Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:18, дипломная работа
Современный руководитель не может эффективно управлять коллективом и решать поставленные перед компанией задачи, не используя активно опыт, квалификацию, способности и желание работать у сотрудников. Существующие ныне концепции человеческих ресурсов рассматривают наемных работников как ключевой ресурс производства, отказываясь от представлений о рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы мотивации и стимулирования персонала организации……………………………………………………..…10
1.1. Понятия мотивации и стимулирования персонала..……………………...10
1.2. Современные теории мотивации………………………………………..…21
1.3 Формы и методы мотивации и стимулирования труда персонала………34
2. Практика мотивации и стимулирования труда персонала в ООО «Альфафарм»……...............................................................................................45
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...45
2.2. Исследование системы мотивации и стимулирования персонала в организации…………………...…..58
3. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии……..……….73
3.1. Рекомендации по совершенствованию мотивации и материального стимулирования труда персонала……………………………………………...73
3.2. Рекомендации по совершенствованию мотивации и нематериального стимулированию труда персонала………………….…………………………..78
Заключение……………………………………………………………………...97
Список использованных источников и литературы………………….……....101
Из проведенного анализа становится очевидным, что система нематериального стимулирования в компании представлена крайне слабо, что и является причиной неудовлетворенности персонала и текучести кадров.
Необходимо совершенствование мер мотивационного воздействия через нематериальные стимулы.
Первое, что выявило интервью с сотрудниками – это то, что большинство из них не видит перспективы профессионального и служебного роста в данной организации, что, безусловно, не удовлетворяет их потребностей в самореализации. Повышение в должности на освобождающиеся места может быть хорошим вознаграждение за успешную работу с учетом сопутствующих изменений в зарплате и полномочиях. Однако повышения в качестве сильного стимула должны быть хорошо обдуманными. Пока сотрудник не готов к большей ответственности, повышение может стать причиной его последующих неудач. С другой стороны, слишком медленное продвижение – иногда причина ухода работника туда, где можно быстрее получить признание. Так что, рассматривая такой вид нематериального стимулирования в организации «Альфафарм», следует соблюдать принципы –
Планирование карьеры состоит в определении целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, профессиональное развитие сотрудника, то есть приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации, а с другой – последовательное занятие должностей, опыт работы в которых необходим для успеха в целевой должности.
В целом, не только для повышения сотрудников, развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Рассматривая для ООО «Альфафарм» такой вид нематериального стимулирования труда как повышение необходимо помнить и о таком факторе, влияющим на развитие персонала, как обучение. Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение – процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Для сотрудников организации «Альфафарм» обучение и развитие карьеры сможет дать –
Организация же, в свою очередь, получает следующие преимущества –
Развитие персонала ни в коем случае нельзя рассматривать как роскошь, которая может быть позволительной только в "хорошее время", на самом деле чем сложнее проблемы, с которыми сталкивается организация, тем выше потребность в повышении квалификации персонала и тем более необходимо вложение средств в обучение. Средства, которые будут затрачены на развитие сотрудников, станут эффективно вложенными средствами. Обучение и повышение профессионального уровня, в конечном итоге, повысит производственные показатели и способность персонала оперативно реагировать на изменения и непредвиденные обстоятельства, обеспечит большую гибкость в работе. Это позволит с большей уверенностью надеяться на успехи в будущем, даст большее удовлетворение от работы, улучшит моральное состояние отдельного работника и всего коллектива58.
Большинство опрошенных сотрудников не удовлетворены взаимоотношениями с руководителем. Это связано с тем, что руководитель часто ведёт себя не сдержанно по отношению к сотрудникам, часто повышает голос, может вести разговор в унизительной форме, доводить до конфликта.
В качестве рекомендации необходимо отметить, что руководитель должен уважительно относится к подчиненным, к их мнению. Даже расходясь по принципиальному вопросу, по человечески надо стремиться не ущемить работника, не загонять его в угол и не унижать.
Оценивать подчиненных необходимо, прежде всего, по результатам работы, делать замечания лучше наедине, хвалить за хорошую работу обязательно в присутствии других членов коллектива, а наказывать – в соответствии с тяжестью совершенных ошибок.
Разумеется, руководитель обязан и критиковать подчиненных, но делать это можно не прибегая к жестким мерам, это можно сделать в корректной форме, не задевая человеческого достоинства59.
Воздействие на мотивацию труда обычно увязывается с формированием желательного поведения работников и с достижением необходимого уровня производительности. Однако руководители часто сталкиваются с необходимостью избавления от нежелательного поведения и низкого (неприемлемого) уровня производительности. В рассматриваемой организации также используются наказания и дисциплинарные меры, чтобы снизить нежелательное поведение и низкую производительность. Примеры наказуемого поведения: прогулы, опоздания, уход с рабочего места, грубость клиентам, воровство, несвоевременное выполнение порученной работы, употребление спиртных напитков в рабочее время.
Наказания или дисциплинарные воздействия – это нежелательные для работника последствия (выговор, лишение премии, устное взыскание штрафы), следующие за тем или иным нарушением или уклонением от установленных в организации правил и норм поведения, за отклонением работника от выполнения требований своей профессиональной или должностной роли.
Рассматривая наказания как важное средство воздействия на мотивацию и поведение работников, руководителям организации «Альфафарм», следует определить те условия, которые сделают наказания наиболее эффективными. Эти условия включают в себя –
Почти все опрошенные ответили, что их не удовлетворяют их взаимоотношения с коллегами, объясняя это несовместимостью мнений и интересов, повышенной ролью слухов при формировании мнений друг о друге и как следствие повышенной конфликтностью.
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности. Вполне естественно, что такие противоречия вызывают не только размышления, завершающиеся оценками, но и определенные эмоции, такие как обиды, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх и другие. Эмоции подогревают человека, толкают его на борьбу61.
Каждая из конфликтующих сторон в компании считает себя правой и решительно вступает в борьбу за свои интересы. Основными типами конфликтов в организации «Альфафарм» являются межличностный, объясняемый сотрудниками личной неприязнью, отрицательным опытом общения, отсутствием поддержки, уверенность в непрофессионализме.
Причинами конфликта
в компании выступают различия в
представлениях и целях, различия в
манере поведения и жизненном
опыте.
Конфликты неизбежны,
их можно предупредить, если знать их источники,
причины и пути профилактики. Одним
из надежных путей предупреждения конфликтов является подбор
личного состава и правильная расстановка
кадров при учете совместимости характеров,
подчеркивается значимость поддержания
мотивационной системой "теплых"
межличностных отношений. В качестве рекомендаций
для компании необходимо выделить лучшее
средство поддержания нормальных межличностных
отношений –
Коллектив – общность людей, объединенных единой производственной целью. Для того чтобы коллектив организации был способен нормально выполнять стоящие перед ним задачи, необходимо формировать его с учетом социально – психологических факторов. По мнению специалистов, первичный производственный коллектив должен быть по численности не более 25 – 30 человек. Это согласуется с нормой управляемости для руководителей первого уровня. Кроме того, в больших коллективах люди чувствуют скованность и стараются не привлекать к себе внимание. В коллективах же численность до 30 человек каждый его член чувствует себя психологически комфортно, и это очень важно, так как именно в первичных производственных коллективах производятся продукции или услуги и любое проявление инициативы приводит к улучшению результатов.
Социологи и психологи
рекомендуют создавать
Одним из лучших методов разрешения конфликтов является разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь необходимо упомянуть такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает информацию, система полномочий и ответственности.
Ещё одним методом управления конфликтной ситуации – это установление общеорганизационных комплексных целей. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников. Идея, которая заложена в эти высшие цели – направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим людям, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе19.
В жизни коллектива ощутимое место занимает так называемая непроверенная устная информация, которая обычно именуется слухами. Практически каждый сотрудник регулярно и постоянно соприкасается со слухами, которые и являются причиной частой смены настроений, источником распространения тревоги, неопределенности. На передачу слухов и, соответственно, на изменение настроения огромное воздействие оказывают ожидания возможных последствий обсуждаемого события и явления. Так, слухи и домыслы о личной жизни коллег являются всего лишь поводом для выражения эмоций или мнений в связи с конкретными событиями.
В любой организации всегда будут существовать слухи, что связано как с психологическими особенностями сотрудников (с их стремлением придать определенность неопределенной ситуации), так и с объективной особенностью формальной коммуникации устаревать, игнорировать новые социальные потребности сотрудников, порождающие новые потоки информации. Основной способ борьбы со слухами — без промедления предоставить полную информацию по интересующему персонал вопросу через формальные каналы, либо если это невозможно, объяснить какие – то основные моменты интересующей проблемы и определить значимость конфиденциальности по данному вопросу64.