приходит понятие «подданство», характеризующее личную зависимость вассала от сюзерена.9 С XII в. на земли, которые выдавались сеньорам, составлялся письменный акт – инвентарь, который становился правовой формой заключения вассальных отношений. Соединение лично-служебных отношений с признанием взаимных прав по поводу земельной собственности – пожалованной вотчины (одному – номинальное господство, другому – реальное, полезное) – с одновременным встраиванием этих отношений в распределенную систему государственной власти на основе иммунитетов и означало завершение исторического становления нового порядка – феодализма.10 Феодальное общество строилось на отношениях господства и подчинения, поскольку никто в нем не был свободен полностью, и каждый имел своего господина. Феодал обладал вотчиной, в пределах которой осуществлял суверенную волю, обладал правами публичной власти и рассматривал население как своих подданных. Феодал же, в свою очередь, был в подданстве у монарха. Вотчин у феодала могло быть несколько, и они могли находиться под юрисдикцией разных монархов, которым первый присягает. Например, в Германии князья могли держать свои лены и от негерманских государей, некоторые уже в XII в. оказались в вассальных отношения с несколькими монархиями Европы11. В итоге получается, что феодал находится в подданстве сразу у двух или более монархов, следовательно, имеет принадлежность к нескольким государствам. Вотчина и подданство передавались по наследству. Некоторые авторы видят в это возникновение двойного гражданства. В этот период многогражданство могло появиться только у высшего сословия в виду того, что крестьяне были прикреплены к земле и не могли свободно передвигаться от одного феодала к другому. После отмены крепостного права ситуация резко изменилась. Крестьяне, в поисках заработков, переходили с одной земли на другую, попадали в подданство то к одному господину, то к другому. Также к историческим причинам возникновения гражданства можно отнести многочисленные войны.12 Во время военных действий большое количество людей пересекали большие пространства, оставались на чужой территории в качестве военнопленных, позже ассимилируясь там. Некоторые оставались добровольно в другом государстве, в силу различных причин, кто был вынужден остаться по долгу службы, да после отпадения необходимости не уезжали.
На смену феодальному строю пришел капитализм, в основе которого лежала частная собственность на средства производства. Социальная революция всегда определяет не только новый характер государственной власти, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично из них вытекающей проблеме правового положения личности в обществе. Политико-правовая идея гражданства исторически тесно переплетена с идеями равенства и народного суверенитета, поскольку с гражданством связывалось уничтожение феодальных сословий и привилегий, право на участие в осуществлении государственной власти. С этого момента гражданин перестает быть исключительно объектом властвования, становится субъектом власти. Понятие «подданный» было отброшено, как символ политического бесправия и угнетения. Поскольку институт подданства подразумевает не только подвластность монарху, но и феодальную зависимость от него, то в содержательном плане под подданством понимается пассивная принадлежность лица к государству, что, в конечном счете, делает его объектом международно-правового регулирования, а под гражданством понимается совокупность прав и обязанностей лица по отношению к государству, которая исключительно входит во внутренние дела государства. Гражданство по своей природе предполагает не только наличие обязанностей, но и определенные политические права для членов этого общества. Таким образом, гражданство, пришедшее на смену подданству в период буржуазных революций, отличается от последнего наличием политических прав и свобод.13 Появление гражданства потребовало его законодательного закрепления и регулирования. Например, вопросам состояния французского гражданства был посвящен и второй раздел Конституции 1971 года, в котором в частности, говорилось, что французскими гражданами считаются иностранцы: непрерывно в течение 5 лет приобретшие во Франции недвижимость. Кроме того, они должны принять гражданскую присягу на верность нации, закону и королю. В этом же разделе Конституции были закреплены и основания утраты французского гражданства: одним из оснований к ним относились и натурализация в иностранном государстве.14 Это указывает на то, что в этот период законодательство было направлено на недопущение возникновения двойного гражданства.
В период буржуазных революций и становления капитализма миграция населения увеличилась даже по сравнению с миграцией лиц после отмены крепостного права. В этот период встала серьезная проблема гражданства населения, законодатели государств вынуждены были предпринять меры по закреплению лиц за своим государствам. Так принцип «права крови» был возвращен в европейское право только с принятия, так называемого, кодекса Наполеона. Ряд авторов, в том числе русский дореволюционный юрист В.И.Александров, считал это следствием признания прав отдельного лица. Но, по мнению английского юриста Дж. Уэстлейка, этот принцип в европейском праве укоренился не в качестве признака расширения прав лица, а в результате расширения сферы власти государства. Представляется, что восстановление принципа «права крови» на самом деле связано с утверждением концепции личной юрисдикции государства над своими подвластными, вызванной усилением миграции населения в эпоху становления капитализма.15