Дипломатическая служба Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать традиционные и современные дипломатические приемы и методы.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. рассмотреть процесс развития дипломатической деятельности;
2. проследить методы дипломатической службы;
3. проанализировать современные методы дипломатической службы.

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 182.54 Кб (Скачать файл)

— класс поверенных в  делах, аккредитуемых при министра иностранных дел (не следует смешивать с временными поверенными в делах — старшими сотрудниками представительства, замещающими его главу на время отсутствия).

Однако, согласно Конвенции, «в отношении старшинства и этикета, никакого различия между главами  представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу не должно проводиться». Это положение отвечает принципу равенства государств, и тот или иной класс дипломатического представителя может служить лишь показателем степени развитости отношений между государствами-партнерами.

К концу минувшего столетия последние два класса глав дипломатических представительств постепенно вышли из употребления, и государства стали обмениваться дипломатическими представительствами, возглавляемыми послами или главами представительств в эквивалентном классе. Иногда, особенно если дипломатические отношения развиты слабо, стороны договариваются об аккредитовании дипломатических представительств по совместительству. Венская Конвенция допускает аккредитование дипломатического представителя по совместительству даже в нескольких странах. В этих случаях глава представительства бывает в стране аккредитования наездами, по мере надобности. В этих странах, однако, могут создаваться аппараты представительства, возглавляемые временными поверенными в делах. Допускаются случаи, когда два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве своего представителя в другом государстве, если оно не возражает против этого. Более того, Венская Конвенция предусматривает возможность совмещения главой представительства или любым из его сотрудников — членом дипломатического персонала — своего поста с постом представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Свои особенности имеет порядок назначения главы дипломатического представительства. Венской Конвенцией 1961 г. предусматривается, что аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство грата», т.е. желательным лицом. Издается официальный акт аккредитующей страны о назначении (указом главы государства), о чем публикуется сообщение в прессе.

Правительство страны назначения может и не дать агремана. Сообщая  об отказе, оно не обязано излагать его мотивы. Как отказ в агремане может рассматриваться и слишком  длительная задержка ответа на запрос. Напоминать о запросе агремана не принято. В этом случае агреман запрашивается на новое лицо.

Официальным подтверждением полномочий дипломатического представителя  являются верительная грамота, подписанная главой государства. Грамота служит подтверждением доверия, которым посол облечен властями аккредитующего государства, и правильности всего того, что он будет говорить от их имени. Адресуются и вручаются грамоты главе государства страны назначения.20

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный  посол вручает и отзывные грамоты своего предшественника. В них сообщается о решении властей аккредитующей страны отозвать прежнего посла, в общей форме указывается причина отзыва, выражается надежда, что он своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывные грамоты отъезжающий посол вручает сам при своем отъезде. В некоторых странах существует порядок направления от имени главы государства аккредитования в адрес главы аккредитующего государства отпускных грамот, содержащих удовлетворение деятельностью отъезжающего посла и комплимент в его адрес.

Чрезвычайный и Полномочный  Посол считается приступившим к своим обязанностям в зависимости от практики, принятой в государстве аккредитования, которая, согласно Венской Конвенции 1961 г., должна применяться единообразно либо с момента вручения послом своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Очередность вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и даже часом прибытия посла.

Процедура аккредитования в  каждой стране проводится в соответствии с ее обычаями. Но независимо от этого, она должна применяться ко всем главам дипломатических представительств одного и того же класса одинаково, без дискриминации. Протокол вручения верительных грамот обычно отличается торжественностью: построение почетного караула, исполнение государственных гимнов, специальная форма одежды. В Великобритании, например, за послом посылается парадная карета, запряженная лошадьми. Посол отправляется на вручение верительных грамот королеве во фраке или в парадной униформе.

Свою протокольную деятельность посол начинает с визитов вежливости государственным деятелям страны пребывания и послам других стран. Начинать визиты желательно с дуайена — старшины дипкорпуса.21 Список лиц, которым следует нанести визиты, послу может рекомендовать протокольный отдел МИД страны пребывания. Но посол может руководствоваться собственными соображениями об очередности нанесения визитов вежливости, исходя из характера отношений своей страны со страной пребывания.

Визиты вежливости женам  официальных лиц и послов других стран наносит также супруга посла.

Под руководством главы дипломатического представительства действуют дипломатический, административно-технический и обслуживающий персоналы.

К дипломатическому персоналу  относятся члены персонала представительства, имеющие дипломатические ранги. К дипломатическому персоналу диппредставительства относятся также военные атташе. Кроме того, к дипломатическому персоналу могут быть отнесены лица, командируемые для изучения опыта в области культуры, науки, сельского хозяйства. Все они заносятся в штат представительства на соответствующие дипломатические должности. Дипломатические служащие, как правило, это федеральные служащие, занимающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. В каждом посольстве их количественный состав определяется особо.

Что касается административно-технического и обслуживающего персоналов, то они  не являются дипслужащими и формируются, как правило, из числа граждан аккредитующего государства. По Венской Конвенции членами дипломатического персонала могут быть и граждане государства пребывания, но обязательно с согласия этого государства.

Статус сотрудников всех трех персоналов регулируется статьями Венской Конвенции о дипломатических  сношениях 1961 г. Конвенция также  предусматривает право сотрудников представительства содержать «частных домашних работников», не являющихся служащими аккредитующего государства. Обычно это личный секретарь, шофер и другие лица, выполняющие обязанности домашнего работника.

О прибытии (равно как и об отъезде) сотрудников дипломатического представительства принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Одновременно на них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона может высказать свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней. В тех случаях, когда между странами существует безвизовой порядок пересечения границы, страна аккредитования может выразить свое отношение к такому назначению любым иным доступным путем.

Если глава представительства  в соответствии с установившимися правилами прибывает в страну назначения после отъезда своего предшественника, то другие сотрудники обычно прибывают до отъезда лиц, которых заменяют. Это позволяет обстоятельно ознакомиться с кругом обязанностей и теми проблемами, которыми новому сотруднику придется заниматься. Кроме того, отъезжающий сотрудник имеет возможность передать свои деловые связи, познакомить с людьми, с которыми он общался. Этому помогает и дипломатический прием, организуемый в честь отъезжающего и его преемника.

Особую категорию дипломатических  кадров представляют аккредитуемые при посольстве военные (военно-морские, военно-воздушные) атташе — представители военного ведомства назначившей их страны при военном ведомстве страны пребывания. При этом они не только представляют военные ведомства своего государства и осуществляют контакты с соответствующими силовыми ведомствами страны пребывания, но и исполняют функции советников посла по военным вопросам. В зависимости от необходимости и по договоренности с властями страны пребывания военные атташе могут представлять ведомства трех родов войск и подразделяться на военных, военно-морских и военно-воздушных атташе. Военные атташе и их помощники пользуются всеми дипломатическими иммунитетами и привилегиями наравне с дипломатическим составом посольств и миссий. В некоторых посольствах они заносятся в список дипломатического персонала, причем военный атташе следует в нем после советника посольства перед первым секретарем, а его помощник — перед вторым секретарем посольства.

Порядок аккредитования военных  атташе регулируется ст. 7 Венской Конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, которая, в частности, предусматривает, что государство пребывания может предложить, чтобы имена военных атташе сообщались заранее. На практике аккредитующее государство обычно сообщает сведения о военных атташе без запроса страны аккредитования.

Список дипломатических  сотрудников кыргызских посольств  составляется обычно исходя из старшинства: Чрезвычайный и Полномочный Посол; советник-посланник; советники; первые секретари; вторые секретари; третьи секретари; атташе (дипломатические); атташе — представители ведомств (по науке и технике, культуре, сельскому хозяйству и др.). В странах, где сохраняются торговые представительства Кыргызстана, их руководители (торгпреды) обычно заносятся в дипломатический список посольства после советника-посланника или советника, который в отсутствие посла выполняет функции временного поверенного в делах.

Под дипломатическим корпусом в узком смысле понимается совокупность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств.22 К ним относятся послы и посланники, а также постоянные и временные поверенные в делах. В Кыргызстане, поддерживающем дипломатические отношения с другими странами только на уровне посольств, в дипломатический корпус в узком смысле входят послы и главы представительств эквивалентного класса, а также временные поверенные в делах.

В широком смысле слова  под дипломатическим корпусом понимаются не только главы дипломатических представительств, но и все члены подчиненного им дипломатического персонала. В соответствии со сложившейся практикой к нему относятся лица, занимающие должности советников-посланников, советников, первые, вторые и третьи секретари и атташе (имеется в виду первая дипломатическая должность). К дипломатическому корпусу в широком смысле слова относятся также другие лица, пользующиеся дипломатическим статусом: военные, военно-воздушные и военно-морские атташе, их помощники, а также назначаемые на дипломатические должности различного рода специалисты по научно-техническому сотрудничеству, культуре, сельскому хозяйству и т.п.

В тех странах, где имеются  торговые представительства, их руководитель — торгпред, по договоренности со страной пребывания может также быть занесен в дипломатический список посольства, причем, как уже указывалось, в списке он обычно следует за советником-посланником или советником, который остается временным поверенным в делах в отсутствие Посла.

К дипломатическому корпусу  относятся также члены семей  всех перечисленных выше лиц: жены и  дети, причем сыновья — до достижения совершеннолетия, а незамужние дочери независимо от возраста.

Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или юридического лица,23 но, возникший в результате общности рода деятельности позволяет оперативно решать многие протокольные и церемониальные вопросы, способствует своевременной информации о тех или иных аспектах политической жизни страны пребывания, а также поддержанию контактов с официальными кругами и между самими представительствами. Никаких международно-правовых норм, устанавливающих статус, регулирующих полномочия и функции дипломатического корпуса не существует.

Дипломатический корпус возглавляет  старшина, или дуайен. Им становится глава дипломатического представительства, приступивший к исполнению обязанностей ранее своих коллег. Причем им может быть только дипломатический представитель высшего класса — посол или папский нунций. В некоторых католических странах в соответствии с установившимся обычаем дуайеном, независимо от времени аккредитования, является папский нунций.

Хотя дуайен и не имеет  каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса и не может давать им свои распоряжения, этот пост во все времена считался весьма почетным. Дуайен проводит периодически консультативные совещания с главами дипломатических представительств по тем или иным вопросам протокольного или церемониального характера. Эти совещания носят неофициальный характер и обычно происходят во время устраиваемого с этой целью завтрака или обеда для глав представительств. Такие завтраки и обеды, как и приемы в честь отъезжающего главы дипломатического представительства, устраиваются за счет взносов диппредставительств.

Собираемые средства расходуются  и на некоторые другие цели, например, на подарок для отбывающего дипломата  — главы представительства, приобретение венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т.п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, который избирается также из числа глав представительств с согласия избираемого. Время от времени казначей отчитывается перед дипкорпусом в расходовании средств и наличии их в кассе.

Дуайен нередко выступает  от имени дипкорпуса по случаю торжественных событий в стране пребывания, выражает официальным лицам поздравления или приносит соболезнование. Он вправе предпринять шаги в защиту интересов дипломатического корпуса или отдельных его членов, если усмотрит в действиях местного протокола ущемление их иммунитетов и привилегий или нарушение этикета. Однако дуайен не имеет права от имени дипкорпуса или по его поручению делать какие-либо заявления и демарши политического характера. Такого рода действия дуайена могут быть дезавуированы любым членом дипкорпуса как не отвечающие позиции представляемой им страны.

Информация о работе Дипломатическая служба Кыргызской Республики