Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:48, шпаргалка
шпаргалки Международное публичное право
70. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. Контрольный механизм выполнения норм этого договора.
Важнейшим элементом предотвращения использования ядерного оружия является учрежденный мировым сообществом режим нераспространения. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, который предусматривал обязательства ядерных держав не передавать ядерное оружие и военные ядерные технологии, а другим государствам предписывал воздержаться от их производства и приобретения. Контроль за выполнением странами взятых обязательств был возложен на специально созданную для этого международную организацию – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЕ). В 1995 г. Договор был продлен бессрочно, его участниками на сегодняшний день являются свыше 80 государств.
В соответствии с Договором 1968 г. государства взяли обязательства по нераспространению военного компонента ядерных технологий, напротив, мирное использование атомной энергии признано наиболее эффективным, а обмен соответствующими знаниями всячески приветствуется.
Так, в ст. 4 Договора указывается на то, что никакое положение Договора не следует толковать как затрагивающее право участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях.
Более того, в
соответствии с данной статьей все
участники обязуются
Большое значение для укрепления режима нераспространения имеют созданные по всеми миру в рамках реализации ст. VII Договора региональные безъядерные зоны.
71. Конвенция
о запрещении разработки, производства,
накоплении и применения
Конвенция о запрещении химического оружия (КХО) — это соглашение по контролю за вооружениями, которое запрещает производство, накопление и применение химического оружия.
Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено.
Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.
- Запрещение
производства и применения
- Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия
- Уничтожение
всех запасов химического
- Взаимопомощь
между государствами и
- Инспекции ОЗХО
с целью контроля над
- Международное
сотрудничество в мирном исполь
72. Понятие международного экономического права. Его источники.
73. Специальные
принципы международного
В международных экономических отношениях применяются специальные принципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торгово-политических режимов: Принцип недискриминации - обязательство не ухудшать для другой страны своих нормально действующих, общих для всех стран условий. Принцип наиболее благоприятствуемой нации - юридическое обязательство гос-ва предоставлять гос-ву-партнеру условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Национальный режим предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Принцип взаимной выгоды - отношения между гос-вами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. Преференциальный режим - это торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств. Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования. В прежние времена довольно распространенным, особенно в отношениях развитых стран с колониальными и полуколониальными, было использование в договорной практике правовых режимов "равных возможностей", "открытых дверей", капитуляций и т. п. Такого рода условия, противоречащие общепризнанным принципам международного права, на современном этапе не могут рассматриваться как правомерные.
74. Международные организации, действующие в сфере международных экономических отношений. Всемирная торговая организация (ВТО).
В зависимости
от географического
Большую роль в организации международного экономического сотрудничества играет ООН. Одной из важнейших целей этой организации является среди прочего содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов.
ЭКОСОС (экономический и социальный совет ООН) является органом, обладающим «специальной универсальной компетенцией в экономической сфере». Он уполномочен вести исследования по международным вопросам в области экономики, подготавливать проекты конвенций, созывать международные конференции.
Экономическое сотрудничество осуществляется также в рамках универсальных организаций, которые формально не входят в систему ООН, но поддерживают с ней тесные связи: Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация.
ВТО – Всемирная торговая организация является первой в истории торговли универсальной международной организацией.
ВТО является международной организацией со всеми признаками и правами, присущими
данному учреждению: ее правовой основой служит международный договор (Марракешское соглашение), организация имеет четкую внутреннюю структуру, постоянное членство, бюджет, и ее цели находятся в едином русле с целями, провозглашенными Уставом ООН.
Главные органы
ВТО – Конференция министров,
Генеральный совет и
Основные функции ВТО можно сформулировать следующим образом. 1) ВТО формулирует кодекс поведения, предусматривающий снижение таможенных тарифов и других барьеров в международной торговле и упразднение дискриминации в международных торговых отношениях. 2) ВТО представляет собой организационную структуру для реализации данного кодекса. 3) ВТО обеспечивает имплементацию данного кодекса, организуя работу органа по разрешению споров и осуществляя надзор за национальной торговой политикой и практикой. 4) ВТО выступает в качестве среды для торговых отношений между государствами-участниками и форума для переговоров по дальнейшей либерализации международной торговли и совершенствованию ее системы.
Основными принципами, на которые опирается правовая система ВТО, являются: принцип либерализации торговли, принцип недискриминации в торговле, принцип
75. Международное экологическое право: понятие, специальные принципы, источники.
Международное экологическое право (МЭП) - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
Специальные принципы МЭП. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МЭП. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.
Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.
Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д.
Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
Принцип контроля за соблюдением межд. договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы межд. контроля и мониторинга качества окружающей среды.
Принцип межд.-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.
взаимной
выгоды, принцип предоставления
режима наибольшего благоприятс
76. Международно-правовая
защита животного и
Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов.
2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
3. Обеспечение
рационального использования
Принята в марте 1973 года, вступила в силу в июле 1975 года.
Цель Конвенции заключается в предотвращении торговли исчезающими видами флоры и фауны и установлении эффективного регулирования торговли другими видами растений и животных. Помимо живых объектов, контролю подлежат мертвые объекты и производные элементы мертвых растений и животных.
Конвенция возлагает ответственность за выживание видов дикой флоры и фауны.
на страны-экспортеры и страны-импортеры.
Каждая сторона конвенции должна:
- назначить как
минимум одно государственное
ведомство, которое отвечало
- обеспечивать
соблюдение процедур
В Конвенции разработаны 3 Приложения:
• Приложение I перечисляет виды, находящиеся под угрозой исчезновения, в отношении которых торговля может санкционироваться только в исключительных случаях;
• Приложение II содержит перечень видов, которые могут оказаться под угрозой исчезновения в случае отсутствия строгого регулирования торговли этими видами;
• Приложение III перечисляет виды, регулирование торговли которых находится в юрисдикции стороны конвенции и в отношении которых требуется сотрудничество с другими сторонами для предотвращения или ограничения их эксплуатации.
Информация о работе Шпаргалка по "Международное публичное право"