Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4
1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4
1.2 История развития американской модели менеджмента 12
1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33
2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38
2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53
3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54
3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65
3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75
Заключение 77
Список литературы 78
Для
американской модели менеджмента характерна
иерархическая модель управления. В
традиционной модели иерархической
организации имеет место
Важнейшей составной частью плановой
работы корпорации является стратегическое
планирование, возникшее в условиях насыщения
рынка и замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным
изменениям, происходящим в корпорациях,
разрабатываются программы повышения
«качества трудовой жизни», с помощью
которых работники корпорации привлекаются
к разработке стратегии ее развития, обсуждению
вопросов рационализации производства,
решению разнообразных внешних и внутренних
проблем.
В американском хозяйстве государство не играет значительной роли как собственник средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП – около 4%, а вместе с предприятиями местных властей – около 13% ВВП. В нем занято порядка 14-15% рабочей силы. 18
Государство играет определяющую роль в воспроизводстве рабочей силы, охране окружающей среды, развитии научной сферы. Оно осуществляет общенациональное регулирование через кредитно-денежную и бюджетную политику, федеральную контрактную систему. В целом государство выполняет общественно значимые функции, которые или не приносят быстрого дохода или не являются оптимальными для частных хозяйствующих субъектов.
Американские бизнесмены действуют прямолинейно: прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах; не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.
Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнеры) прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.
Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении после выделения управления в особый вид деятельности и появления менеджеров.
В
настоящее время в США
Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией – советах директоров – на практике встречается крайне редко.
Перестройка
кадровой работы начиналась с управляющих
и высокооплачиваемых специалистов.
С позиции концепции «
Компетентность и личная «заинтересованность
в фирме» управляющих высшего уровня наиболее
радикально влияют на общие результаты
деятельности корпорации. Поэтому кадровая
работа, включая систему вознаграждения,
социального страхования и различных
льгот, сориентирована на закрепление
управленческой верхушки фирмы. Тогда
как пренебрежение работой с рядовыми
исполнителями способствовало высокой
текучести этого персонала ввиду преждевременного
физического или морального (устаревания
профессиональных навыков) износа, низкого
качества трудовой жизни. Резко дифференцированный
подход к работе с персоналом сохранялся
в 70-80-е годы, хотя ряд фирм вынужден был
перенести новые методы работы на более
широкий контингент персонала.
Таким образом, можно выделить следующие особенности управления в американской компании:
Многие достижения американской теории и практики менеджмента завоевали себе мировую славу. Передовиком в направлении деятельности является крупнейшая и наиболее прибыльная корпорация США – «I.B.M.». Корпорация была создана в 1914 году. Это самая прибыльная корпорация мира с объемом продаж более 50 млрд. долларов, с числом занятых 400 000 человек. Компания способна каждые 10 лет удваивать свои доходы. I.B.M. бросила вызов другим и успешно справилась со своей задачей. Основатель корпорации, Уотсон-старший разработал свой метод стимулирования труда, который заставил практически всех работников эффективно и качественно трудиться.
Вся система управления американских компаний основывалась и в, настоящее время основывается на общих принципах, которые условно можно разделить на две более или менее равноценные части. Основной смысл первой части заключается в создании доверия между руководителями и подчиненными, между самими подчиненными за счет ясности в подходах управления через стимулирование труда. Составляющие первой части:
Практический анализ работающих на американских фирмах показывает, что работа позволяет значительно безбедно им жить, пользоваться социальными и другими благами.
Вторая часть включает те принципы управления, которые свойственны только этой фирме и предполагают развитие у работников анархии и индивидуализма. Считается, что в таких, искусственно созданных условиях работник должен планировать и управлять своей судьбой и соответственно координировать свое трудовое поведение. Эти принципы следующие:
провозглашенная
политика фирмы. К мнению работника
прислушиваются, с ним считаются.
Поощряют почти все формы активности
работника. Ему постоянно доказывают,
что он основная фигура фирмы и
призывают его следовать
Что касается карьерного продвижения, то большинство американских фирм придерживаются вертикальной модели развития карьеры для руководителей и специалистов.
Руководство компании стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и привязать их я своей организации, в частности за счет подготовки управленческих кадров. Подготовка руководящих кадров обусловлена необходимостью подготовки резерва взамен уходящих на пенсию, ростом организации, усложнением ее задач.
Практика показывает, что далеко не каждый человек имеет желание и способности к руководящей работе. Как правило, деятельность по подготовке кадров сосредоточена на высших уровнях управления организацией.
Принципы,
объединенные в перечисленные выше
две группы, дополняют друг друга,
а объединение их позволяет представить
успешно действующие и
К
сожалению, большинство наших предприятий
меняют свою стратегию медленно и
не очень охотно. Так или иначе
это можно связать в некоторой
степени с менталитетом россиян,
с историческими предпосылками,
которые утверждают совсем иной подход,
нежели предполагает специфика рыночной
системы стран запада или американский
тип управления предприятием. На сегодняшний
день большинству отечественных
компаний присущ авторитарный стиль
управления. Многие годы именно такой
подход превалировал на наших предприятиях.
Но со временем авторитаризм все больше
вытесняется демократичным
Немногие российские компании уделяют достаточно внимания работе с персоналом. Большинство традиционно предлагает сотрудникам лишь карьерный и материальный рост. Однако специалисты, работающие в российских компаниях, зачастую не могут выполнять свои обязанности в полную силу из-за того, что руководство не считает нужным проинформировать их о деятельности своей фирмы как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Ведь не секрет, что многие сотрудники крупных российских компаний просто не знают, чем занимается соседний отдел, не говоря уже о компании в целом.