Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:18, дипломная работа
Современный руководитель не может эффективно управлять коллективом и решать поставленные перед компанией задачи, не используя активно опыт, квалификацию, способности и желание работать у сотрудников. Существующие ныне концепции человеческих ресурсов рассматривают наемных работников как ключевой ресурс производства, отказываясь от представлений о рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы мотивации и стимулирования персонала организации……………………………………………………..…10
1.1. Понятия мотивации и стимулирования персонала..……………………...10
1.2. Современные теории мотивации………………………………………..…21
1.3 Формы и методы мотивации и стимулирования труда персонала………34
2. Практика мотивации и стимулирования труда персонала в ООО «Альфафарм»……...............................................................................................45
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...45
2.2. Исследование системы мотивации и стимулирования персонала в организации…………………...…..58
3. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии……..……….73
3.1. Рекомендации по совершенствованию мотивации и материального стимулирования труда персонала……………………………………………...73
3.2. Рекомендации по совершенствованию мотивации и нематериального стимулированию труда персонала………………….…………………………..78
Заключение……………………………………………………………………...97
Список использованных источников и литературы………………….……....101
схема 6. Основные причины ухода кадров из ООО «Альфафарм»
( в % к общей численности)
Чтобы оценить влияние указанных факторов на результаты деятельности фирмы, следует определить и сравнить рентабельность персонала (Rппп) за 2009 и 2010 годы.
На 1 января 2010 года она составляла43–
На 1 января 2011 года она составила –
Таким образом, прибыль фирмы от реализации продукции увеличилась за год на 99 000 рублей, однако в условиях увеличения штата в 0,8 раза, прибыль на одного работника на конец 2010 года уменьшилась на 3236 рублей по сравнению с тем же показателем на конец 2009 года, т.е. рентабельность труда одного сотрудника снизилась.
Итак, Небольшая часть выбывших сотрудников связывает свое увольнение с объективными причинами. Большинство работников увольняются по собственному желанию из-за напряженных условий работы, вызванных эмоциональным поведением руководителей, конфликтных отношений внутри коллектива, неудовлетворённости материальными и нематериальными стимулами к труду.
2.2. Исследование системы мотивации и стимулирования
персонала в организации
Изучая состояние мотивации и стимулирования труда персонала в ООО «Альфафарм», были применены три основных метода –
– метод наблюдения,
– метод интервью, который позволил получить представление об изучаемом предмете со слов самих работников,
– метод тестирования, который проводился на основе теста, содержащего набор вопросов и систему ответов, оценённых в баллах относительно анализируемого объекта44.
Метод наблюдения базировался на фиксации и регистрации параметров и свойств изучаемого объекта в процессе происходящих событий и возникающих ситуаций. Данный метод может быть прямого наблюдения (в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения и прямых коммуникаций с изучаемым объектом), как это происходило в ходе данного исследования, а может быть и косвенного (в специально выбранные отрезки времени и на опосредованных связях и коммуникациях). По существу, наблюдение – это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте.
Наблюдение проводилось во время работы сотрудников. Таким способом были получены данные, которые не отражаются в документах.
По существу, наблюдение представляет собой систематическое целенаправленное восприятие объекта, которое должно удовлетворять, следующим требованиям45–
Метод интервью подразумевал под собой очный опрос работников с целью изучения их мнения и оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения. Свободное (неформализованное) интервью носило характер непринуждённой беседы, в которой вопросы были обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью послужило начальным этапом применения стандартизированного теста.
Отличие интервью от других методов сбора эмпирической социальной информации – активное взаимное влияние интервьюера и опрашиваемого46.
Метод тестирования, получивший в последнее время широкое распространение, являлся основным этапом исследования системы мотивации в компании. Тест – искусственно созданное воздействие испытательного характера, может воздействовать на изучаемый элемент и систему управления в целом в процессе проводимого эксперимента; вызывает ответную реакцию элемента и систем управления в виде высказываний и других «откликов» на их «выходе»47.
Использование этих методов позволяет определить – цели мотивационного процесса со стороны руководства, методы мотивации, их выполняемость, психологический климат в коллективе, результаты.
Заключительным этапом
диагностики мотивационной
Исследование было начато с наблюдения. Задачей наблюдения за работой и поведением коллектива был сбор первичной информации о работе персонала, его взаимоотношениях и участии в этом руководства.
Первое, на что было обращено
внимание, это на то, что каждый работник
занят своим участком работы, в
то же время, если приходит клиент, ему
всегда уделяется столько времени,
сколько требует его
В ходе наблюдения было также
отмечено, что, возможно, как следствие
неправильно сформированного ко
Многие мнения сотрудников друг о друге строятся на слухах.
Метод интервью (вопросник в приложении 2) выявил, что –
Для того, чтобы узнать конкретные формы мотивационного воздействия на персонал компании, опрос был проведен отдельно с менеджером по делопроизводству и персоналу. Вопрос был поставлен один – какие применяются способы мотивации персонала.
Полученные результаты свидетельствуют, что в рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую деятельность персонала. К ним относятся уровень заработной платы, условия и содержательность труда.
Заработная плата сотрудникам выплачивается два раза в месяц без задержек. По достижению высоких результатов в труде возможно получение премий и бонусов, но нет устоявшихся форм, сроков и оснований их получения. Предусмотрена оплата больничных листов и отпусков.
В компании есть традиция – поздравлять сотрудников с днем рождения или другими знаменательными датами в их жизни с вручением премии или ценного подарка. А также совместное празднование общегосударственных праздников, знаменательных событий компании, что должно позволять людям наиболее полно раскрыться в коллективе и сплотиться, наладить взаимопонимание. Дарить подарки – древний обычай, свойственный многим народам. С помощью подарка можно выразить уважение, расположение, благодарность или одобрение. Практика мотивации сотрудников фирм с помощью подарков получила широкое распространение, но при условии, что подарки соответствуют своему назначению. Подарки пусть и недорогие, способны стимулировать людей. Они понимают, что руководство видит в них не безликих работников, а замечает лояльность и усердие каждого.
Возможно предоставление работникам путевок полностью за счет фирмы или со скидкой. Более подробно система мотивации и стимулирования труда в компании представлена на рис. 748.
Схема 7. Система мотивации и стимулирования труда
в компании «Альфафарм»
Завершающим этапом диагностики мотивационного процесса стало исследование мотивационного профиля персонала компании «Альфафарм» путём тестирования. Для этого был выбран тест, разработанный Ш. Ричи и П. Мартином, авторами книги «Управление мотивацией».
В основу этой книги, написанной специалистами по подготовке персонала, положены исследования потребностей человека. Рассматриваются 12 факторов, которые могут быть использованы как мотиваторы в условиях трудовых коллективов. Анализ каждого из мотивационных факторов, их сочетаемости и взаимного влияния дает реальную картину потребностей человека. Менеджерам и руководителям высшего звена книга позволяет получить общее представление о методах управления работниками с различными характерами, потребностями, целями.
Авторы книги рассмотрели факторы, которые были выведены как мотиваторы их предшественниками, и добавили к ним новые мотиваторы, которые, по их мнению, до сих пор не достаточно учитывались. При отсутствии полной мотивационной картины следовало предложить такое число мотиваторов, которое было бы оптимальным для практического использования. В конечном итоге авторы остановились на 12 факторах –
1. Потребность в высокой
заработной плате и
2. Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.
3. Потребность в четком
структурирование работы, наличии
обратной связи и информации,
позволяющей судить о
4. Потребность в социальных контактах – общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами. Показатель стремления работать с другими людьми, который не следует путать с тем, насколько человек хорошо относится к своим коллегам.
5. Потребность формировать
и поддерживать долгосрочные
стабильные взаимоотношения,
6. Потребность
в завоевании признания со
стороны других людей, в том,
чтобы окружающие ценили заслуги,
достижения и успехи
7. Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным.
8. Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности.
9. Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины.
10. Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей.
11. Потребность
в совершенствовании, росте и
развитии как личности. Показатель
желания самостоятельности,
12. Потребность в
ощущении востребованности в
интересной общественно
Тест «Мотивационный профиль» (приложение 3) разработан и апробирован специально для того, чтобы выявлять те факторы мотивации, которые высоко оцениваются работником, а также те факторы, которым он придает мало значение как потенциальным источникам удовлетворения выполняемой работы. Тест позволяет выявить потребности и стремления работника, тем самым получить некоторое представление о его мотивационных факторах. В основу теста положено сопоставление значимого ряда мотивационных факторов, представляющих важность с точки зрения руководства персоналом49.