Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основе исследования внешней и внутренней среды ОАО ГСК «Югория» разработать и экономически обосновать мероприятия по повышению деятельности организации с учетом факторов среды.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Исследовать теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия;
2. Проанализировать деятельность ОАО ГСК «Югория»
Введение 3
1 Теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия………...4
1.1 Сущность внешней и внутренней среды предприятия……………………..4
1.2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность предприятия 7
2 Анализ деятельности ОАО «ГСК «Югория» 13
2.1 Общая характеристика организации 13
2.2 Анализ основных факторов внешней и внутренней среды организации на рынке страховых услуг 20
3 Разработка и экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию деятельности ОАО «ГСК «Югория» 34
3.1 Экономическое обоснование открытия новых мини-офисов продаж 35
3.2 Экономическое обоснование внедрения системы Риск.Net 37
3.3 Экономическое обоснование расширения рекламной деятельности 38
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложения 46
Курсовая работа
Анализ внешней и внутренней среды организации
Содержание
Актуальность темы обусловлена тем, что задача управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Объект исследования - ОАО ГСК «Югория».
Предмет исследования - внутренняя и внешняя среда организации.
Цель курсовой работы: на основе исследования внешней и внутренней среды ОАО ГСК «Югория» разработать и экономически обосновать мероприятия по повышению деятельности организации с учетом факторов среды.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Исследовать теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия;
2. Проанализировать деятельность ОАО ГСК «Югория»:
- дать общую характеристику деятельности страховой организации,
- проанализировать основные
3. Разработать мероприятия и экономически обосновать мероприятия по повышению деятельности организации с учетом факторов среды.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия
1.1 Сущность внешней и внутренней среды предприятия
Любая организация находится и функционирует в среде.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей и давало возможность выживать в долгосрочной перспективе. Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой.
Внутренняя среда включает: цели организации; структуру организации (как формальную, так и неформальную); людей, работающих в организации; используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов; задачи управления; организационную культуру.
Внешняя среда – это набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, в том числе на уровень неопределенностей и рисков при подготовке и реализации управленческих решений (УР)1.
Внешняя среда для предприятий имеет два кольца окружения: ближнее и дальнее. К ближнему кольцу относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двухсторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству: клиенты, контролирующие организации, заинтересованные внешние физические и юридические лица, конкуренты, законодательная база в соответствующей области деятельности. К дальнему окружению предприятий относятся те элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния:
- система ценностей и их приоритеты в обществе;
- социальное и политическое развитие населения;
- обычаи местного и международного делового оборота;
- политическая обстановка в стране и мире;
- налоговая система;
- экономическая обстановка в отрасли, стране и мире;
- социальная и экологическая ответственность;
- институциональная структура;
- природные катаклизмы;
- народные волнения;
- криминализация внешних связей.
Ближайшее окружение компании внешней средой отображено на рис. 1.
Рис. 1. Ближайшее окружение компании внешней средой
Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы2.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения предприятия и в большинстве случаев оно не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая3.
Система анализа макроокружения дает необходимый эффект в том случае, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации4.
Изучение
непосредственного окружения
С помощью анализа внешней и внутренней среды предприятие оценивает конкурентные преимущества на своем рынке сбыта.
Под конкурентоспособностью понимают способность субъекта бизнеса противостоять и противодействовать своим конкурентам. Конкурентные преимущества - это следствие реализации элементов конкурентоспособности.
Предприятию необходимо оценить конкурентные
преимущества на своем рынке сбыта.
Целью анализа
Факторы конкурентного превосходства могут быть внешними и внутренними. Внешние обусловлены отличительными свойствами товара, которые представляют ценность для покупателя. Такие преимущества образуются за счет сокращения издержек или повышения эффективности производства. С помощью внешних преимуществ увеличивается рыночная сила, которая может позволить фирме установить продажную цену выше чем, у конкурента. Внешнее преимущество достигается с помощью дифференциации товара, превосходством в выявлении и оформлении потребительских ожиданий. Внутреннее преимущество обеспечивается снижением себестоимости продукта, которое достигается на организационном и производственном уровне.
Таким образом, конкурентные
преимущества организации
Рис. 2. Классификация критериев конкурентоспособности
Расшифруем критерии конкурентоспособности, показанные на схеме:
- потребительские критерии отвечают за потребительскую ценность, ими являются качество и ассортимент;
- качество товаров, сложность оценки качества состоит в том, что заданный уровень при разработке товара может отличаться от уровня качества уже выпущенного товара. Чем меньше эта разница, тем выше конкурентоспособность. Кроме того, потребитель при выборе ориентируется не на документированное подтверждение качества, а на свои предпочтения, привлекательность, удобство, вкус, запах.
- качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности - ассортиментом. Ассортимент также удовлетворяет потребительские предпочтения, и решение потребитель принимает в комплексе, учитывая оба показателя. При одинаковом ассортименте потребитель отдаст предпочтение более качественному товару;
- основополагающим экономическим критерием конкурентоспособности является цена. Для разных сегментов потребителей и товарных групп конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.
Закупочная цена имеет значение для посредников, производителей и учитывается в комплексе с качеством и ассортиментом.
Реализационная цена влияет на конкурентоспособность
товаров непосредственного
Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за товарами, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления как критерий конкурентоспособности относится к товарам - средствам производства, технике, одежде, обуви, мебели, автомобилям.
К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые, в итоге, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев.6
Представим факторы внешней и внутренней среды предприятия в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3.Факторы внешней и внутренней среды предприятия
Концепция пяти конкурентных сил была предложена профессором Гарвардской бизнес-школы М. Портером. Согласно данной концепции в любой отрасли функционирования предпринимательской структуры, правила конкуренции определяются пятью движущими конкурентными силами: появлением на рынке новых конкурентов, влиянием со стороны покупателей, товарами-заменителями, влиянием со стороны поставщиков, действующими на рынке конкурентами. Воздействие этих конкурентных сил на предпринимательскую структуру определяет ее прибыльность. Данная концепция также подразумевает постоянный поиск новых путей конкурентной борьбы. Творческая энергия менеджеров и предпринимателей должна быть направлена на те составляющие структуры отрасли, которые имеют наибольшее значение для рентабельности фирмы.
На основании указанных
1) Факторы, определяющие
2) Факторы, определяющие
3) Факторы, определяющие угрозу
со стороны товаров-
4) Факторы, определяющие
Заслуживает внимания трактовка факторов
обеспечения
- неконтролируемые государством (мегауровень);
- контролируемые государством,
неконтролируемые
- контролируемые предпринимательской структурой (микроуровень)8.
Для повышения
- для уровня издержек и цен: перестройка оргструктуры и выделение новых подразделений.
- для уровня технологии и культуры производства: освоение принципиально новых изделий.
- для уровня качества: новые методы оценки и стимулирования персонала9.
Для сохранения конкурентоспособности предприятие зависит:
- от наличия источников конкурентных преимуществ: квалифицированный персонал; технологии, уровень менеджмента; доступность сырья;
- от инновации в области технологий и менеджмента;
- от анализа конкурентных преимуществ и выработка стратегий по их достижению.
Направления повышения
Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации ОАО «ГСК «Югория»