Шпаргалка по международным экономическим отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1. Современная система управления глобальными экономическими процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для всех нац.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety na bilety mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

МЭО

 

1. Современная система  управления глобальными экономическими  процессами, ее эффективность. Экономическая глобализация представляет собой качественно новую ступень процесса интернационализации, на которой в национальных экономиках значительно расширяются универсальные для всех стран сферы хозяйственной жизни. Формируются единые правила игры для  всех нац. Хозяйств, которые осуществляются межгосударственными структурами, а мирохозяйственные отношения являются теми каналами, по которым распространяется экономическая глобализация. Глобализация приводит к определенной утрате национальных экономических особенностей стран, поскольку внедряемые в нац. Хозяйство новые элементы зачастую функционируют более эффективно. К примеру, иностранная ТНК будет гораздо более эффективна и конкурентоспособна по сравнению с национальной компанией. При этом промышленно развитые гос-ва оказываются наиболее подготовленными к глобализации и имеют неоспоримые преимущества по отношению к развивающимся странами. Глобализация таким образом представляет собой некий трехуровневый процесс, состоящий из национальных хозяйств, региональных экономических объединений и международных организаций. Для такого сложного процесса, как глобализация необходима определенная система управления, и элементы этой системы  в настоящее время выработаны м.н сообществом. К числу таких элементов системы управления глобальными экономическими процессами можно отнести:

- международное право, которое  определяет принципы и правила  поведения государств и других  участников м.н экономической системы

- м.н и межправительственные  экономические организации (ВТО,  МВФ и др.), которые действуют  на основе делегированных им  суверенными государствами полномочий, которые формируют общие цели  развития мирового хозяйства  и призваны добиваться их реализации.

- контроль со стороны этих  межправительственных организаций  и органов за соблюдением общих  нормативных требований, включая  организацию коллективных действий  в отношении нарушающих их  государств

- осуществляемые или координируемые  межправительственными орг-ми и органами меры по содействию развития бедных стран, оказанию эк. и гуманитарной помощи в связи со стихийными бедствиями или катастрофами.

- лидерство крупнопромышленных  развитых стран и региональных  экномических объединений, способной служить опорой межправительственным орг-ям в решении стоящих перед мировым сообществом глобальных экономических проблем.

- деятельность различного рода  экономических м.н неправительственных  организаций.

Однако, как показывает опыт развития мировой экономики, наличие указанных элементов системы координации и управления не решает проблемы стабильного и надежного регулирования МЭО, отвечающим современным вызовам и угрозам.

 

2. Основные концепции реформирования системы управления глобальных экономических процессов, их оценка. «Азиатский» финансовый кризис 1997-1998 гг., кризис финансовой системы США 2008 г. и их быстрое распространение на другие регионы мира демонстрируют нестабильность существующей структуры международных финансовых отношений и низкую эффективность антикризисных мер, предпринимаемых международными экономическими институтами. Эти обстоятельства поставили на повестку дня вопрос о необходимости реформы международного экономического порядка, предполагающей использование более совершенного механизма регулирования межхозяйственных процессов.

- концепция мирового правительства, кот представляет собой по сути увеличенную модель нац. гос-ва, которое в глобальном масштабе занимается тем же, чем и правительства внутри отдельных стран. Речь идет о создании наднационального органа в глобальном масштабе, который будет управлять этими процессами. Но эта идея сейчас является сомнительной, так как никакое мировое правительство не может иметь достаточной политической легитимности. К тому же МЭО нуждаются в политике обеспечения целесообразного порядка, а не в осуществлении властных полномочий.

- концепция реформирования ООН, когда СБ превращается в квазиправительство, а ГА в квазипарламент.  Эта модель имеет своих сторонников, но также и подвергается критике из-за сугубо надгосударственного характера. ООН представляется как орг-я с чрезмерно центрелистическими целями, которая управляется узким кругом избранных государств, а выведение ее на центральную роль в глобальном экономическом управлении вызывает опасения со стороны частных игроков- бизнеса и неправительственных организаций.

- концепция политического управления глобальным развитием со стороны либо одной ведущей державы (США), либо группой крупнейших стран (G8 к примеру). Подобная концепция уже частично реализуется на практике, но она всегда будет встречать противодействие тех государств, которые не принадлежат к клубу великих держав. Но проблема заключается в том, что ставшая в настоящее время реальностью многополярность сделала маловероятным установления гегемонии какого-то конкретного государства или группы государств.

- концепция корпоративного глобального управления. Коллективный процесс поиска и реализации решений.

- Гегемония большой триады (ЕС, НАФТА, АТЭС). Т.к. эти организации охв почти все регионы, могут на глобальном уровне решать мир проблемы, но не учитывается степень различности интересов.

-Концепция глобального управления без глобального правительства с использованием совр средств связи, интернета, предполагает быструю согласованность действий с исп средств коммуникации. Абстрактная идея, т.к. нет механизма.

Государство при  этом продолжает сохранять своб ведущую  роль в системе МЭО и механизме  их регулирования.

Все варианты регулирования  МЭО на данный момент вряд ли могут  рассматриваться как адекватные современному уровню развития мирового хозяйства. Большинство специалистов в области международных отношений приходят к выводу о неадекватности отмеченных традиционных представлений о возможных регуляторах мировой экономической системы. Достаточно популярным в настоящее время является тезис «Глобальное управление без глобального правительства». Однако такой тезис представляется скорее некой абстрактной идеей, нежели наполненным реальным содержанием руководством к совершенствованию современной системы мирохозяйственных отношений.

3. Основные факторы, препятствующие созданию эффективного механизма управления глобальными экономическими процессами. В современном мире существует несколько факторов, которые препятствуют созданию эффективного механизма управления глобальными экономическими процессами. Среди них можно выделить:

- расширение круга субъектов  политического рынка, которые  оказывают влияние на принятие  их решений и ослабляют, таким образом, традиционные механизмы учета их экономических интересов.

- формирование  многочисленных региональных экономических  объединений, которые при общей  ориентации на открытую мировую  экономику представляют собой  мощные инструменты защиты интересов определённых субъектов, оказывающих влияние на процессы выработки экономической политики в данных объединениях. С конца 20 века – резкая активизация создания регионал объединений, что привело к новому соотношению сил на полит рынке и не подчинены межданр организациям.

- существенно  снижается уровень автономии  м.н экономических организаций, что выражается в подмене функций координации экономической политики в м.н масштабе борьбой отдельных стран и их группировок за принятие глобальных экономических решений. К нач 21 века- тенденция к сосредоточению большинства функций в двух основных субъектах Междунар Отнош (МО) – ВТО и МВФ. ООН несколько утратил свое эк значение, в основном занимается соц вопросами.

4. Основные субъекты мировой экономики и характер их взаимодействия. Гос-во ключевой элемент МЭО. Ключевое – взаимодействие гос-ва и рынка. Последнее десятилетие – повышение значимости рынка. Доля гос-в расходов в ВВП, доля совокупного капитала страны в руках правительства утратили свою значимость с эк точки зрения, а с политической т зр роль гос-ва возрастает. С т зр выработки внешней экономической политики гос-ва, выбора приоритетов развития национального хозяйства, принятия инвестиционного налогового и трудового законодательства, защиты отечественных компаний за рубежом, роль гос-ва в последние годы значительно повысилась. Национальный уровень остается наиболее важным поскольку только здесь существуют достаточные правовые механизмы решения самого широкого круга проблем и вопросов. Гос-во сохраняет свою ведущую роль и в самом механизме регулирования системы междунар эк отнош (МЭО). В глобальной системе государство явл ключевым и единственным элементов, в котором сходятся отношения всех субъектов мировой политики и экономики (ООН, региональные объединения, междунар организации, ТНК и т.д.) Нац. Государство способствует координации усилий всех субъектов м.н экономической  жизни при решении таких главных задач как: формирование правового глобального экономического пространства на базе рыночных традиций, использование общих принципов управления и регулирования при решении нац-ми государствами региональных и локальных хоз-х проблем, обеспечение более эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы в виде глобальных проблем.

Помимо гос-ва, как связующего звена  во взаимодействии всех субъектов МЭО, в современном мире все большую роль начинают играть ТНК. В настоящее время ТНК выступают в роли субъектов, интересы которых воздействуют на  эк-ю политику нац государств даже в том случае если сами ТНК не оказывают непосредственного давления на их правительства. Т.е. стремление привлечь инвестиции зарубежных ТНК в нац эк-ку заставляет как развивающиеся так и эк-ки развитые государства формировать свою эк-ю политику таким образом, чтобы создать стимулы   для осуществления на своей территории иностранных инвестиций.  Тем не менее ТНК на территории своей государств (где штабкваритра) подчиняется законодательству своей страны, то же самое касается и их филиалов в других странах. В этих условиях ТНК выступают в роли субъектов, интересы которых воздействуют на экономическую политику национальных государств даже в том случае, если сами ТНК не оказывают непосредственного давления на их правительства. С другой стороны, для оценки влияния ТНК на процессы выработки экономической политики многих государств необходимо принимать во внимание лоббистские возможности национальных компаний, с которыми сотрудничают филиалы ТНК, а также компаний, с которыми международные корпорации образуют стратегические альянсы. Безусловным лидером среди них являются НПО экологической ориентации во главе с «Гринпис». Эти организации относятся к числу наиболее последовательных противников стратегии либерализации международной торговли, разрабатываемой в рамках ВТО. Развитие электронных коммуникаций содействовало консолидации усилий разнородных НПО, по тем или иным мотивам выступающих против дальнейшего укрепления либерального рыночного порядка в международных экономических отношениях. На современном этапе развития мирового хозяйства международные экономические организации (ОЭСР, МВФ и др.) не могут игнорировать НПО, как достаточно влиятельную силу на международных политических рынках, пользующуюся значительной поддержкой и в экономически развитых, и развивающихся странах.

Наряду с национальными и  международными политическими рынками  и действующими в их рамках субъектами существует и промежуточный — региональный уровень, процессы на котором также оказывают большое влияние на состояние глобальной системы регулирования мирохозяйственных процессов. С конца XX в. произошла резкая активизация формирования региональных экономических объединений. В результате возникло качественно новое соотношение сил, воздействующих на принятие решений в структуре международных экономических отношений. Что касается региональных эк объединений, то они формируются с целью экономической защиты, но это не означает их закрытость от влияния процессов глобализации. В основе образования таких объединений лежит стремление к либерализация внешнеэк. политики и организации хоз взаимоотношений по одним и тем же правилам. На региональном масштабе формир наиболее узкий круг участников, в котором создаются благоприятные условия для их развития и функционирования. все участники следуют жестким фиксированным правилам. Взаимодействие государства и рег. Объединений таким образом заключается в создании и формировании надстроечных структур управления.

В то же время в региональном масштабе взаимодействие замыкается на более узкий круг участников экономической группировки, в которой создаются благоприятные условия для их функционирования, т.е. принципы глобализации действуют здесь на локальном уровне. Такая регионализация в определенной степени противоречит процессу глобализации, призванной создать общие для всех участников принципы и условия всемирного взаимодействия. Существующие и формируемые как развитыми, так и развивающимися странами региональные группировки предусматривают преференции только для своих членов, создавая им условия для представительства на глобальных рынках и ограждая в то же время членов регионального рынка от глобальной конкуренции.

. К началу XXI в. проявилась тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и мониторингу важнейших мирохозяйственных процессов в рамках небольшого числа таких организаций. К наиболее универсальным среди них относятся: МВФ, занимающийся макроэкономической политикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, направляющая в последнее время свои усилия на социальные вопросы, и группа Мирового банка, концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах.

 

5. Роль и место государства в современной глобальной экономической системе. Глобализация  и международная экономическая интеграция открывая и размывая нац границы требует адаптации гос-в к новым условиям существования. Открытость нац хоз-в в условиях глобализации, усиление их торговой, валютной  и др взаимозависимости приводит к тому, что они становятся более уязвимыми к внешним факторам. При этом эк глоб. ведет к ослаблению регулирующих функций гос-ва, которое уже не может как прежде ограждать нац хоз-во от нежелательных внешних экнономич. воздействий.  Нац гос-вам брошен своего рода вызов. Во 1ых происходит так называемая экономизация политики.  Экономический блок проблем и вопросов выходит на первое место, а вопросы политического влияния, военной мощи государства уходят на 2ой план.  Во-вторых возникновение глобальной экономики ограничивает для подавляющего большинства национальных правительств возможность оказывать решающее влияние на регулирование экономических процессов. Механизмы реального управления экономикой все в большей степени оказываются в руках  наднац-х сообществ, м.н  и национальных неполитических организации и тд. В 3х утрата национальными правительствами большинства стран некоторых рычагов управления экономикой  также сферой их внешней политики и нац безопасности ведет к ослаблению их роли в качестве главных управляющих на территориях самих национальных государств где на первые роли выдвигаются  органы региональной местной власти. Возможности гос-в полностью контролировать свою судьбу и влиять на мировое эк развитие существенно уменьшается  под воздействием ряда факторов: на институт гос-ва растет давление многочисленных м.н организаций, в том числе эк-х, к примеру. Также,  в последнее время изменился и характер механизмов принятия государством решений в сфере эк политики. Если раньше на принятие решений оказывало воздействие национальные политические рынки (послевоенный период), то сейчас  гос-ва должны учитывать сложности 3х уровневой комбинации нац-х, рег-х и м.н политических рынков. То есть при определении своих экономических приоритетов гос-во должно обязательно учитывать и общие интересы мирового сообщества, а также отдельных его субъектов.

Информация о работе Шпаргалка по международным экономическим отношениям