Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования сильных и слабых сторон предприятия и принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики.
Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) ознакомление с основами формирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК; 2) анализ деятельности, специализации и их роль в экономике СХПК «Пайгас»; 3) выведение основных проблем в специализированных отраслях исследуемого предприятия и их мероприятия по решению этих проблем.
1.3. Цель, задачи и функции ИКС
Главная цель ИКС - повышение эффективности и устойчивости функционирования сельхозпредприятий всех форм собственности в условиях рыночной экономики путем оказания информационно- консультационных услуг.
Основные задачи консультационной службы:
9. участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства товаропроизводителей различных организационно - правовых форм;
10. обучение и повышение квалификации профессиональных кадров ИКС АПК.
Для успешного обеспечения поставленных задач ИКС должна выполнять следующие основные функции:
- инновационная – оказание помощи товаропроизводителям в освоении научных разработок и передового опыта, организация обмена опытом между специалистами крупных хозяйств;
- информационная – обеспечение сельхозтоваропроизводителей по их запросам технологической, экономической, юридической, рыночной и другой необходимой информацией;
-консультационная – индивидуальное или групповое консультирование сельхозтоваропроизводителей по все вопросам, входящие в компетенцию консультационной службы;
- образовательная – обучение специалистов органов управления, сельхозпредприятий и фермеров современным формам и методам ведения производства в условиях рынка путем проведения семинаров, совещаний и конференций;
- выставочная – организация специализированных выставок, ярмарок, а также демонстрационных полей и ферм;
- издательская – подготовка, издание и доведение до сельхозтоваропроизводителей научно-технической, методической, справочной и учебной литературы, распространение видеопродукции и другой литературы. [4]
1.4. Потребители (клиенты) и
виды показываемых услуг ИКС
Основными потребителями информационно-консультационных услуг являются:
а)Сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности. Их удельный вес среди пользователей составляет в среднем около 60 %. Это связано с тем, что к сельхозтоваропроизводителям рынок предъявляет жесткие требования в необходимости перехода на новый технологический и организационный уровень производства.
Из сельхозпредприятий в постоянной консультационной помощи особенно нуждаются экономически слабые хозяйства, находящиеся на грани банкротства. Относительно благополучные сельскохозяйственные предприятия, сумевшие выжить в жестких экономических условиях, нуждаются в консультационной помощи только по наиболее сложным проблемам( новых сортах, пород, технологиях, в новшествах в экономике и т. д.), которых может удовлетворить только высококвалифицированный специалист ИКС, связанный с научными исследованиями;
б) В информационном и консультационном обслуживании особенно нуждаются крестьянские( фермерские ) хозяйства.
Фермеры не имеют соответствующего обучения и опыта работы в фермерском хозяйстве. Они нуждаются в консультациях по новым технологиям, технике, сортам и породам, новым средствам защиты растений и др. Из числа фермеров специальное сельскохозяйственное среднее и высшее образование имеет всего 12-18 %. Фермерским хозяйствам в среднем оказано услуг более 25% от общего объема оказанных услуг ИКС.
в) Значительный рост потребности в информационно- консультационных услугах наблюдается со стороны органов управления АПК. Они через службу реализуют аграрную политику и обеспечивают научно- технический процесс в отрасли путем внедрения в производство достижений науки, техники и передового опыта. Органам управления АПК оказываются услуги в среднем более 13%.
г) Потребность в информационно- консультационных услугах увеличивается со стороны ЛПХ, садоводов и огородников. В настоящее время ими производится 92% картофеля, овощей- 79%. Плодов и ягод- 86%, молока-51%, мяса- 57% среди всех категорий хозяйств. Тем не менее и они нуждаются в услугах ИКС. Им оказывается более 16% услуг.
д) Важна эта услуга для научных и образовательных учреждений. Для них она является надежным каналом доведения своих научных разработок непосредственно до сельхозтоваропроизводителей. Вместе с тем, служба ИКС привлекает к консультационной деятельности наиболее квалифицированных работников НИИ, сельхозвузов, техникумов, опытных станций и т. д.
Следовательно, информационно- консультационной службе нуждаются все сельхозтоваропроизводители и другие звенья инфраструктуры АПК.
В настоящее время
региональные и районные
-информационное обслуживание по различным вопросам ( о новых технологиях, оборудовании, перспективных сортах, породах животных и др.);
-посещение
-консультирование по
всем направлениям
-предоставление ответов
товаропроизводителям на их
-организация учебы сельских
товаропроизводителей
-отбор и внедрение
в производство достижений
-проведения «Дня поля»
и «Дня Зоотехника» для
- оказание помощи при
разработке и составлении
-предоставление коммерческой
информации и консультации по
вопросам сбыта
-анализ производственно-
-внедрение в производственную
деятельность персональных
-создание базы данных
по сельхозпредприятиям по
Виды оказываемых информационно-консультационных услугах по тематике запросов клиентов можно расположить по приоритетности в следующей последовательности:
1.5.Организационно-правовые формы (модели) и структура ИКС
Многообразие и выбор форм региональных и районных ИКЦ зависит от их материально-технической базы, источников финансирования и обеспеченности кадрами для работы в этих службах.
Важнейшим условием функционирования региональных и районных центров ИКС является выбор оптимальных организационных моделей этих служб для обслуживания сельских товаропроизводителей.
В настоящее время ИКС регионов и районов существуют в различных организационно-правовых формах.
На региональном уровне ИКС создаются в следующих формах:
На районном уровне ИКЦ создается:
Организационная структура – совокупность основных производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений предприятия(службы).
В настоящее время структура ИКС АПК имеет три уровня организации: федеральная, региональная и районная. Такая структура подчинена задаче полного удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей в информационных и консультационных услугах.
Характерной особенностью структуры
отечественной ИКС – функционирование
на каждом уровне несколько организаций,
выполняющих схожие функции. Деятельность
федеральной, региональной, районной структуры,
взаимодействуя с другими организациями,
составляет единую систему информационно-
Многообразие и выбор форм ре тональных и районных ИКЦ зависит от их материально-технической базы, источников финансирования и обеспеченности кадрами для работы в этих службах. Каждая модель организации ИКС имеет свои особенности и обладает определенными преимуществами и недостатками.
Информационно-консультационные службы в структуре или при органах управления АПК.
Создание ИКС в структуре или при органах управления АПК было оправданным на первом этапе его создания и имеет следующие преимущества и недостатки.
Преимущества:
Недостатки:
- отсутствие юридической
и финансовой
- психологическая
- работники органов управления
много тратят время на
- сельхозтоваропроизводители видят в работниках МСX прежде всего, как чиновников, а не консультантов, и поэтому порой работники сельского хозяйства не доверяют таким специалистам.
Второй организационно-правовой формой ИКЦ является функционирование их в виде государственных унитарных предприятий и государственных учреждений
К преимуществам этой формы ИКЦ относятся:
Недостатки этой формы ИКЦ:
- высокое налоговое бремя, включая все виды налогов;
- большая зависимость центра от местного бюджета.
Организация ИКЦ в составе сельскохозяйственных высших учебных заведений.
Преимущества этой формы: