Анализ системы управления промышленного предприятия (на примере ООО «ПТО – ПТС»»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка эффективной системы управления промышленным предприятием ООО «ПТО – ПТС»».
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы и сущность управления на промышленном предприятии.
2. Провести анализ системы управления предприятия и выявить ее основные проблемы предприятия на примере предприятия ООО «ПТО – ПТС»».
3. Разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности управления предприятием на примере ООО «ПТО – ПТС»».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы современного управления
1.1 Сущность и понятие управления
1.2 Организация, как объект управления
1.3 Внешняя и внутренняя среда, как система воздействий на организацию
2 Анализ системы управления промышленного предприятия (на примере ООО «ПТО – ПТС»»
2.1 Характеристика системы управления предприятия и его организационной структуры
2.2 Анализ финансовых результатов
2.3 Разработка предложений по совершенствованию системы управления промышленного предприятия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 194.23 Кб (Скачать файл)

Управление  создает систему взаимосвязанных мотиваций, способствующих превращению кучки людей, толпы (хотя порой по отдельности они хорошие, квалифицированные работники) в организованный, целеустремленной, гармонично действующий коллектив, профессионально выполняющий как оперативные, срочные действия, так и работающий на отдаленные будущие результаты. В производственном предприятии эффективность управления деятельностью коллектива означает необходимый баланс между всеми факторами производства - материальными, финансовыми, человеческими, информационными и т.п., который дает наибольший результат при наименьших затратах

Различают несколько парадигм управления5.

Парадигма управленческого рационализма (парадигма 70-х годов).

По  этой парадигме успех фирмы определяется: рациональной организацией производства продукции, снижением издержек за счет выявления производственных резервов, повышение производительности труда, эффективности использования всех видов ресурсов.

Предприятие - закрытая система. Деятельность его  в основном определяется внутренними ресурсами: человеческими, материальными, финансовыми, организационными и т.д.

Цели  и задачи фирмы всегда заданы, определены условия ее деятельности на рынке, стабильны  в течение длительного периода времени.

Основу  управленческой стратегии фирмы  составляет непрерывный рост и углубление специализации производства. Оргструктура фирмы строится по функциональному  принципу: служба производства, служба маркетинга, техническая служба и т.п. При этом осуществляется жесткий контроль всех видов деятельности. Основные требования менеджмента - это организационно-техническая компетентность кадров, хорошее знание экономики и организации всего предприятия, четкое выполнение указаний, умение действовать быстро и организованно.

Парадигма стратегического управления (парадигма 80-х - 90-х годов).

Ее  основа: системный, ситуационный подход к управлению фирмой через маркетинговую  и инновационную функцию.

Фирма - "открытая" система. Деятельность ее в основном определяется влиянием внешней среды и возможностями  ресурсов фирмы выжить путем приспособления к изменениям во внешней среде.

Успех фирмы определяется6:

  • приспособлением к внешнему окружению: экономическому, научно-техническому, социально-политическому и т.д.;
  • способностью фирм вовремя распознать угрозы со стороны внешней среды;
  • устойчивостью к "ударам судьбы", т.е. изменениям во внешней среде (на рынке товаров, социально-правовой, экономической обстановке и т.д.);
  • возможностью, умением фирмы извлечь максимум выгоды из оставшихся условий во внешней среде.

Для парадигмы стратегического управления все требования парадигмы управленческого  рационализма вторичны.

Основные  кадры фирмы - предприниматели, способные  через организационные, стратегические и другие новации приспособить фирму к изменениям во внешней среде, Стратегическое планирование - ядро стратегического управления. Стратегическое планирование - процесс формирования миссии фирмы, ее долгосрочных планов и политики, направленный на изменение характера и направления деятельности всей организации.

Методы  стратегического планирования:

  • маркетинговые исследования, оценка направлений деятельности исходя из эффективных результатов в будущем, а не только в настоящем;
  • распределение ресурсов, инвестиций по стратегическим планам, а не текущим;
  • рентабельность - главный показатель текущей деятельности;
  • ведущая стратегия - поведение фирмы в данном сегменте рынка, в данной области;
  • постоянная инновационная деятельность во внешней и внутренней среде фирмы.

Парадигма тактики российских менеджеров переходного периода от управленческого рационализма к стратегическому управлению.

  1. По мере усложнения внешней среды фирмы, изменение технологий, на которой базируется деятельность фирмы;
  2. По мере нарастания разнообразия влияния внешней среды более тщательное развитие содержания целей фирмы;
  3. По мере изменения в фирме управленческой структуры все большое разнообразие  тактики использования ресурсов фирмы, методов поведения во внешней среде. При этом фирма все больше отходит от парадигмы рационализма, все больше заботится о гибкости адаптивности своих внутрифирменных структур (переход к децентрализации), контроль ослабевает, ценится гибкость выявлений  новых подходов к решению проблем, ценится маневр в распределении ресурсов (чем контроль в их использовании), ценятся кадры предпринимателей с хорошей экономической подготовкой (а не технократы - организаторы). Тактика действия фирмы: агрессия, новаторство в области научно-технической политики, предпринимательство, стиль руководства, квалификации людей. Фирма рассматривается как "живая" социально-экономическая система, чутко реагирующая на все новшества и изменения, происходящие во внешней среде.

Основные  задачи управления7:

  1. Определение и разработка миссии организации постановка целей, разработка предназначения разработка тактики и стратегии поведения принятие стратегических решений, связанных с развитием организации в будущем выбор направлений использования ресурсов (финансовых, материальных, человеческих, организационных) для достижения конечных результатов
  2. Определение и разработка перспектив и ценностей организации, стандартов деятельности и поведения на предприятии, устранение разрыва между тем, чего придерживается организация в своей деятельности, и тем, что фактически делает.
  3. Ответственность за проектирование управленческой структуры организации.
  4. ответственность за эффективную организацию взаимодействия  людей, развитие человеческих ресурсов в соответствии с задачами завтрашнего дня, создание мобилизационного духа организации, примера ценностей  и убеждений, чувства собственного достоинства и самоуважения всех членов организации.
  5. Ответственность за установление предприятия во внешней среде.
  6. Принятие юридической и моральной ответственности деятельность фирмы в кризисных ситуациях, разработка конкретных шагов для выхода из кризиса.

Таким образом, управление8 – это целенаправленное воздействие субъекта (управляющей системы) на объект (управляемую систему) для достижения желаемого результата – цели (состояние управляемой системы, значения ее параметров функционирования и т.п.)

 

 

1.2 Организация, как объект управления

 

 

Организация - группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Различают формальные, неформальные и смешанные организации (имеют множество целей).

Общие характеристики организаций9:

  1. Ресурсы:
  • люди (специалисты, менеджеры, рабочие и т.д.) -   капитал (фонды акционеров, банков, кредиты, финансы на счетах, основные фонды, здания, сооружения и т.д.)
  • запасы, материалы, сырье, полуфабрикаты и т.д.
  • ноу-хау, технология (сборочные линии, компьютерная техника и т.д.)
  • информация (отчеты о реализации проектов, исследований рынка, учет на складах, отчет о затратах, отчет о прибыли и т.д.)
  • затраты (на рабочую силу, капитальные затраты, материальные затраты, накладные)
  1. Связи с внешней средой:
  • экономические условия деятельности фирмы
  • потребители (виды, типы, структура потребностей)
  • профсоюзы (активность, направленность действий)
  • правительственные акты (налоги, тарифы)
  • конкуренты (виды, типы, структура, конкуренция)
  • общественные взгляды, традиции главенствующие в общественности
  • общественные ценности (общество, элит, приоритеты)
  • техника и технология (качество, уровень в мире)
  1. Разделение труда в организации (обязательное условие функционирования):
  • вертикальное, т.е. уровни управления
  • горизонтальное, т.е. разделение объема работы на множество небольших специальных заданий, выполняемых определенными подразделениями организации, степень самостоятельности

Основные характеристики личности соответствующие эффективной  деятельности организации:

  • способности людей (разные люди имеют разные возможности к  разным работам. Надо найти их и использовать.)
  • потребности людей, т.е. внутренние физиологическое и психологическое, с вниманием к себе, внимание человека (Обратить внимание на себя заставляет человек, исполняющий роль шута). Мотивации деятельности, организация должна создавать условия для удовлетворения потребностей личности.
  • ожидания, т.е. ожидаемые результаты поведения, оцениваемые вероятностью исполнения ожиданий. Надо использовать ожидания, чтобы лучше работал человек.
  • восприятие, т.е. осознание стимулов. Важно знать, воспринимает стимулы человек или нет, испытывает потребности, как воспринимает человек перемены.
  • отношение. Точка зрения личности, специальные установки, т.е. отношение человека к чему-либо (к работе, событиям, другим людям).
  • ценности, (общие убеждения человека). Для каждого человека организации – свои ценности.  («Лучше демократия - чем диктатура», «Лучше быть богатым, чем бедным», «Частная собственность - основа экономики», «Верность форме»)

Организация в менеджменте рассматривается  как открытая система, состоящая из множества частей. Как система она характеризуется набором параметров (они называются внутренними параметрами), которые являются результатом управления организацией. Основные внутренние переменные организации, которые руководитель должен держать в поле зрения:

  • цели организации, ее миссия (предназначение);
  • структура организации, т.е. уровни ее управления;
  • задачи организации (относятся к должности, а не к работнику);
  • используемые технологии (единичные, мелкосерийные, массовые, крупносерийные, непрерывные);
  • люди (человеческая переменная); -  виды продукции, услуги, Примеры целей организации:
  1. Бизнес - создание товаров, услуг, снижение затрат увеличение прибыли.
  1. Бюджетные некоммерческие (государственные организации). Снижение затрат и социальная ответственность за результаты, повышение качества услуг, продукции.
  2. Цели подразделений организации:
  • финансового отдела – уменьшение потерь кредита от продаж;
  • отдел маркетинга - снижение жалоб потребителей;

Структура организации определяется специальным разделением труда (по горизонтали, по вертикали) и сферы  контроля. Для больших организаций  разделение идет по функциям.

Горизонтальное  разделение труда в организации  делят на подразделения. Подразделения  могут быть в виде неформальных групп людей, коллективов, выполняющих определенные задачи. Например, студенты в учебных группах, инженеры в НИИ и т.д. Вертикальное разделение труда, т.е. управление, координация деятельности организации, выполняется единым руководителем (главным менеджером).

Различают уровни управления:

  • технический
  • управленческий (управление внутри организации)
  • институционный (государство, бизнес, религия, политика, корпорации и т.д.).

В задачу менеджера входит создание такой  среды, которая поддержала бы тип  определенного поведения, желательного для организации. Руководители должны совершенствовать свои способности, чтобы направлять поведение работника.

Человек испытывает влияние группы, которая  формирует установки, ценности, поведение  человека. Есть групповая форма поведения человека, которая и совпадает с целями организации, или противоречит им. В небольших коллективах велика роль малых групп, их поведения, состав членов группы, условий, в которых это поведение проявляется.

Комбинация (матрица) ресурсных и организационных  ценностей в управлении представлена на рисунке 2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы организации


 

 

 

 

 

 

 

Внешние

факторы:

(конкуренто-

способность


развития)


 

 

 

 

Внутренние

факторы:

(производи-

тельность

эффективность

норма)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная

Жесткость:

Гибкость:

Стабильность целостность, правовые нормы

Развитие работников, творчество


 

1- Тоталитарные  ценности (закрытая организация  со своими ценностями);

2- Открытая  организация;

3- Либеральные  ценности;

4- Демократические  ценности.

Рисунок 2 Комбинация (матрица) ресурсных и организационных ценностей в управлении.

Таким образом, организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется, управляется для достижения общей цели.

Информация о работе Анализ системы управления промышленного предприятия (на примере ООО «ПТО – ПТС»»