Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной работы заключается в изучении сущности бизнес-плана организации и его реализации в современных условиях.
Для достижения данной цели в процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание понятия «бизнес-план»;
-исследовать сущность, функции и необходимость бизнес-планов;
-рассмотреть зарубежный опыт бизнес-планирования;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.docx

— 315.89 Кб (Скачать файл)

Важнейшим результатом применения программы Project Expert для разработки инновационного проекта или проекта развития является создание бизнес-плана, удовлетворяющего стандартам UNIDO.

Результаты имитационного моделирования с помощью Project Expert позволяют также подготовить финансовые отчеты, по которым можно определить состояние организации в любой момент, причем эти отчеты формируются в соответствии с принятыми в мировой практике стандартами бухгалтерской отчетности, что особенно важно при привлечении иностранных инвестиций.

Работа с Project Expert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

построение модели;

определение потребности в финансировании;

разработка стратегии финансирования;

анализ финансовых результатов;

формирование и печать отчета.

Процесс построения модели наиболее трудоемкий и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Различные модули Project Expert независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. [15, с.356]

 

 Рисунок 2 -- Схема имитационной модели организации, реализующей бизнес-план.

Таким образом, построив имитационную модель финансовой деятельности организации с помощью Project Expert, можно решить следующие задачи:

разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

разработать план развития организации или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных и финансовых ресурсов;

проиграть различные сценарии развития организации, варьируя значения факторов, способных повлиять на ее финансовые результаты;

сформировать стандартные финансовые документы;

рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели;

провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности организации;

подготовить безупречно оформленный бизнес-план организации или инновационного проекта, полностью соответствующий международным требованиям, на русском и нескольких европейских языках.

Изучение литературы по проблемам внутрифирменного планирования показало, что в ряде индустриально развитых стран созданы эффективные системы планирования. Особого внимания заслуживает опыт США. Основой работы по тактическому планированию в США является составление финансовых программ (бюджетов) компании, предусматривающих развитие производства в соответствии с прогнозами сбыта.

Наиболее широко распространена пятилетняя финансовая программа, которая дробится на годовые тактические планы. Годовой план – скользящий. По истечении каждого квартала к нему добавляются новые три месяца, и вся работа организации снова планируется на год вперед. Перспективные и текущие тактические планы взаимосвязаны: текущие планы представляют собой детализацию перспективных планов. Стратегический план при этом охватывает период времени в 10 лет.

Определенный интерес представляет опыт планирования итальянского концерна «Фиат», который с начала 70-х годов начал работать по трехлетним планам, а в настоящие время перешел на пятилетнее планирование. При этом менеджеры концерна «Фиат» добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих частей.

Пятилетние планы концерна «Фиат» непосредственно связываются с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года пятилетнего долгосрочного плана он корректируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Непрерывно корректируя долгосрочные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку. Непрерывное планирование предусматривает и постоянную корректировку нормативов.

Хотелось бы отметить, что бизнес-план – это стратегия развития и инструмент на каждый день, и в первую очередь бизнес-планы должны делаться для собственного развития, а затем уже для внешних пользователей – инвесторов и чиновников.

Бизнес-планирование в данной организации, как уже было отмечено ранее, развито на достаточном уровне, однако имеются и некоторые недочеты, учитывая которые можно разработать пути совершенствования бизнес-планирования.

Бизнес-план предприятие может разработать самостоятельно. Ho, как показывает практика, при таком подходе комплексно решить эту проблему не удается. Независимо от профессионального уровня специалистов, занятых в процессе разработки бизнес-плана на предприятии, они не имеют практического опыта по решению подобных задач, в результате чего изначально закладывается как неоптимальность их отдельных управленческих решений, так и всего бизнес-плана в целом.

Консультационные фирмы обладают практическим опытом доведения подобных работ, что позволяет оказывать реальную помощь предприятию, быстро и профессионально осуществлять разработку бизнес-плана. В итоге предприятие выигрывает не только в качестве разработанного бизнес-плана, но и в затратах на его разработку.

Также необходимо проводить расчет экономической эффективности от внедрения нового оборудования, новых компьютерных технологий, расширения сети филиала, которые отсутствуют в бизнес-плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы планирования деятельности организаций в условиях рыночной экономики становятся все более важными для Республики Беларусь с переходом национальной экономики на стабильный путь развития. Одним из важных элементов планирования в новых условиях является бизнес-планирование, поскольку бизнес-план занимает важное место в механизме управления организацией. В западной экономической практике бизнес-план это и инструмент планирования деятельности организации, и инструмент управления им. Понятие бизнес-планирование в белорусских организациях появилось сравнительно недавно. Однако, несмотря на то, что такая тенденция наблюдается уже в течение нескольких лет, это процесс, который находится только в начале своего развития.

Вместе с тем, в российской и белорусской экономической науке некоторые аспекты бизнес-планирования еще недостаточно проработаны, практически отсутствуют работы по учету отраслевой специфики при построении бизнес-планов в организации. Хотелось бы отметить, что в последнее время государством принимаются меры по регулированию бизнес-планирования. Министерством экономики Республики Беларусь утверждены Рекомендации по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.

В целом, бизнес-планирование, которое является не чем иным, как технологией планирования, учета и контроля финансовых результатов – это первый экзамен на зрелость для каждой организации. Составление бизнес-плана помогает понять, что и почему происходит с организацией на рынке, и учит экономить на затратах. Бизнес-планирование связано, с одной стороны с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Бизнес-план является ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все организации, за исключением самых мелких, составляют бизнес-планы.

[20, с.146]

Не секрет, что часто разрабатываемые бизнес-планы недостаточно проработаны и имеют массу недостатков. Одной из причин не совсем удачного планирования бизнес-процесса, является то, что планы различных структурных подразделений организации, не достаточно скоординированы с общей стратегией всей организации. При этом создается реальная опасность того, что некоторые структурные подразделения не вписываются в общий ритм всей организации. Скоординированность усилий всех подразделений – один из факторов успеха. В планировании минимальная неточность, отсутствие координации в работе различных отделов и подразделений организации, как минимум, затруднят путь к цели.

Считается, что при написании бизнес-планов развития, целесообразно определить, что будет сделано в организации, а что нет. В случае наличия в большой структуре множества небольших подразделений, гораздо эффективнее предоставлять руководителям этих составных частей компании больше свободы в своих действиях. В случае диктаторского стиля управления, происходит процесс уменьшения точек приносящих прибыль. При этом, конечно, топ - менеджеры должны осуществлять общее руководство, с тем, чтобы выдерживалась общая линия в работе всей организации. Часто такого рода руководство может быть сведено к общим указаниям, позволяющим избежать, к примеру, типичных ошибок, или ошибок, которые уже были допущены в других подразделениях.

Иногда, организации для разработки бизнес-планов используют "косвенные методы", либо "предполагаемые ситуации". К сожалению, такие искусственные предположения, часто приводят к значительным ошибкам в планировании. Именно в этом и состоит проблема многих бизнес-планов, когда необоснованно за действительность принимаются какие-либо идеальные условия, предположения и т.п. Если такого рода предположения не подкреплены проведенными исследованиями, не подтверждены потребителями готовой продукции, то все это может привести к печальным результатам. Все утверждения, используемые в бизнес-плане, должны подтверждаться документально. [19, с.298]

Руководство организации просто обязано выяснить, на чем основывается предположение, что, допустим, лежит в основе оценки производительности или в оценке параметров прибыли от реализации продукции. Ведь кроме основных и традиционных финансовых показателей, существуют и дополнительные, заимствованные из финансового менеджмента.

Обычно при работе над бизнес-планом развития организации работники определенных отделов планируют и отвечают за результаты только определенных задач. Это не самый эффективный путь для создания по-настоящему работающего плана развития организации. Основные задачи по определению стратегических целей развития организации должны быть возложены на специальную группу, состоящую из всех отделов, которые задействованы в процессе планирования. Каждый сотрудник этой группы должен знать свои задачи, стоящие перед отделом для выполнения плана и общие цели организации. В противном случае, происходит полнейшая неразбериха и отсутствие координации между структурными частями организации, что, в свою очередь, приводит к провалу грандиозных планов, которые задумывались.

Специалисты рекомендуют повышенное внимание уделять системе стимулирования и наказания при выполнении или невыполнении планового задания. Министр экономики Беларуси предлагает также увязать материальное стимулирование руководителей с выполнением в организациях прогнозных параметров экономического развития. Николай Снопков подчеркнул, что материальное стимулирование руководителей и управленцев является одним из важных условий выполнения в Беларуси прогноза социально-экономического развития. "Для усиления ответственности полагаем целесообразным в кратчайшие сроки органам госуправления и облисполкомам перезаключить контракты с руководителями подчиненных им организаций. Предусмотреть в них обязательства по выполнению темпов роста производства, выручки от реализации продукции (работ, услуг, экспорта, заработной платы) при соответствующем материальном стимулировании по итогам года в зависимости от их выполнения и полученной прибыли". [12, с.2]

В заключение, хочется сказать, что единой схемы для разработки удачного бизнес-плана не существует. Однако есть некоторые моменты, необходимые для достижения конечной цели. Прежде всего, руководство высшего звена должно включаться в планирование намного чаще и активнее, чем это происходит на современном этапе во многих организациях. Совместная работа над планированием, с созданием специальной группы из представителей всех заинтересованных в структурных подразделениях и с участием высшего руководства организации, напротив, приведет к положительным результатам. Бизнес-план невозможно создать одному абстрактному лицу. Только создание бизнес-плана в единстве с различными отделами организации, приведет к тому, что этот план будет результатом коллективного творчества и будет планом целой команды, что, во многом, обеспечит прекрасные результаты при его составлении и выполнении.

 

 

 

 


Информация о работе Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации