Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:00, курсовая работа
Объектом данной работы являются советско-американские отношения в 1917-1934 годы.
Предмет – этапы развития, заключение соглашений, причины разногласий, соотношение сил.
Цель – проанализировать развитие советско-американские отношения с 1917-1934гг.
Для анализа использованы временные рамки – 1917-1934 годы, 1917 год – новая эпоха в истории человечества, эпоха крушения капитализма и утверждение социализма; 1934 год – год когда США признали СССР.
Заключение договора с «Дженерал
электрик» способствовало активи-
зации переговоров с другими крупнейшими
фирмами — «Форд мотор К°»
и «Дженерал моторз». Переговоры с Фордом
привели 31 мая 1929 г.
к заключению крупного контракта на поставку
в СССР автомобилей и
запасных частей и оказание фирмой технической
помощи в строитель-
стве Горьковского автозавода. В 1927—1928
гг. возрос американский
экспорт в Советский Союз. Советский
Союз стал крупным импортером
некоторых важных изделий машиностроительной
промышленности США.
В 1928—1929 гг. он ввозил от 10,1 до 23,7% всех
экспортируемых
США тракторов, от 4,6 до 7,3% — металлообрабатывающих
станков, от
7,1 до 9,2% — горнорудного оборудования,
от 6,9 до 10,5% — нефтяного
оборудования, от 8,9 до 10,1% —экскаваторов,
от 1,6 до 2,3% —электро-
оборудования 35.
Значительного развития достигли
и связи двух государств на основе
концессионных соглашений и специальных
договоров о техническом со-
действии, заключаемых советскими организациями
с американскими
фирмами. На 1 октября 1928 г. в СССР действовали
девять американских
концессий и шесть договоров, которые
предусматривали оказание тех-
нической помощи фирмами США36.
Признание СССР Соединенными
Штатами было обусловлено целым
комплексом факторов политического, экономического,
торгового, диплома-
тического и международного характера.
Важное значение в нормализации
отношений с Советским Союзом
имели экономические причины — заинтересованность
деловых кругов
США в торговле с Советским государством.
Экономический кризис 1929—
1933 гг. объективно усилил эту тенденцию,
особенно в связи с резким
падением американской внешней торговли.
Как свидетельствует стати-
стика, в то время товарооборот США с западными
государствами упал,
а закупки СССР американских товаров
возросли. В частности, в 1931 г.
Советский Союз закупил 77,3% экспортируемых
американских тракторов,
57,3% металлорежущих
станков, являлся крупным импортером горноруд-
ного и нефтяного оборудования37. -В 1929—1930 гг. советские заказы
выполнялись на предприятиях, расположенных
в 36 штатах38.
Наивысшей точки товарооборот
между СССР и США достиг в 1931 г.
Он мог бы расти и в последующие годы.
Однако администрация Гувера
препятствовала развитию взаимовыгодной
торговли, применяя таможен-
ные и
валютные ограничения, повышенные пошлины,
ставя советские
закупочные организации в неблагоприятные
условия. Кредиты выдавались
под высокие проценты и на краткие сроки.
Советские организации не
имели юридического статуса в США. Реакционные
круги США развер-
нули широкую антисоветскую кампанию.
Политика бойкота торговли
с СССР, проводившаяся администрацией Гувера,
заставила Советское правительство свести
заказы до минимума.
Торговля между двумя странами резко
сократилась. В то же время со-
ветские
заказы заметно возросли в Германии, Англии
и Италии. Эти из-
менения немедленно были замечены американскими
компаниями. Они
расценили их как упущенные возможности.
В деловых кругах усилилось
движение за признание СССР.
24 июня 1932 г. Торговая
палата США опубликовала
в котором предлагалось изменить политику
в отношении торговли с
СССР.
Представитель деловых кругов Т. Морган
выразил неудовлетво-
ренность отсутствием американского
посла и торгового атташе в Мос-
кве, что отрицательно сказывалось
на информации о возможностях совет-
ского рынка. В том же месяце на заседании
200 промышленников и
банкиров Американо-русской торговой
палаты было высказано пожела-
ние быстрее рассмотреть вопрос об установлении
нормальных отношений
с СССР и использовании русского рынка
для американских товаров39.
Многие промышленники Нью-Йорка, Кливленда,
Бостона, Сан-Францис-
ко и других городов выступали за расширение
торговли с Советским
Союзом. Из 50 опрошенных фирм 45 заявили,
что Советский Союз —
надежный торговый партнер, который добросовестно
выполняет свои
обязательства. 22 фирмы высказались за
немедленное признание СССР 40.
В связи с приходом в
Белый дом Франклина Делано Рузвельта
де-
ловые круги США стали более настойчиво
выступать за нормализацию
отношений с Советским Союзом. 21 марта
1933 г. Американо-русская
торговая
палата призвала нового государственного
секретаря К. Хэлла
пересмотреть политику в отношении Советской
страны и создать более
благоприятные возможности для развития
с ней торговли41. Огромное
впечатление на американских экспортеров
произвело заявление
М. М.
Литвинова на Международной экономической
конференции в Лон-
доне 14 июня 1933 г. о готовности Советского
правительства разместить
за границей заказы на 1 млрд. долл.
на основе получения долгосрочных
кредитов. Американо-русская торговая
палата, членами которой явля-
лись такие крупнейшие фирмы, как «Дженерал
электрик», «Дженерал
моторз», «Америкэн локомотив», «Томас
Эдисон», «Крайслер», реагиро-
вала на это изданием 12 июля специального
бюллетеня, в котором от-
мечалось: «Лондонская конференция вновь
показала невыгодность по-
литики непризнания». Соединенным Штатам
надо «действовать быстро и
благоразумно с целью развития дипломатических
и торговых отноше-
ний:» 42.
Заявление М. М. Литвинова
на экономической конференции
ло главу американской делегации К. Хэлла
предпринять дипломатиче-
скую акцию. Конфиденциально он и члены
делегации США Г. Мо,рген-
тау, У. Буллит и Р. Моли встретились с М.
М. Литвиновым. Эта беседа,
по словам государственного секретаря,
заложила фундамент для обсуж-
дения вопроса о признании43.
Вопрос о признании
СССР вызывал дебаты в конгрессе
еще в нача-
ле 30-х годов. Особенно активно выступал
сенатор У. Бора. Он неодно-
кратно заявлял о важности нормализации
советско-американских отно-
шений и развития торговли между двумя
государствами. Сенатор-демо-
крат Б. Уилер, посетив СССР, выступил с
серией статей о жизни
советских людей и значении для США русского
рынка.
К нормализации советско-американских
отношений призывали сена-
торы Беркли и Каттинг, посетившие Советский
Союз в 1930 г. Член
палаты представителей демократ А. Сэббэт
внес 22 апреля 1932 г. в ко-
миссию по иностранным делам резолюцию
с требованием установления
дипломатических отношений с Советским
правительством. За признание
высказались лидеры демократов в сенате
и палате представителей
Д. Робинсон (штат Арканзас) и Г. Рейни (штат
Иллинойс), видные
деятели демократической партии сенаторы
К. Свэнсон и Р. Вагнер.
Г. Рейни писал: «Почти все страны мира
признали Советскую Респуб-
лику. Они все действуют, чтобы добиться
торговли с Россией. Мы же
сидим сложа руки, в то время как наши заводы
останавливаются, а наш
народ остается без работы. Это глупо»44. Бывший губернатор штата
Нью-Йорк А. Смит заметил, что США могут
не одобрять советский
строй, но не имеют «никакого права указывать
другой нации относи-
тельно формы правления». Смит предложил
послать в Москву комиссию
для переговоров в целях установления
дипломатических отношений «на
условиях, благоприятных для обеих стран»45.
В декабре 1932 г. девять членов сенатской
комиссии по иностранным
делам высказались за признание, пять
— против, а семь воздержались
занять определенную позицию. 8 января
1933 г. из 52 опрошенных се-
наторов 23 были за нормализацию советско-американских
отношений,
9 — против, а 20 воздержались. 10 марта сенатор
Бреттон (штат Нью-
Мексико) представил одобренную сенатом
штата петицию. В ней пред-
лагалось признать Советский Союз. В
тот же день сенатор У. Бора в
седьмой раз предложил сенату высказаться
в пользу признания СССР46.
Губернатор штата Пенсильвания Дж. Пинчот
заявил в январе 1933 г.:
«В высшей
степени неразумно разрешать европейским
странам занимать
место США на русских рынках только потому,
что закрыты дипломати-
ческие каналы»47.
Не следует, однако, преувеличивать
значение и силу сторонников по-
литики признания СССР в американском
конгрессе, да и не только в
нем. Гораздо больше было противников,
стоявших на непримиримых
позициях. Наиболее активно выступали
против нормализации советско-
американских отношений сенаторы А. Робинсон,
А. Ванденберг, У. Кинг,
члены палаты представителей Г. Фиш, М.
Дайс и др. Они стремились
опорочить политику Советского правительства,
дискредитировать дея-
тельность «Амторга», клеветали на
Коммунистическую партию США.
Специально созданная палатой представителей
комиссия во главе с
Г. Фишем для «расследования деятельности
СССР» представила доклад,
который изобиловал антисоветскими клеветническими
измышлениями.
В нем говорилось о «советском демпинге»,
о «принудительном труде», якобы применяемом
в Советском Союзе. Предлагалось закрыть
«Амторг»
и выслать из США советских сотрудников,
установить эмбарго на им-
порт марганца из СССР, ввести новые иммиграционные
законы, не до-
пускать въезд в страну иностранных коммунистов.
Даже некоторые
американские газеты вынуждены были признать
доклад Фиша необъек-
тивным, тенденциозным и «истеричным».
Журнал «Аутлук» нашел его
«глупым и опасным»48.
Реакционная пресса США
воспользовалась материалами
Фиша для усиления антисоветской истерии
в стране. Стремясь настро-
ить общественность
против Советского Союза, она развернула
клеветни-
ческую кампанию по поводу вымышленных
религиозных «преследова-
ний» в СССР. В палату представителей тем
же Фишем была внесена по
этому вопросу специальная резолюция.
Во время президентской
предвыборной кампании в 1932 г. ни демо-
кратическая, ни республиканская партия
не уделили места и внимания
в своих платформах вопросу об отношении
к СССР. Внешнеполитиче-
ские вопросы вообще мало затрагивались.
Основное внимание было со-
средоточено на проблемах, связанных с
экономическим кризисом и его
последствиями. Однако позиции по отношению
к Советскому Союзу у
обеих партий были различными. Позиция
республиканской администра-
ции Гувера была однозначной и отчетливо
выраженной — не признавать.
Об этом
она неоднократно заявляла. 16 апреля 1929
г. государственный
секретарь Г. Стимсон уведомил Американскую
федерацию труда, что в
политике правительства относительно
признания Советской России ни-
каких изменений не предвидится49, 25 августа
1930 г. заместитель гос-
секретаря У. Кэстл доверительно сообщил
банкиру Бертрану о том, что
американское правительство не намерено
признавать Советское государ-
ство и не будет подписывать с ним торгового
соглашения50. В декабре
Стимсон сделал официальное заявление
для печати, гласившее: призна-
ние Советского правительства исключено,
если оно не согласится с
«предварительными условиями» госдепартамента51.
9 июня 1932 г. государственный секретарь
конфиденциально инфор-
мировал дипломатические представительства
за рубежом, что прави-
тельство Гувера твердо придерживается
позиции непризнания Советской
России52. Во время предвыборной кампании
Стимсон 8 сентября 1932 г.
направил письмо сенатору Бора с уведомлением:
госдепартамент не на-
мерен вносить какие-либо изменения в
политику непризнания СССР53.
Ф. Рузвельт, как дальновидный государственный
деятель, понимал
ненормальность отсутствия дипломатических
и торговых отношений
между двумя крупнейшими державами, какими
являлись США и СССР,
но не проявлял поспешности; он воздерживался
от преждевременных
публичных заявлений, не желая связывать
себя какими-либо обязатель-
ствами во время предвыборной кампании,
присматривался к расстановке
политических сил, изучал различные мнения.
Однако можно с уверенно стью сказать,
что отношения США и СССР уже в то время
вызывали у
него определенный интерес.
27 июля 1932 г. Рузвельт
беседовал с московским
«Нью-Йорк таймc» У. Дюранти и, по словам
последнего, проявил «раз-
носторонний интерес и глубокое знание
советских дел»54. В разгар
предвыборной кампании, 9 сентября 1932 г.,
Рузвельт встретился с ин-
женером А. Хэршем, в то время работавшим
главным консультантом по
химической промышленности в ВСНХ СССР.
Он подробно расспрашивал
его о развитии советской экономики, перспективах
советско-американ-
ской торговли, о советско-японских отношениях.
Рузвельт «откровенно
сказал, что его очень интересует Россия»;
по его мнению, в будущем
эта страна
может стать огромным рынком для американских
товаров и
желательно заключить с ней торговый
договор. В случае избрания его
президентом «он начал бы вести с Советами
переговоры, чтобы догово-
риться об установлении связей, о признании
и т. д.»55.
Вступив в Белый дом,
Рузвельт энергично занялся прежде
всего ре-
шением внутренних проблем, провозгласив
«новый курс». Вопрос о при-
знании СССР не значился в числе первоочередных.
Однако он занимал
многих членов кабинета, да и самого Рузвельта,
который больше чем
кто-либо понимал ненормальность сложившейся
ситуации. Весной 1933 г.
полковник Р. Робинc, бывший руководитель
американской миссии
Красного Креста в России, видный общественный
деятель США, совер-
шил поездку в Москву. Он имел встречу
с наркомом иностранных дел
М. М. Литвиновым и зам. наркома Л. И. Караханом.
Его принял
И. В.
Сталин. Из бесед с ними у Робинса сложилось
впечатление, что
американская инициатива в признании
СССР будет благоприятно вос-
принята советской стороной. По возвращении
в США Робине убеждал
членов администрации Рузвельта, его
сотрудников в желательности нор-
мализации отношений с СССР56.
Информация о работе Международные отношения между СССР и США