Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:40, курсовая работа
Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика – это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции. Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
Введение
3
Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента
5
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса
5
1.2 Классификация инноваций
10
1.3 Роль и место инновационных технологий в системе управления
11
1.4 Методические приемы и практические механизмы реализации внедрения инноваций в систему управления
14
Глава 2. Организационно-экономическая и правовая характеристика предприятия
20
2.1 Природные и экономические условия Воткинского лесничества
20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности лесничества
24
2.3 Вид деятельности и экономические условия хозяйствования
36
Глава 3. Характеристика управленческого персонала
42
Выводы и предложения
46
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«____»_____________2011г._____
Курсовая работа
по курсу «Менеджмент»
на тему: Внедрение инновационных технологий в систему управления
на примере «ГУ УР Воткинское лесничество»
Выполнил слушатель 6 курса
159 «б» группы
Зарегистрировано на кафедре
__________________ _____
дата
Ижевск
2011
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента |
5 |
1.1 Понятие инновации и |
5 |
1.2 Классификация инноваций |
10 |
1.3 Роль и место инновационных технологий в системе управления |
11 |
1.4 Методические приемы и |
14 |
Глава 2. Организационно-экономическая и правовая характеристика предприятия |
20 |
2.1 Природные и экономические условия Воткинского лесничества |
20 |
2.2 Анализ хозяйственной |
24 |
2.3 Вид деятельности и |
36 |
Глава 3. Характеристика управленческого персонала |
42 |
Выводы и предложения |
46 |
Список литературы |
47 |
Приложения |
48 |
Введение
Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика – это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции. Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту [3].
Инновационный менеджмент – это направление стратегического менеджмента, связанное с разработкой систем управления инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления. Целями такого управления являются: определение основных направлений научно–технической и производственной деятельности организации; разработка и внедрение новой продукции, услуг и технологий (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, услуг и технологий, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им [10].
В данной работе мною была предпринята попытка наиболее подробно рассказать, что представляет собой инновационный менеджмент, как новшества превращаются в инновации, характеризовать и классифицировать инновации.
Цель курсовой работы: Оценка внедрение инновационных технологий в систему управления на примере «ГУ УР Воткинское лесничество» и разработка предложений и рекомендаций по ее совершенствованию и повышению результативности влияния на эффективность хозяйственной деятельности предприятия.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) иметь представление о методологии управления, знать, какие экономические методы управления существуют, в каких случаях те или иные из них применяются, каким образом реализуются, каких результатов позволяют достичь, каковы их недостатки и отрицательные черты.
2) ознакомиться с объектом исследования, установить его правовой статус, экономические условия хозяйствования, осуществить анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
3) оценить состояние и эффективность развития системы управления и реализации системы экономических методов управления, применяемых в организации, по их составу, способам, механизмам применения, качеству и своевременности осуществления должностными лицами, результативности их реализации.
Глава 1 Основные понятия инновационного менеджмента
В системе инновационного менеджмента, базовыми понятиями являются новшества и инновации.
Под новшеством принято понимать новое явление, изобретение, новый способ, метод, изменяющий сферу деятельности или среду. В современном обществе новшества подготавливаются системой образования и науки и специально создаются творчеством человека или отдельных коллективов для выполнения стратегических задач развития производства, совершенствования проектов и решений.
Для рыночной экономики характерно наличие рынка новшеств. К Его основным компонентам относятся: принципиально новые научные и технические решения, обмен которых регулируется по правилам интеллектуальной собственности; принципиально новую научную и техническую информацию, образующуюся по правилам объектов авторского права; новые научные и технические услуги.
Процесс перевода новшества (новации) в инновацию связан с затратами различных ресурсов, основными из которых являются время и инвестиции. В условиях рыночных экономических отношений основными компонентами инновационной деятельности рассматриваются новшества, инновации и инвестиции, которые и формируют наряду с рынком новшеств также и рынок инноваций и рынок капитала (инвестиций), образующих так называемую сферу инновационной деятельности [1, 3].
Рынок инноваций образует совокупность инновационных продуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих и / или приобретающих (имеющих намерение приобрести) научно-техническую наукоемкую продукцию.
В силу уникальности научно-технической и инновационной продукции и неопределенности спроса на нее предложение на рынке инновационной продукции должно быть активным и упреждающим. Можно выделить специфические черты такого рынка: новый для предприятия-производителя рынок с трудно предсказуемой реакцией потребителя на новшество; рынок слабо эластичен по спросу, на нем преобладает неценовая конкуренция; рынок узкий, особенно в части продукции производственно - технического назначения.
В силу того, что интеллектуальная собственность фирм-новаторов, как правило, имеет юридическую защиту, на первом этапе реализации нововведения эти фирмы часто не имеют прямых конкурентов.
Необходимо определить, что же такое инновация, или нововведение. Одни ученые утверждают, что нововведение – это результат творческого процесса, воплощенный в виде новой продукции или технологии, другие называют этим термином процесс внедрения новых изделий или принципов.
Представляется наиболее точным определение инновации, или нововведения, как конечного материализованного результата, полученного от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа [4, 10].
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Таким образом, до момента распространения, т.е. серийного или массового производства нововведений результаты исследований и разработок называются «новшеством», так как «инновация» означает введение новаций или новшеств.
При этом процесс выведения новшеств на рынок называется их коммерциализацией. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как свойство, для достижения которого необходимы определенные условия. Коммерческий аспект определяет инновацию как необходимость, осознанную через потребности рынка.
Учитывая, что затраты в научно-техническое развитие преобразуются в конечный хозяйственный эффект (народнохозяйственная, коммерческая, бюджетная эффективность) через нововведенческую деятельность, весьма важно умение ее измерять, что предполагает знание закономерностей инновационных процессов.
В наиболее общем смысле инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений. В результате этого процесса появляется реализованное использованное изменение – инновация. Таким образом, инновационный процесс связан с подготовкой и преобразованием научного знания в инновацию и представляет собой освоение и внедрение нововведений в области обновления продукции, в производственной технологии, в технике, организации труда и производства, формах и методах управления [2, 8 ,10].
Инновационный процесс по своей содержательной сути следует рассматривать как процесс получения, обогащения и накопления научных знаний, доведения их до вида, пригодного для практического использования в различных сферах.По целевому признаку он состоит из отдельных стадий, тесно взаимосвязанных между собой, которые в обобщенном виде можно представить схемой инновационного процесса (рис. 1):
Рисунок 1 - Схема инновационного процесса
Причем инновационный процесс может развиваться как от исследований к практике, так и в обратном направлении с учетом обратной связи между отдельными стадиями процесса и внешней средой. В этой связи собственно и принято различать инновации, инициируемые нуждами потребителей, составляющих по оценкам специалистов до 70% общего их объема, и инновации, инициируемые научно-техническими результатами, полученными при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Отдельные стадии инновационного процесса представляют собой весьма специфические формы деятельности, направленные на создание, распространение и использование новых продуктов и технологий, удовлетворяющих потребности общества. При этом в случае необходимости стадии освоения производства может предшествовать проектирование и строительство соответствующего объекта. В целом инновационный процесс направлен на создание необходимых обществу рынков продуктов, технологий и услуг.
Непосредственно инновационный процесс начинается с поисковых научно-исследовательских работ, в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о способах материализации имеющихся знаний, открытий; осуществляется пропись лабораторного регламента. Завершаются поисковые исследования обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.
На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные научно-исследовательские работы – их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, в связи с чем возникает риск потерь при вложении средств в проведение поисковых научно-исследовательских работ.
На третьем этапе выполняются инженерные разработки, которые связаны с разработкой инновационных проектов. В практической плоскости они представляют научно-техническую деятельность, включая опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой проектов, выпуском научно-технической документации, опытно-промышленных регламентов. Результатом этой стадии является создание образцов новой техники, технологических процессов, технических систем, разрабатывается соответствующая техническая документация, для чего проводятся испытания образцов новой техники; а также создание организационно-экономических проектов и разработка систем и методов совершенствования управления [9, 10].