3. На практике,
Россия выбрала свой путь становления
политики в области заимствований.
Положительная динамика по снижению
долговой нагрузки в рамках
суверенной задолженности
государства привела к значительному
росту коммерческой задолженности.
Более того, ряд компаний с доминирующим
участием государства в структуре собственности
начали процесс по наращиванию долгового
бремени, угрожая экономической безопасности
страны в целом. В этой связи необходимо:
• разработать
механизм по мониторингу и контролю за
коммерческой задолженностью
компаний с государственным участием.
• ввести ограничения
на долговые заимствования
в компаниях с государственным участием;
• реализовать
сопоставление и согласование основных
параметров заимствований при принятии
решения о выходе на долговой рынок в рамках
соответствия займа или
кредита долговой политики государства.
4. В рамках
улучшения качества управления
государственной задолженностью, а
также стабилизации ситуации с учетом
последствий мирового финансово-экономического
кризиса целесообразно придерживаться
следующих принципов:
• для большей
независимости от внешних источников финансирования
- планомерно снижать долю внешних заимствований,
при одновременном увеличении доли внутренних
заимствований;
• реализация
активного управления государственной
и корпоративной задолженностью
с целью снижения стоимости обслуживания
долга, а также минимизацией рисков связанных
с его структурой;
• снижение
объемов новых заимствований, целью которых
является рефинансирование
платежей по основному долга, поскольку
это приводит к еще большему наращению
задолженности в долгосрочной перспективе;
• применение
более современных, альтернативных способов погашения
задолженности, в частности конверсии
долга в инвестиции, и
товарное покрытия долгов;
5. В части
обеспечения государственной безопасности
страны, а также стабилизации
ситуации с дефицитом бюджета,
одной из возможностей пополнения которого
служат как раз заимствования, по мнению
автора следует:
• рассматривать
благоприятную конъюнктуру
мирового рынка ссудных капиталов для
стран, в меньшей степени пострадавших
от мирового финансово-экономического
кризиса, с целью осуществления заимствований
в краткосрочной перспективе.
• рассматривать
альтернативные варианты пополнения бюджета
с целью снижения рисков, а также долгового бремени
на российскую экономику;
• разработать
комплекс мер по мониторингу структуры
и объема корпоративной задолженности
в рамках ее соответствия денежно-кредитной
политике, проводимой государством;
• разработать
специализированный механизм банкротства
предприятий со значительной долей внешних
заимствований, а также предприятий с
доминирующим участием государства в капитале
кампаний. Кроме этого, проработать прозрачную
систему оценки для отнесения предприятия
к стратегическому, а
не отнесение к таковому посредством выпуска
распоряжения Правительства РФ.
• рассматривать
альтернативные источники получения дополнительного капитала.
Одним из вариантов являются выход компаний
не на долговой рынок, а на фондовый
рынок с целью проведения IPO или SPO.
6. В рамках
правого поля для улучшении
качества управления государственной
задолженностью и разработки сбалансированной
долговой политики государства следует
предпринять следующие практические шаги:
• разработать
единообразный правовой документ, который
мог бы регулировать всю сферу управления долгом
как внешним, так и внутренним. Необходимо
унифицировать такие методы управления
долгом, как реструктуризация,
обмен долговых обязательств на инвестиции
(о чем уже упоминалось ранее), конверсионные
операции с долгами, консолидация займов
и т.д.
• ввести в
законодательство процедуры и механизмы
ответственности за принимаемые решения
в области управления государственной
задолженностью, а также процессом построения
долговой политики государства как в среднесрочной,
так и в долгосрочной перспективах;
• провести
работы по консолидации вопросов управления
и планирования долговой
политики России в едином центре, а при
его отсутствии в прозрачной и простой
системе сбора, обмена и предоставления
информации между всеми органами, формирующими бюджетную,
кредитную, фискальную и долговую политику
России.
• развивать
систему анализа и оценки рисков управления
государственной задолженность
при формировании долговой политики государства.
Для поддержания
финансовой стабильности страны органы,
ответственные за управление долгом, должны
придерживаться взвешенных стратегий
управления долгом и практики по управлению
рисками, осуществлению правильной политики
раскрытия данных с тем, чтобы свести до
минимума риски, связанные с будущими обязательствами
и требованиями частного сектора, а также
возможными условными обязательствами
этого сектора.
Источники и литература
- Конституция Российской Федерации (принята
на всенародном голосовании 12 декабря
1993 г.) / Российская газета от 25 декабря
1993 г. N237.
- Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) от 30.11.1994 N51-03 (принят ГД
ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009).
- Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть вторая) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009).
- Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть третья)" от 26.11.2001 г. N 146-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 11.01.2001 г.) (ред. от 30.06.2008 г.).
- Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть четвертая) от 18.12.2006 г. N 230-Ф3 (принят
ГД ФС РФ 24.11.2006 г.) (ред. от 04.10.2010 г.).
- Бюджетный кодекс российской федерации
от 31.07.1998 № 145-фз (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
статья 97. Государственный долг российской
федерации.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
от 31.07.1998 N 145-ФЗ Статья 98. Формы государственного
долга Российской Федерации.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
от 31.07.1998 N 145-ФЗ Статья 120. Единая система
учета и регистрации государственных
заимствований Российской Федерации,
государственных заимствований субъектов
Российской Федерации и муниципальных
заимствований.
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации
от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
(ред. от 30.09.2010).
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации
Статья 192. Внесение проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в Государственную
Думу (в ред. Федерального закона от 26.04.2007
N 63-Ф3).
- Федеральный-закон от 20.08.2004 г. №120-ФЗ
(ред. 0т19.12.2005 г.) «О внесении изменений
в БК РФ в части регулирования межбюджетный
отношений» (принят ГД ФС РФ 05.08.2004).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
(БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ Глава 13. Дефицит
бюджета и источники его финансирования
(в,ред. Федерального закона от 26.04.2007 N
63-Ф3).
- Бюджетный кодекс Российской.Федерации
(БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ Глава 14. Государственный
и муниципальный долг.
- Кодекс российской федерации об административных
правонарушениях (коап РФ) От 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ. (ред.
от 27.12.2009) «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 15.08.1996 г. №115-ФЗ
«О бюджетной классификации Российской
Федерации» Принят Государственной Думой
07.06.1996 Одобрен Советом Федерации 26.06.1996.
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»
(принят ГД ФС РФ 27.06.2002).
- Федеральный закон от 18.12.2006 г. №233-Ф3 О
внесении изменений в Федеральный закон
«О бюджетной классификации Российской1.
Федерации».
- Федеральный закон о дополнительных
мерах по поддержке финансовой' системы
российской федерации Принят Государственной
Думой 10 октября 2008 года Одобрен Советом
Федерации 13 октября.2008 года.
- Федеральный закон Российской Федерации
от 5 апреля 2010 г. N 43-Ф3 «О внесении изменений
в статью 29 Федерального закона «О Счетной'
палате Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 7.12.1992 г. N 1565 «О
мерах по урегулированию внутреннего
валютного долга бывшего Союза ССР».
- Постановление Правительства РФ от 15.03.1993
N 222 «Об утверждении условий выпуска внутреннего
государственного валютного облигационного
займа».
- Постановление Правительства РФ от 27.09.1994
N 1107 «Об урегулировании коммерческой
задолженности бывшего СССР передIиностранными
кредиторами».
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 15 мая 1995 г. N 458 «о генеральных
условиях эмиссии и обращения облигаций
федеральных займов» (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 30.06.98 N 676, от 27.02.99 N
245).
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1460 «Об урегулировании
задолженности бывшего СССР перед странами
членами Парижского клуба и другими официальными
кредиторами», п. 5.
- Министерство финансов российской федерации
приказ от 28 ноября 1996 г. N 101 «О порядке
публикации бухгалтерской отчетностиоткрытыми
акционерными обществами».
- Приказ Минфина России от 25 декабря 2001
года №' 316 «О порядке урегулирования задолженности
Российской Федерации в соответствии
с постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 октября 2001 года №710-ДСП».
- Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н,
которым утверждено ПБУ 15/2008 «Учет расходов
по займам и кредитам».4
- Правительство Российской Федерации
Распоряжение от 12 декабря 1998 г. N 1787-р «О
новации по государственным ценным бумагам».
- Заявление Правительства РФ от 1 октября
1994 года «О переоформлении коммерческой
задолженности бывшего СССР перед иностранными
кредиторами».
- Письмо Счетной Палаты РФ от 13 апреля
2009 г. № 01-592/06-02.
- Энергетическая стратегия России до
2020 года. Утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации № 1234-р от 28 августа
2003 года.
- БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской
Федерации № 4 (136), 2009.
- Регионы России. Основные характеристики
субъектов Российской Федерации. 2009: статистический
сборник: официальное издание. / [И.И.Болотов
и др.] ; Федеральная служба гос. статистики
(Росстат). -М.: [Росстат], 2009. 654 с.
- Российский статистический ежегодник.
2008: статистический сборник: официальное
издание. / Федеральная служба гос. статистики
(Росстат). М.: [Росстат], 2008. - 807 с.
- Российский статистический ежегодник.
2009: статистический сборник: официальное
издание. / Федеральная служба гос. статистики
(Росстат). -М.: [Росстат], 2009. 795 с.
- Россия в цифрах. 2010: Крат. Стат. Сб./ Росстат
М., 2010. - 558 с.
- Анализ состояния государственного внешнего
долга Российской Федерации. Утвержден
Коллегией Счетной палаты Российской
Федерации (протокол от 18 июня 2004г. № 21
(391), М., 2004.
- Андрюшин С., Кузнецова В. К оценке антикризисной
политики Центрального банка России //
Экономист. 2010 - № 5 - С. 40-46.
- Белкин В.Д., Стороженко В.П. Кризис выход
есть. //
- Экономическая наука современной России.
2009 - № 1 (44) - С. 39-52.
- Боголепов М.И. Государственный долгъ
(К теории государственного кредита).-
СПб., 1910. С. 556.
- Боголепов М.И. Основные причины нарастания
государственных долгов. СПб., 1910. С.9.
- Боголепов М.И. Рост государственных
бюджетов // Современный Мир, 1909. Апрель.
С.25.
- Вавилов А. Государственный долг: уроки
кризиса и принципы управления. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: «Городец - издат.», 2003.
- Виньков А. Государство-это ты! // Эксперт.
2008 - № 2.
- Глазьев С. Перспективы социально-экономического
развития России // Экономист. 2009 - № 1.
- Горюнов А.П. Мировой финансово-экономический
кризис и его российские проявления //
Пространственная экономика. 2009 - № 2 -С.
32-46.
- Грозовский Б. Главный собственник страны
// Ведомости. 2007. 13 фев.
- Губанов С. Политика нового этапа: цель
и средства // Экономист. 2008 -№11 -С. 3-16.
- Гусев М., Широков А. Прогноз развития
внешней торговли РФ на 20082015 гг. // Общество
и экономика. 2008 - № 8.
- Данилов Ю.А. Рынки государственного
долга: Мировые тенденции, и российская
практика. М::, ГУ ВШЭ, 2002 и,другие издания.
- Денежно-кредитная и валютная политика:
научные основы и практика / Научный альманах-
фундаментальных и прикладных исследований.
Под ред. Л.Н.Красавиной: -М.: Финансы и статистика,
2003. 296 с.
- Джиоев А.Т., Дмитриев A.B. Отраслевые приоритеты,
американских инвестиций в России // Финансы
и кредит. 2010 - № 3 - С. 44-50.
- Ершов М.В. Фондовые рынки и. денежно-кредитные
механизмы в условиях глобализации (совместное
заседание Никитинского клуба и Национальной
фондовой ассоциации) // Вопросы экономики.
— 2008 № 5-С. 148-154.
- Захаров В:К., Голикова Е.И. Деньги как
средство управления кризисами // Финансы
и кредит. 2010 - № 10 - С. 2-11.
- Зуев Д.С. Анализ влияния государственных
долговых обязательств на бюджет // Финансы
и кредит. 2010 - № 9(393) - С. 38-47.
- Клинова М. Глобализация и инфраструктура:
новые тенденции во взаимоотношениях
государства и бизнеса // Вопросы экономики.
2008 - №> 8 - С. 78-90.
- Краев А.О. и др. Рынок долговых ценных
бумаг: Учеб. пособ. для вузов. -М.: Экзамен,
2002.
- Крупин A.JI. Проблемы совершенствования
финансовой политики государственных
корпораций // Финансы и кредит. 2010 - № 48
(432) -С. 55-58.
- Кучуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности
народного хозяйства // Экономист. 2008 -
№ 8 - С. 3-12.
- Леденева М.В. Валютный курс как фактор
неэквивалентного обмена // Финансы и кредит.
№ 47(431) - С. 42-52.
- Мигулин П.П. Экономический рост русского
государства, за 300 лет (1613-1912). -М. 1913.-224с.
- Мицек С.А., Мицек Е.Б. Среднесрочный прогноз
динамики,инвестиций в основной капитал
в Российской Федерации с помощью эконометрической
модели // Финансы и кредит. 2010 - № 40(424) -
С. 16-22.
- Мисько О.Н. Внутренний государственный
долг, сущность, формы, способы управления
и основные тенденции в дореволюционной
России. СПб.: Издательство С.-Петербургского
университета, 2002.
- Никифорова В.Л., Островская В.Ю. Государственные
и муниципальные ценные бумаги. СПб: Питер,
2004.
- Панкин Д.В. Основные направления долговой
политики Российской Федерации на 2010-2013
годы // Финансы. 2010 - № 10 - С. 3-8.
- Петров М.В., Плисецкий Д.Е. Повышение
роли финансового сектора в реформировании
экономики России // Финансы и кредит. 2010
- № 40(424) - С. 44-56.
- Радыгин А., Энтов Р. В поисках институциональных
характеристик экономического роста (новые
подходы на рубеже X Х-ХХ1 вв.) Вопросы экономики.
2008 - № 8 - С.4-27.
- Рамазанов С.А. Структурный анализ активных
операций центральных банков // Финансы
и кредит. 2010 - № 47 (431) - С. 36-41.
- Расков Н. Долговременные тенденции развития
экономики // Экономист 2010 - № 5 - С. 27-39.
- Рогова О.Л. Денежно-кредитная система
воспроизводства экономики России. М.:
Ин-т экономики РАН. 2009. 302 с.
- Рогова О. Эффективность заимствования
системная проблема // Экономист. -2010-№
4-С. 79-83.
- Селезнев А. О бюджетной политике в свете
стратегии национальной безопасности
// Экономист. 2010 - № 10 - 2010; С. 6-18.
- Селезнев А. Совокупный государственный
долг, его регулирование // Экономист 2008
- № 8 - С. 13-26.
- Сысоева Е.Ф. Финансовый кризис: причины
и пути выхода // Современный экономический
цикл: общее и особенное: коллективная
монография / Т.Н. Гоголева и др. [под ред.
Т.Н. Гоголевой]. — Воронеж: Научная книга,
2010.
- Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г., Ваславская
И.Ю., Смотрицкая И.И., Ширяева Р.И. Формирование
и функционирование государственных корпораций
в современных условиях // Экономическая
наука современной России. 2009 - № 1 (44) -
С. 96-104.
- Федоров В.А., Бурик О.В. Управление государственными
финансами в условиях экономического
кризиса // Финансы и кредит. 2010 — № 15 (399)
—С.24-28.
- Финансово-кредитный энциклопедический
словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.:
Финансы и статистика, 2002. - 230 с.
- Хейфец Б.А. Кредитная история России:
от Екатерины II до Путина. М.: Эдиториал
УРСС, 2001.
- Шабалин А. Внешний корпоративный долг:
динамика и регулирование. -Экономист.
-2008 -№ 6 С. 21-31.
- Шадрин А. Рынок муниципальных и субфедеральных
заимствований II Рынок ценных бумаг. —
2008 — № 5 (356).
- Юдаева К., Ясин Е. Стратегия — 2050: справится
ли Россия с вызовамиглобализации? II Вопросы
экономики. 2008 - № 5 - С. 4-21.
- Euromoney. London: 1983. - Oktober. - P. 98.
- Ассоциация КСО России, http://www.ach-fci.ru/.
- Банки Польши. Экономика Польши. Банковский
сектор. http://www.polska.ru/polska/ekonomika/infobank.html.
- Валовой внутренний продукт. http://www.gks.ru/freedoc/newsite/wp/tab
1 .xls.
- Внешняя торговля. Российской Федерации
по основным странам. http://www.customs.m/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php?id286=632.
- Всемирный банк, http web.worldbank.org.
- Глоссарий. Экономика, http://www.glossary.ru.
- Греция первая в очереди на дефолт, Россия
последняя. ИСТОЧНИК: BUSINESS INSIDER; IMF, WORLD ECONOMIC
OUTLOOK DATABASE. http://slon.ru/articles/591050/.
- Журнал «Рынок ценных бумаг», http://www.rcb.ru.103.
«Индекс экономики знаний- информация
об исследовании». http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info.
- Конституция республики Польша, http://poland.poland.su/konst.html.
- Конституция Японии. http://asiapacific.narod.ru/countries/japan/constitusionofjapan.htm.
- V Конгресс ЕВРОСАИ. http://www.eurosai.org/ms/ConV-rus.asp.107.
«Лимская декларация».http ://rsn. su/taxpayerlibrary/forz/limd/index.php?page=417.
- MaKpo3KOHOMHKa.http://www.economy.gov.ru/minec/activitv/sections/macro
/.
- Международный валютный фонд.http ://www.imf.
org/external/russian/index.htm.
- Мировая экономика, http://www.ereport.ru.
- Официальный сайт Банка России, http://www.cbr.ru/.
- Официальный сайт Всемирного
банка. http://www.worldbank.org/eca/russian/.
- Официальный сайт ВТО. http://www.wto.org/english/thewtoe/whatise/inbriefe/inbr02e.htm.
- Официальный сайт Министерства
финансов Российской Федерации, http ://www.minfin.ru/ru/.
- Официальный сайт Министерства
экономического развития Российской Федерации,
http ://www.economy.gov.ru/minec/main.
- Официальный сайт Счетной палаты
Российской Федерации. http://www.ach.gov.ru/ru/.
- Официальный сайт стран ОПЕК,
http://www.opec.org.
- Официальный сайт Федеральной
службы государственной статистики Российской
Федерации, http://www.gks.ru/freedoc.
- Официальный сайт Федеральной
таможенной службы Российской Федерации,
http://www.customs.ru/ru/.
- Оценка бедности. http://www.iopp.ru/pub/Povass.doc.
- Персональный сайт Михаила
Дягилева, http://delyagin.ru/articles/.
- Пик нефти, http://www.peak-oil.ru/.
- Пошло все в долг, http://select.bv/content/view/23
83/412/
- Рейтинговое агентство Moodys.
http://www.moodys.ru/.
- Рейтинги недееспособности
государств мира, http ://gtmarket.ru/news/state/2006/08/18/22.
- Российское законодательство
и комментарии, http://kommentarii.org.127. «РУСИПОТЕКА»
Аналитический центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации. http://www.rusipoteka.ru/lenta/market/wpstrany/.
- Рынок ценных бумаг Японии.http
://www.globfin.ru/articles/shares/j apan.htm.
- Словари и энциклопедии на
Академике, http://dic.academib.ru.130. «Что такое
ИНТОСАИ?». http://www.riigikontroll.ee/Globaalnekoost%C3%B6%C3%B6/INTOSAI/tabi
d/15 5/language/ru-RU/Default.aspx.
- Управления рисками в России,
http://www.risk-manage.ru/about/.
- Экономика Польши, http://www.epoland.ru/ekonomika/index.php.
- Brazil Constitution. http://www.v-brazil.com/government/laws/titleI.html.
- Conversation Policy research and analysis, www.heritage.org.
- Economic research, http://www.ecb.int/home/html/index.en.html.
- Foreing Policy, http://www.foreignpolicy.com/.
- International energy data and analysis, http://www.eia.doe.gov/iea/pet.html.
- Milken Institution, http://www.milkeninstitute.org/.
- Organization for economic Co-operation and development,
http: // www. oecd. org.
- Public policy research and education organization,
www.fraserinstitute.org
- The Bank of Japan is the central bank of Japan,
http://www.boj.or.jp/en/type /stat/bo.
- The banker, http://www.thebanker.com/.
- Transparency International, www.transparency.org.144.
http://www.federalrescrve.gov/releases/20100202.145. http://www.historiasiglo20.org.
1
Канкулов М.Х. Государственные внешние
заимствования и их экономическое содержание.
//Социальное политика; социальное партнерство.
2007г. № 8
2
Канкулов М.Х. Государственные внешние
заимствования и их экономическое содержание.
//Социальное политика; социальное партнерство.
2007г. № 8
3
Канкулов М.Х. Совершенствование механизма
управления Государственным внешним
долгом Российской федерации. Дтсс.
Канд.экон.наук. М., 2008
4
Резолюция 63/1.
5 Дохинская
декларация о финансировании развития:
итоговый документ Международной конференции
по последующей деятельности в области
финансирования развития для обзора хода
осуществления Монтер-рейского консенсуса.
A/CONF.212/7// http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/224/26/PDF/N0922426.pdf70penElement
6
Доклад Стиглица «О реформе
международной валютно-финансовой системы
уроки глобального кризиса» Доклад Комиссии
финансовых экспертов ООН.
- М . Международные отношения 2010,11 с 4
7
«How to handle the sovereign debt explosion» By Mohamed El-Erian Published:
March 10 2010 Financial Times — http //wvvw.ft.com/cms/s/0/c8655bdc-2c78-l
ldf-be45-00144Feabdc0.html 5
8
По данным информационно-аналитической
системы
9
По данным информационно-аналитической
системы
10
По данным информационно-аналитической
системы
11 Алехин Б. Государственный долг :
учеб. пособие. М., 2004.
12 Жигаев А.Ю. Система макроэкономических
ограничений на размер государственного
долга // Деньги и кредит. 2004.№7. С. 54-61.
13
Ржевская Т.Г. Долговая политика как важный
инструмент социально-экономического
развития...// Вопросы экономики и права.
2010. № 12
14 Хайхадаева О.Д. Государственный
долг Российской Федерации : теоретические
и исторические аспекты. СПб., 2000. С. 85.
15
Ржевская Т.Г. Долговая политика как важный
инструмент социально-экономического
развития...// Вопросы экономики и права.
2010. № 12
16 Соснин А. Тяжесть бремени государственного
долга // Мировая экономика и международные
экономические отношения. 2002. № 1. С. 1-4.
17
Ржевская Т.Г. Долговая политика как важный
инструмент социально-экономического
развития...// Вопросы экономики и права.
2010. № 12
18 Жигаев А.Ю. Роль государственного
долга в рыночной экономике // Деньги и
кредит. 2004. №5. С. 43-49.