Тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг

Содержание

Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

тенденции развития межунар торголи услугами.docx

— 145.42 Кб (Скачать файл)

Наибольшее значение в международной торговле услугами имеют транспорт и международный туризм, поскольку эти виды услуг пользуются наибольшим спросом.

Доля транспорта (объединяет две субпозиции - перевозку грузов и перевозку пассажиров), в прошлом традиционно наиболее крупная статья в мировом экспорте услуг, систематически снижается. Удельный вес транспортных операций в мировом экспорте услуг снизился с 39,2% в 1980 г. до 25,3% в 2003 г. Уменьшение роли транспорта в экспорте услуг вызвано в основном падением доли перевозки грузов под влиянием сокращения удельного веса сырья, включая энергоносители, в мировой торговле, а также снижением фрахтовых ставок. По этой же причине и в связи с быстрым развитием международного туризма важнейшей субпозицией в транспортных услугах стала перевозка пассажиров.

 

Таблица 6.

Показатели развития структуры мирового экспорта транспортных услуг1

Экспорт (млрд. долл)

Услуги транспорта (% к итогу)

Поездки(% к итогу)

1980 г.

2003 г.

1980 г.

2003 г.

1980 г.

2003 г.

Мир в целом

363,5

1316,7

39,2

25,3

27,0

30,3

США

38,1

239,9

37,4

19,0

27,8

34,7

Канада

7,1

30,3

35,7

19,6

35,8

30,9

Япония

18,8

61,8

67,9

34,4

3,4

6,1

Германия

25,8

78,9

34,2

25,7

19,4

20,8

Франция

42,2

84,6

25,0

24,1

19,6

35,4

Великобритания

34,3

97,6

41,3

19,5

20,2

24,6

Италия

18,8

66,6

24,4

16,0

47,6

44,7

Нидерланды

16,7

51,6

52,9

39,9

13,5

13,2

Норвегия

8,5

14,0

75,3

61,2

8,9

15,0

Мексика

4,4

11,9

10,2

12,0

73,1

66,2

Бразилия

1,7

7,1

48,6

26,3

7,5

18,6

Венесуэла

0,7

1,3

43,0

21,4

36,7

74,1

Индия

2,9

11,1

15,6

16,0

54,2

26,6

Китай

...

24,0

...

10,2

...

52,4

Респ. Корея

2,4

23,8

64,3

42,8

15,4

24,9

Индонезия

...

4,3

...

0

...

98,0

Малайзия

1,0

10,7

45,1

22,0

30,3

22,3

Таиланд

1,4

13,1

21,9

20,4

63,5

47,2

Россия

...

12,91

...

24,5

...

50,3


 

Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и занимает особое место по своему универсальному воздействию на развитие мирового сообщества. При этом следует рассматривать туризм не узком смысле, а весь комплекс экономической активности, определяемый туризмом, т.е. туристическую индустрию.

 

Таблица 7.

Показатели развития международного туризма1

Страны

Объемы международного туризма1

Доходы от международного туризма

Расходы в связи с международным туризмом

Въезжающие туристы (тыс.)

Выезжающие туристы (тыс.)

млн. долл.

в % к экспорту товаров и услуг

млн. долл.

в % к импорту товаров и услуг

1980

2003

1980

2003

1980

2003

1980

2003

1980

2003

1980

2003

Мир в целом

266338

634659

158991

442737

101399

439969

4,6

6,3

102144

365243

4,8

6,1

США

22500

46395

22721

52735

10058

71250

3,7

7,6

10385

56105

3,6

5,1

Канада

12876

18837

12833

17648

2284

9393

3,0

3,8

3122

10755

4,4

4,5

Япония

1317

4106

5224

15806

644

3742

0,4

0,9

4593

28815

2,9

7,9

Германия

11122

16511

22473

82975

6566

16429

2,9

2,6

20599

46939

9,1

8,0

Франция

30100

70000

7930

18077

8235

29931

5,4

7,7

6027

17791

3,9

5,2

Великобритания

12420

25745

15507

50872

6932

20978

4,7

5,6

6893

32367

5,1

8,4

Нидерланды

2784

9320

6749

12860

1668

6803

1,8

3,0

4664

11174

5,1

5,6

Италия

22087

34829

23994

14327

8213

29809

8,4

9,6

1907

17579

1,7

6,5

Испания

22388

47749

18022

13203

6968

29737

21,7

18,7

1229

5005

3,2

3,2

Швейцария

8873

10900

4451

12213

3149

7815

6,5

6,5

2357

7126

4,5

6,6

Мексика

11945

19810

3322

9803

5393

7897

23,8

6,1

4174

4268

15,1

3,1

Бразилия

1271

4818

427

4598

1794

3678

8,2

6,3

1160

5731

4,2

7,7

Индия

1194

2359

1017

3811

1150

3124

10,2

6,6

113

1713

97

2,9

Китай

3500

25073

...

8426

617

12602

3,6

6,1

66

9205

0,3

5,5

Респ.Корея

976

4250

339

3067

369

5890

1,9

3,8

350

2069

1,4

1,8

Малайзия

2105

5551

1738

26631

265

2456

1,9

3,4

470

2478

3,5

2,7

Таиланд

1859

7843

497

1412

867

5934

10,9

9,0

244

1448

2,4

3,0

Тунис

1602

4718

479

1526

601

1557

18,4

18,4

55

168

1,5

1,0

Филиппины

1008

2149

461

1817

320

2413

4,4

6,5

105

1950

1,1

4,9

Россия 2

...

15805

...

11711

...

6508

...

7,4

...

8279

...

11,2


 

1. Число въезжающих туристов значительно превышает число выезжающих в связи с частыми случаями посещения последними более чем одной страны.

2. По данным Госкомстата РФ в 2003 г. в Россию въехало 16189 тыс. чел. и выехало из России за границу 11777 тыс. чел.

 

Необходимо заключить, что расширение международного туризма с связи с увеличением доходов населения, совершенствованием средств транспорта и гостиничного хозяйства, удешевлением воздушных перевозок (авиатранспорт прочно занимает лидирующее положение в транспортных пассажирских сообщениях), ослаблением ограничений на вывоз валюты, а также упрощением пограничных формальностей привело в конечном счете к увеличению его доли в мировом экспорте услуг. Стоимостные его объемы за 1980-2003 гг. выросли в 4,3 раза, а удельный вес повысился с 27,0% в 1980 г. до 30,3% в 2003 г.

2 Современные тенденции развития мирового рынка услуг

 

2.1 Регулирование международной торговли  услугами: ВТО

 

Торговля услугами является новой сферой многостороннего регулирования в рамках ВТО. Принципы и правила международной торговли зафиксированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). В частности, статья 1 ГАТС содержит определение понятия «торговля услугами».

Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов: с территории одной стороны на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это так называемое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка грузов и пассажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого присутствия, ни перемещения физического лица - поставщика услуг на территорию страны, где происходит потребление услуги; на территорию одной стороны потребителю услуги другой стороны (например, туризм - услуги приезжающим в страну иностранным туристам).

Это потребление услуг гражданами страны - получателя услуги на территории страны - поставщика услуги; посредством коммерческого присутствия единиц, оказывающих услуги одной стороны на территории другой стороны (например, деятельность учрежденных в стране банков с участием иностранного капитала).

Это поставка услуг через коммерческое присутствие юридического лица, представительство или дочернюю компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны; физическими лицами одной стороны на территории другой стороны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профессиональные услуги - медицинские, юридические и т.д. Такой подход к определению того, что можно считать внешней торговлей услугами в настоящее время используется не только в ГАТТ, но и в других международных соглашениях (Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и др.). В настоящее время в международной практике в переговорах о внешней торговле услугами режим доступа на рынок услуг поставщиков услуг из стран, участвующих в таких переговорах, фиксируется также по вышеприведенной схеме.

Для целей ГАТС используется классификатор услуг, подготовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классификатора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги;

2. Услуги связи;

3. Строительство и инжиниринговые услуги;

4. Дистрибьюторские услуги;

5. Общеобразовательные услуги;

6. Услуги по защите окружающей среды;

7. Финансовые услуги, включая страхование;

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги;

9. Туризм и путешествия;

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта;

11. Транспортные услуги;

12. Прочие услуги

В настоящее время статистика по услугам стран-участниц ГАТС базируется на Едином классификаторе продукта ООН и концепции внешней торговли услугами, изложенной в статье 1 ГАТС. Россия, находясь в стадии присоединения к ВТО, должна приводить как свое внутреннее законодательство в соответствие с нормами и принципами ГАТС, так и внутреннюю методологию сбора и обобщения статистических данных в соответствие с международной.

Иначе, во-первых, невозможно будет описать обязательства России по режиму доступа на ее рынок услуг по секторам и подсекторам в соответствии с классификацией ООН/ГАТС. Во-вторых, Россия не сможет представить статистической информации в требуемом от нее Секретариатом ГАТТ и странами - участниками ВТО Меморандуме о внешнеторговом режиме в сфере услуг. В-третьих, Россия не сможет выполнить свои обязательства по транспарентности (статья III ГАТС).

Инструменты государственного регулирования международной торговли услугами являются неотъемлемой частью регулирования международной торговли услугами и могут быть классифицированы по признаку форм международной торговли услугами.

При предоставлении услуги иностранному потребителю через границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических продуктов, воплощающих услуги; доля иностранных поставщиков услуги; сумма иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг (соглашения в области воздушного транспорта, ограничения каботажного характера и т.п.) и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.)1.

В случае предоставления услуги за границу путем перемещения потребителя в страну производителя услуг (например, туризм) меры по регулированию чаще вводятся в экспортирующей стране и включают в себя процедуры оформления паспортов, виз, медицинских сертификатов, ограничения вывозимой суммы иностранной валюты, выездные сборы и т.п. Меры в стране назначения могут включать в себя въездные визы, вид на жительство, подтверждение наличия финансовых средств, необходимых для проживания и выезда, повышенные ставки в гостиницах и т.п.

При предоставлении услуг путем перемещения в страну-импортера поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие: национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о найме местной рабочей силы и др.1

Таким образом, можно сделать вывод, что инструменты торговой политики, используемые в настоящее время для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами.

Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.

Меры регулирования доступа на рынок (market-access measures) - инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке.

Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают: ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться.

В связи с развитием международных отношений такая сфера как международная торговля услугами требует организации. Поэтому с целью организации совершения сделок международной торговли услугами создано «Генеральное соглашение о торговле услугами» (ГАТС), которое регулирует различные организационные и правовые вопросы международной торговли услугами. Деятельность ГАТС является мощным стимулом развития и оптимизации международных отношений в сфере торговли услугами.

 

2.2 Современные особенности и перспективы развития международной торговли услугами

 

Новым явлением международную торговлю услугами можно назвать лишь отчасти, на что обращает внимание большинство исследователей (Хаксевер, 2002, с.93). Такие виды услуг, как транспортировка, страхование, банковские, юридические услуги всегда сопровождали осуществление международных коммерческих сделок. Поэтому увеличение объемов торговли товарами неизбежно приводит к росту торговли сопутствующими услугами. В частности, изучение интернационализации в сфере банковского дела, рекламы и аудита показало, что основной причиной выхода на внешние рынки для компаний этого сектора является стратегия следования за клиентом. Однако исследователи также отмечают и значительно возросшую в последние десятилетия экспортную активность собственно сервисных компаний, не связанную с вывозом товаров либо сопровождающуюся товарным экспортом в качестве подчиненного элемента сделки.7

Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами