Принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследования сильных и слабых сторон предприятия и принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики.
Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) ознакомление с основами формирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК; 2) анализ деятельности, специализации и их роль в экономике СХПК «Пайгас»; 3) выведение основных проблем в специализированных отраслях исследуемого предприятия и их мероприятия по решению этих проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

ИКС новая .docx1.docx

— 160.26 Кб (Скачать файл)

1.3. Цель, задачи  и функции ИКС

Главная цель ИКС - повышение эффективности и устойчивости функционирования сельхозпредприятий всех форм собственности в условиях рыночной экономики путем оказания информационно- консультационных услуг.

Основные задачи консультационной службы:

  1. участие, совместно с органами управления АПК, в реализации государственной агропродовольственной политики;
  2. сбор, обработка и доведение до сельхозтоваропроизводителей, востребованной ими  информации
  3. оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
  4. консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам организации и управления производством, эффективных технологий, бизнес-планирования, бухгалтерского учета,  законодательства и др.;
  5. участие в реструктуризации и восстановления экономики неплатежеспособных хозяйств;
  6. подготовка предложений для органов управления АПК на разработку прикладных научно-исследовательских работ;
  7. повышение уровня знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;
  8. разработка и реализация мероприятий по устойчивому развитию сельской местности. 

9. участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства товаропроизводителей различных организационно - правовых форм;

10. обучение и повышение квалификации профессиональных кадров ИКС АПК.

Для успешного обеспечения поставленных задач ИКС должна выполнять следующие основные функции:

- инновационная – оказание помощи товаропроизводителям в освоении научных разработок и передового опыта, организация обмена опытом между специалистами крупных хозяйств;

- информационная – обеспечение сельхозтоваропроизводителей по их запросам технологической, экономической, юридической, рыночной и другой необходимой информацией;

-консультационная – индивидуальное или групповое консультирование сельхозтоваропроизводителей по все вопросам, входящие в компетенцию консультационной службы;

- образовательная – обучение специалистов органов управления, сельхозпредприятий и фермеров современным формам и методам ведения производства в условиях рынка путем проведения семинаров, совещаний и конференций;

- выставочная – организация специализированных выставок, ярмарок, а также демонстрационных полей и ферм;

- издательская – подготовка, издание и доведение до сельхозтоваропроизводителей научно-технической, методической, справочной и учебной литературы, распространение видеопродукции и другой литературы. [4]

 

 

 

1.4. Потребители (клиенты) и

виды показываемых услуг ИКС

Основными потребителями информационно-консультационных услуг являются:

а)Сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности. Их удельный вес  среди пользователей составляет в среднем около 60 %. Это связано с тем, что к сельхозтоваропроизводителям рынок предъявляет жесткие требования в необходимости перехода на новый технологический и организационный уровень производства.

Из сельхозпредприятий в постоянной консультационной помощи особенно нуждаются экономически слабые хозяйства, находящиеся на грани банкротства. Относительно благополучные сельскохозяйственные предприятия, сумевшие выжить в жестких экономических условиях, нуждаются в консультационной  помощи только по наиболее сложным проблемам( новых  сортах, пород, технологиях, в новшествах в экономике и т. д.), которых может удовлетворить только высококвалифицированный специалист ИКС, связанный с научными исследованиями;

б) В информационном и консультационном обслуживании особенно нуждаются крестьянские( фермерские ) хозяйства.

Фермеры не имеют соответствующего обучения и опыта работы в фермерском хозяйстве. Они нуждаются в консультациях  по новым технологиям, технике, сортам и породам, новым средствам защиты растений и др. Из числа фермеров специальное сельскохозяйственное среднее и высшее образование имеет всего 12-18 %. Фермерским хозяйствам в среднем оказано услуг более 25% от общего объема оказанных услуг ИКС.

в) Значительный рост потребности в информационно- консультационных услугах наблюдается со стороны органов управления АПК. Они через службу реализуют аграрную политику и обеспечивают научно- технический процесс в отрасли путем внедрения в производство достижений науки, техники и передового опыта. Органам управления АПК оказываются услуги в среднем более 13%.

г) Потребность в информационно- консультационных услугах увеличивается со стороны ЛПХ, садоводов и огородников. В настоящее время ими производится 92% картофеля, овощей- 79%. Плодов и ягод- 86%, молока-51%, мяса- 57% среди всех категорий хозяйств. Тем не менее и они нуждаются в услугах ИКС. Им оказывается более 16% услуг.

д) Важна эта услуга для научных и образовательных учреждений. Для них она является надежным каналом доведения своих научных разработок непосредственно до сельхозтоваропроизводителей. Вместе с тем, служба ИКС привлекает к консультационной деятельности наиболее квалифицированных работников НИИ, сельхозвузов, техникумов, опытных станций и т. д.

Следовательно, информационно- консультационной службе нуждаются все сельхозтоваропроизводители и другие звенья инфраструктуры АПК.

 В настоящее время  региональные и районные информационно- консультационные службы, оказывают сельскохозяйственным товаропроизводителям следующие виды услуг:

-информационное обслуживание по различным вопросам ( о новых технологиях, оборудовании, перспективных сортах, породах животных и др.);

-посещение сельскохозяйственных  товаропроизводителей с целью  выявления их проблем непосредственно  на месте;

-консультирование по  всем направлениям деятельности  хозяйств (организационно-экономическим, технологическим и правовым вопросам  и др.);

-предоставление ответов  товаропроизводителям на их запросы;

-организация учебы сельских  товаропроизводителей проведением  обучающих семинаров, конференций  и др.;

-отбор и внедрение  в производство достижений науки  и передового опыта;

-проведения «Дня поля»  и «Дня Зоотехника» для специалистов  и товаропроизводителей на базе  научных учреждений и передовых  хозяйств;

- оказание помощи при  разработке и составлении бизнес-планов, введении бухгалтерского учета, реформировании предприятий и  разработке программы выхода  из кризиса;

-предоставление коммерческой  информации  и консультации по  вопросам сбыта сельскохозяйственной  продукции и приобретения различных  материальных ценностей;

-анализ производственно-экономической  деятельности, прогнозирование производства, консультации по составлению  отчетов;

-внедрение в производственную  деятельность персональных компьютеров;

-создание базы данных  по сельхозпредприятиям по основным  вопросам их деятельности;

Виды оказываемых информационно-консультационных услугах по тематике запросов клиентов можно расположить по приоритетности в следующей последовательности:

  1. Больше всего клиенты нуждаются в информациях о ценах рынка сбыта продукции, расчетно- экономических услугах (бизнес- планирование и др.)- 80-88%;
  2. Затем в услугах по технологическим вопросам в растениеводстве, животноводстве, приобретению техники, семян, удобрений-70-78%;
  3. Меньше всего в услугах по правовым, налогам, кредитам и законодательным вопросам-60-65%.

 

1.5.Организационно-правовые формы (модели) и структура ИКС

 

Многообразие и выбор форм региональных и районных ИКЦ зависит от их материально-технической базы, источников финансирования и обеспеченности кадрами для работы в этих службах.

Важнейшим условием функционирования региональных и районных центров ИКС является выбор оптимальных организационных моделей этих служб для обслуживания сельских товаропроизводителей.

В настоящее время ИКС регионов и районов существуют в различных организационно-правовых формах.

На региональном уровне ИКС создаются в следующих формах:

    1. структурное подразделение при органах управления АПК;
    2. государственные учреждения;
    3. государственные унитарные предприятия;
    4. при институтах повышения квалификации работников АПК;
    5. при сельскохозяйственных высших учебных заведениях;
    6. при научно-исследовательских институтах;
    7. в форме фонда и автономной некоммерческой организации.

На районном уровне ИКЦ создается:

    • при органах управления АПК;
    • при техникумах, колледжах;
    • при ассоциациях фермерских хозяйств.[4, стр 50]

Организационная структура – совокупность основных производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений предприятия(службы).

В настоящее время структура ИКС АПК имеет три уровня организации: федеральная, региональная и районная. Такая структура подчинена задаче полного удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей в информационных и  консультационных услугах.

Характерной особенностью структуры отечественной ИКС – функционирование на каждом уровне несколько организаций, выполняющих схожие функции. Деятельность федеральной, региональной, районной структуры, взаимодействуя с другими организациями, составляет единую систему информационно-консультационного обеспечения АПК.

Многообразие и выбор форм ре тональных и районных ИКЦ зависит от их материально-технической базы, источников финансирования и обеспеченности кадрами для работы в этих службах. Каждая модель организации ИКС имеет свои особенности и обладает определенными преимуществами и недостатками.

Информационно-консультационные службы в структуре или при органах управления АПК.

Создание ИКС в структуре или при органах управления АПК было оправданным на первом этапе его создания и имеет следующие преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • большие возможности влияния на формирование политики государства и регионов в аграрном и социальном секторе экономики;
  • наличие мощной материально-технической базы, высококвалифицированных и опытных кадров, что позволяет создать службу и начать ее деятельность в короткие сроки с минимальными затратами;
  • более широкие возможности для оперативного решения управленческих, финансовых и других вопросов, связанных с информационно-консультационной деятельностью

Недостатки:

- отсутствие юридической  и финансовой самостоятельности, полная зависимость консультантов  от этих органов и невозможность  осуществления коммерческой деятельности;

- психологическая неподготовленность  даже квалифицированных кадров  МСХ к специфике консультационной  деятельности, у них преобладает  административный стиль работы;

- работники органов управления  много тратят время на составление  различных справок, аналитических  материалом и им очень трудно  одновременно выполнять функции  консультантов;

- сельхозтоваропроизводители видят в работниках МСX прежде всего, как чиновников, а не консультантов, и поэтому порой работники сельского хозяйства не доверяют таким специалистам.

Второй организационно-правовой формой ИКЦ является функционирование их в виде государственных унитарных предприятий и государственных учреждений

К преимуществам этой формы ИКЦ относятся:

  • юридическая их самостоятельность, свобода действия в коммерческой деятельности;
  • возможность самим принимать решения по структуре, штатам, размеру зарплаты специалистов исходя из финансового состояния центра.

Недостатки этой формы ИКЦ:

- высокое налоговое бремя, включая все виды налогов;

- большая зависимость  центра от местного бюджета.

Организация ИКЦ в составе сельскохозяйственных высших учебных заведений.

Преимущества этой формы:

  • достаточно мощная материально-техническая и учебно-методическая база вузов;
  • опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского персонала факультетов, кафедр и лабораторий;
  • наличие у вузов учебно-опытных хозяйств для организации демонстрационных полей и ферм;
  • сельхозтоваропроизводители после окончания вузов получают молодых специалистов, хорошо понимающих значение консультационной службы и активно пользующихся ее услугами;
  • налоговые льготы для учебных заведений.

Информация о работе Принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики