Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной работы заключается в изучении сущности бизнес-плана организации и его реализации в современных условиях.
Для достижения данной цели в процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание понятия «бизнес-план»;
-исследовать сущность, функции и необходимость бизнес-планов;
-рассмотреть зарубежный опыт бизнес-планирования;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.docx

— 315.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики основой планирования становится бизнес-планирование. Грамотная организация коммерческого мероприятия предусматривает необходимость тщательного планирования предстоящих действий в осуществлении мероприятий. И первым его выражением является бизнес-план – широко распространенное в рыночном хозяйстве как общепринятое средство менеджмента, используемое предприятиями и организациями любых масштабов для обоснования цели деятельности и путей достижения поставленных задач.

Решение проблем, связанных с бизнес-планированием опирается на общую теорию бизнес-планирования. Существенный вклад в теорию бизнес-планирования внесли такие зарубежные и отечественные ученые как Бекетова О.Н., Забродская Н.Г., Ковелло Дж., Морошкин В.А., Попов В.М., Романова М.В., Черняк В. 3.

Тема курсовой работы «Сущность бизнес-плана организации и его реализация в современных условиях» актуальна, так как она обусловлена тем фактом, что термин «бизнес-план» используется в Республике Беларусь достаточно давно (с начала 90-х годов), но до последнего времени он стойко ассоциировался с такими понятиями как «инвестиционный проект», «новый бизнес» и составлялся больше из необходимости получения кредитов или инвестиций. Однако сегодня руководители субъектов хозяйствования приходят к выводу о необходимости составления не только инвестиционных бизнес-планов, но и бизнес-планов текущей деятельности, чему в определенной степени способствует и государство, которое законодательным путем обязывает предприятия составлять текущие бизнес-планы. На примере ОАО «Быховрайбытуслуги» доказывается эффективность бизнес-планирования, и разрабатываются пути совершенствования в соответствии с современными условиями. Эта работа подчеркивает необходимость составления бизнес-плана в соответствии с определенными методами и проведением экономических расчетов, что, безусловно, помогает увидеть будущие сложности и понять, преодолимы ли они и где надо «подстраховать» себя. В ходе курсовой работы было выяснено, что отсутствие текущего бизнес-плана приводит к неэффективному распределению и использованию финансовых и материальных ресурсов организации.

Цель исследования данной работы заключается в изучении сущности бизнес-плана организации и его реализации в современных условиях.

Для достижения данной цели в процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

-раскрыть содержание  понятия «бизнес-план»;

-исследовать сущность, функции  и необходимость бизнес-планов;

-рассмотреть зарубежный  опыт бизнес-планирования;

-провести анализ и  оценку эффективности бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги»;

-рассмотреть пути совершенствования  бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги».

Объектом исследования является предприятие ОАО «Быховрайбытуслуги».

Предметом исследования выступают показатели, характеризующие развитие организации, изложенные в бизнес-плане.

Методика исследования включает в себя следующие методы: исследование научной литературы, анализа и синтеза, системного подхода.

Для выполнения курсовой работы было привлечено  20 источников учебной и литературы и периодических изданий. Информация в этих источниках значительна, но акцент сделан в сторону разработки инвестиционных проектов. Можно считать, что недостаточно уделено внимание разработке бизнес-планов текущего развития.

Структура курсовой работы состоит из 57 страниц печатного текста. В ее состав входят введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении излагается актуальность, цели, задачи, объект, методы исследования, степень разработанности темы, учебная значимость и структура курсовой роботы.

В главе 1 «Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации» рассматривается сущность, функции и необходимость бизнес-плана, характеризуются основные типы бизнес-планов, оценивается зарубежный опыт и особенности бизнес-планирования .

В главе 2 «Оценка системы бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги» анализируется организационно-экономическая характеристика, оценивается эффективность бизнес-планирования в данной организации.

В главе 3 «Пути совершенствования бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги» предлагаются рекомендации по улучшению и доработке бизнес-плана данной организации.

В заключении делаются общие выводы по работе.

 

 

 

1 Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации.

    1. Сущность, функции и необходимость бизнес-плана.

 

Современная экономическая ситуация диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознавать существующие ограничения. Он позволяет избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен.

Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Бизнес-планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно бизнес-план важен в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей.

Бизнес-планирование – специфический вид плановой деятельности в составе общей функции планирования, удовлетворяющий потребности любого предприятия или организации иметь ясные цели своего развития и программу их достижения в рыночной среде. Результатом бизнес-планирования является бизнес-план, то есть особый документ, отражающий цели и программу деятельности предприятия. [1, с. 76]

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения.[2, с. 41]

Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

– определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

– конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

– привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

– помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. [3, с. 68]

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Разработка бизнес плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.

     Можно достигнуть  существенных преимуществ, если  начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон. Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.

     Основными целями разработки бизнес–плана являются:

•   приватизация объектов государственной собственности;

•   осуществление инвестиционных проектов;

•   реализация отдельных коммерческих операций;

•   эмиссия ценных бумаг;

•   определение перспектив развития фирмы;

• проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);

•   финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса. [4, с.152]

    Хорошо отпечатанный  и оформленный бизнес-план –  лучшая визитная карточка для  бизнесмена. С его помощью стандартизируется  процесс ознакомления с предприятием. На известном этапе экономического  развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного  предпринимательства отсутствие  бизнес – плана начнёт восприниматься  настороженно со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Наличие  бизнес – плана обязательное  требование со стороны цивилизованного  рынка.

Бизнес–план помогает обнаружить в зачаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу. Бизнес–план – это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям. В процессе составления бизнес–план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями. Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.

 

 

    1. Основные типы бизнес-планов

 

     Бизнес-план - это качественно новый уровень хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять производством. Бизнес-план - это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Любое предприятие, фирма, предприниматель всегда должны вести свою деятельность по заранее разработанной программе, т. е. на основе бизнес-плана.   В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1. Производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

Информация о работе Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации