Тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг

Содержание

Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

тенденции развития межунар торголи услугами.docx

— 145.42 Кб (Скачать файл)

Следуя логике классической теории международной торговли, можно было бы предположить, что страны-экспортеры услуг должны придерживаться концепции сравнительного преимущества. В этом случае в условиях совершенной конкуренции экспортировались бы те услуги, которые производятся в данной стране с меньшими издержками, а импортировались бы такие услуги, производство которых выгоднее за границей. До известных пределов данная теория применима и в сфере услуг, например, в области туризма. Однако в общем случае условия совершенной конкуренции для услуг невыполнимы. Как отмечают многие исследователи, ограничения на свободную торговлю в сфере услуг существенно превосходят те барьеры, с которыми встречается внешняя торговля товарами.

Основная масса исследований в области внешней торговли до настоящего времени связана с торговлей товарами. Это объясняется не только значительно большими объемами «видимого» экспорта, но и несравненно более сложными проблемами получения информации о международном обмене услугами.

Товарные потоки измеримы в натуральных и стоимостных показателях, они отслеживаются таможенными органами. В свою очередь, потоки услуг не всегда фиксируются. Например, если границу пересекают люди-носители определенных услуг, то услуги пересекают границу вместе с ними, оставаясь «невидимыми» для таможенного учета.

По мнению одного из ведущих американских специалистов по маркетингу услуг Кристофера Ловелока, «учитывая то, насколько важна индустрия сервиса для западной экономики, разработка успешных стратегий интернационализации услуг является жизненно важной задачей для обеспечения долгосрочного экономического роста, занятости и процветания. Это заставляет нас приложить значительные усилия для лучшего понимания факторов, способствующих интернационализации услуг. Это также требует и значительно большего внимания со стороны статистических органов, которым надлежит отказаться от стереотипа, в соответствии с которым торговля услугами рассматривается лишь как приложение к торговле товарами» (Lovelock, 1999).

В условиях отсутствия достаточно хорошо разработанной теории международной торговли услугами на уровне стран внимание исследователей все в возрастающей степени привлекает анализ поведения индивидуальной фирмы. Для индивидуальной сервисной компании решение о выходе на внешний рынок может оказаться перспективным не только с точки зрения реализации накопленного потенциала и поиска краткосрочной прибыли, но и с позиций долгосрочной стратегии. В качестве причин интернационализации деятельности компаний в сфере услуг обычно называют следующие (Lovelock and Yip, 1996):

- стандартизация потребительских предпочтений и вызванное экономическим ростом создание среднего класса во многих странах;

- наличие глобальных покупателей в лице фирм, интернационализировавших свои операции и предрасположенных к продолжению сотрудничества со своими национальными поставщиками услуг;

- создание всемирной системы телекоммуникаций;

- создание возможностей для экономии на масштабах деятельности;

- снижение издержек на транспортные расходы;

- развитие во многих странах материальной и кадровой базы, обеспечивающей специализацию в области высокотехнологичных услуг;

- стремление использовать конкурентные преимущества, воплощенные в способах организации производства услуг.

Перечисленные восемь факторов интернационализации услуг можно объединить в следующие три группы:

- технологические причины (новые информационные технологии и телекоммуникации, создание производственной инфраструктуры во многих странах, наличие эффекта масштаба, снижение транспортных издержек);

- экономические причины (вынуждающее интернационализацию конкурентное давление в национальной экономике, наличие международных фирм-экспортеров товаров и сопутствующих услуг, создание необходимой деловой среды за рубежом);

- социальные причины (наличие в принимающей стране среднего класса–потребителя услуг).

Мировой рынок услуг существует наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы. Доминирующее положение в международной торговле услугами занимают услуги, связанные в основном с обеспечением трудовой деятельности.

Как уже говорилось, наибольшую долю на мировом рынке услуг занимают транспортные услуги.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт — одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов.

Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.

Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 2005г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1970 г.1 Еще значительнее выросли поступления от туризма — с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок).2 По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому „товару № 1“.

Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. человек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.).

Развитию международного туризма в России мешают политическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее, в 2002 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с различными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. – по линии организованного туризма.

Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными, прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями — лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.

Лицензия — это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимых для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Мировая торговля лицензиями как самостоятельный сектор мирового рынка основана на существовании патентной системы, предоставляющей собственнику патента исключительное право на использование принадлежащих ему новых технических решений, изобретений и товаров.

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50-х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий, теперь также продает лицензии. Поэтому разрыв между импортом и экспортом технологий у этой страны сокращается и можно ожидать, что в ближайшее время Япония станет нетто-экспортером технологических знаний. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства. Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.

В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно велика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям промышленных компаний).

Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности.

Инжиниринг — это инженерно-консультационные услуги, обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.

Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.

Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специализированными инженерно-консультационными (инжиниринговыми) фирмами, а также международными и транснациональными промышленными и строительными компаниями.

Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто выступают в роли генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они подписывают с заказчиками контракты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщиками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными подрядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподрядные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях „под ключ“.

В последние годы крупные инжиниринговые фирмы стали выступать лидерами консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответственности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих случаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.

Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах — нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок — африканский (главным образом, Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжиниринговых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.

Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке — Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии — Великобритании и Японии; в Африке — Франции и Великобритании; в Латинской Америке — Канады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.

Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/21.

Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея — в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристических, Сингапур — финансовых и др.

Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг невелика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 2003 г. по импорту услуг находилась на 18-м месте в мире. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены прежде всего на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.

Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами