Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть контроллинг в управленческой практике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность и содержание контроллинга;
- исследовать оперативный и стратегический контроллинг;
- рассмотреть внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».

Содержание

Введение 2
1. Контроллинг: определение, концепция, система 4
1. 1. Сущность и содержание контроллинга 4
1. 2. Стратегический контроллинг 9
1. 3. Оперативный контроллинг на преприятии 18
1. 4. Оперативный и стратегический контроллинг 20
2. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ» 24
2. 1. Общая характеристика предприятия 24
2. 2. Анализ системы контроллинга на предприятии 30
2. 3. Инновации и развитие 34
3. Рекомендации по внедрению контроллинга 39
Заключение 42
Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Контроллинг: определение, концепция, система 4

1. 1. Сущность и содержание контроллинга 4

1. 2. Стратегический контроллинг 9

1. 3. Оперативный контроллинг  на преприятии 18

1. 4. Оперативный и стратегический контроллинг 20

2. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ» 24

2. 1. Общая характеристика предприятия 24

2. 2. Анализ системы контроллинга на предприятии 30

2. 3. Инновации и развитие 34

3. Рекомендации по внедрению контроллинга 39

Заключение 42

Список использованных источников 44

Приложение 1. Концепция контроллинга 45

Приложение 2. Инструменты и взаимосвязи в процессе осуществления стратегического контроллинга 46

 

Введение

На современном  этапе  развития рыночных отношений промышленные предприятия представляют собой  совокупность различных по своему виду деятельности подразделений, связанных  между собой единым процессом  изготовления продукции или оказания услуг. Они являются экономически и  юридически самостоятельными хозяйствующими единицами, полностью отвечающими  за результаты своей деятельности, поэтому особенно нуждаются в  системе управления, позволяющей  сохранять конкурентоспособность  и положение на динамично изменяющемся рынке.

Инструментом, позволяющим  эффективно разрабатывать и внедрять на промышленном предприятии современные  подходы к управлению, является контроллинг. Являясь ответом на растущую непредсказуемость  и нестабильность внешней среды  предприятия, контроллинг способствует интеграции частных компонентов  – целей, задач и функций управления предприятием – в единый комплекс процессов через информационную поддержку и координирование. [1, с. 5-6]

Термин «контроллинг»  информационно емкий, он передает характер этого современного явления в  менеджменте и включает в себя весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов  фирмы.

Необходимость исследований в области контроллинга в современных  рыночных условиях определяется потребностью в теоретико-методическом обосновании  и разработке методических рекомендаций по совершенствованию системы управления стратегическим, тактическим и оперативным  контроллингом на промышленном предприятии. Современная система управления промышленным предприятием не может  эффективно функционировать без  применения принципов и инструментов контроллинга.

Цель данной работы - рассмотреть контроллинг в управленческой практике.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:

- рассмотреть сущность  и содержание контроллинга;

- исследовать оперативный  и стратегический контроллинг;

- рассмотреть внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».

 

1. Контроллинг: определение, концепция, система

1. 1. Сущность и содержание контроллинга

Контроллинг - это значительно  больше, чем контроль. Контроллинг - это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг "озабочен" выстраиванием будущего компании. Контроль же направлен в  прошлое и ограничивается только сравнением "плана" и "факта".

Контроллинг как управленческая функция используется в практике компаний начиная с 70-х годов прошлого столетия, причем преимущественно в  компаниях Германии, Австрии и  Швейцарии. Внедрение контроллинга в практику компаний в значительной степени связано с фигурой  Альбрехта Дайле (Albrecht Deyhle) - пионера  контроллинга и основателя компании Controller Akademie. Он, в частности, сыграл свою роль в том, чтобы существовало единое понимание задач и роли контроллера в компании.

 Контроллеры - это навигаторы  деятельности компании. Они выполняют  функцию управленческого сервиса  - обеспечения руководства компанией  релевантной для принятия решений  информацией (например, в виде  ключевых показателей). Роль контроллера  - это роль экономического лоцмана,  помогающего капитану доставить  корабль в порт. В качестве "порта"  выступает величина прибыли. Контроллеры  должны создать внутрифирменную  прозрачность. Речь идет о прозрачности  стратегии, о прозрачности доходов  и расходов, а также о прозрачности  поступлений и выплат. [2, с. 21-23]

Существуют различные  взгляды на определение понятия  контроллинга. Так, разные специалисты  подразумевают под ним:

- финансово-бухгалтерский  контроль и регулирование;

- систему управления достижением  целей и неотъемлемую часть  управления предприятием;

- систему регулирования  затрат и результатов деятельности, помогающую в достижении целей  предприятия, позволяющую избежать  неожиданностей и своевременно  заметить опасность, угрожающую  экономике предприятия и требующую  принятия мер;

- комплекс задач по  планированию, управлению и наблюдению  и т.д.

Понятие "контроллинг" происходит от английского глагола "to control", в экономическом смысле имеющего значение "управлять", "наблюдать".

Контроллинг - система поддержки  управления экономикой предприятия, ориентированную  на выполнение оперативных и стратегических целей и достижение заданных результатов, объединяющую информационное обеспечение, планирование, контроль и анализ.

Основные  принципы контроллинга следующие:

  • Непрерывность деятельности предприятия. Предполагается отсутствие у предприятия намерений самоликвидироваться, сокращать масштабы деятельности, а следовательно, оно будет развиваться в будущем.
  • Открытость. Система должна быть открытой для взаимодействия.
  • Комплексный подход. Решение всей совокупности экономических проблем, стоящих перед предприятием.
  • Ориентация на будущее. «Сегодня делать то, о чем другие завтра будут только думать».
  • Ориентация на результаты. Поиск идей и предложений, позволяющих увеличить экономический эффект хозяйственной деятельности.
  • Оценка результатов деятельности структурных подразделений. Выделение центров ответственности, определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании финансовых результатов.
  • Бюджетное управление. Используется как инструмент планирования, контроля и регулирования, позволяет координировать деятельность различных подразделений.
  • Внутренняя отчетность. Обобщающие показатели деятельности предприятия детализируются во внутренней отчетности, которая становится своего рода системой коммуникации между руководителями и подразделениями предприятия. [3]

Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки  основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также  оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Цели контроллинга - как  направления деятельности - непосредственно  вытекают из целей организации и  могут выражаться в экономических  терминах, например в достижении определенного  уровня прибыли, рентабельности или  производительности организации при  заданном уровне ликвидности.

Основные  постулаты современной философии  контроллинга можно сформулировать следующим образом:

  • Главенство рентабельности (объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы предприятия в целом и его подразделений);
  • Рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности;
  • Мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков. [4, с. 256]

Функции контроллинга определяются: поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление  отклонений, их причин и выработка  рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.

В сфере учета контроллинг  включает создание системы сбора  и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений  на разных уровнях руководства. Это  необходимо для разработки и в  дальнейшем для поддержания системы  ведения внутреннего учета информации о протекании технологических процессов. Важными являются подбор или разработка методов учета, а также критериев  для оценки деятельности предприятия  в целом и его отдельных  подразделений.

Информационное обеспечение  контроллинга предполагает использование  данных учета (финансового и управленческого) и любой внешней информации, полезной для принятия решений руководителями предприятия (анализ рынка, экономические  тенденции, политическая ситуация и  т.п.).

Информационное обеспечение  является необходимой предпосылкой организации планирования – подсистемы контроллинга, включающей в себя постановку целей и методов их достижения, а также параметров контроля правильности пути, выбранного для достижения целей.

Поддержка процесса планирования заключается в выполнении следующих  задач контроллинга:

- формирование и развитие  системы комплексного планирования;

- разработка методов планирования;

- определение необходимой  для планирования информации, источников  информации и путей ее получения.

Планирование в системе  контроллинга осуществляется посредством  подготовки бюджетов – детальных  планов в денежном выражении для  каждого подразделения предприятия, интегрированных в прогнозный баланс, отчет о прибылях и убытках  и прогноз движения наличности. Основой  построения бюджетов могут являться обоснованные нормативы.

Система контроллинга информационно  поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д), координирует отдельные планы  по времени и содержанию, проверяет  составленные планы на полноту и  реализуемость и позволяет составить  единый оперативный (годовой) план предприятия.

Контроль за реализацией  планов предполагает разработку методов  ведения контроля, определение места  его проведения, и объем. На основании  плановых документов разрабатываются  контрольные документы, в которых  фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных  величин в соответствии с контрольными документами проводится сопоставление  фактических и плановых характеристик  и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления. По результатам анализа  вырабатываются предложения по уменьшению отклонений. При этом концепция контроллинга исходит из того, что наибольший эффект при контроле за отклонениями достигается непосредственно во время их возникновения.

При обеспечении руководства  аналитической информацией в  задачи контроллинга входит разработка архитектуры информационной системы, стандартизация информационных каналов  и носителей, и выбор методов  обработки информации. Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку  и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений  информации. Анализ возникающих отклонений позволяет своевременно выявлять их причины и соответствующим образом  реагировать, принимая адекватные управленческие решения. [5]

 

 

1. 2. Стратегический контроллинг

Стратегический контроллинг  – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными  стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен  на реализацию долгосрочных стратегий  и программ.

Цель стратегического  контроллинга – формирование системы  управления и планирования, которая  позволила бы движение фирмы к  намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг  призван обеспечить эффективное  существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.

Концепция контроллинга показана в Приложении 1.

Цель контроллинга – своевременное  установление причин отклонения в целях  внесения поправок в стратегию фирмы  до возникновения оперативных недостатков.

В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического  контроллинга. Так А. Гэльвайтер в  своей книге “Стратегическое  руководство предприятием” выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг [4]:

1. Проверка стратегических  планов на их полноту и формальную  и материальную консистентность.

2. Текущий контроль “критических”  внутренних и внешних условий,  лежащих в основе стратегических  планов.

3. Контроль стратегически  важных решений, исходя из аспекта  сроков.

4. Контроль важных этапных  целей при реализации стратегически  важных предпосылок, исходя из  аспекта сроков.

5. Текущий контроль оперативных  действий в отношении возможных  стратегически вредных побочных  и результативных действий.

6. Проверка стратегической  ситуации предприятия на основе  самостоятельных и поступающих  анализов, предпринимаемая регулярно  или в соответственно индивидуальные  установленные промежутки времени.

Информация о работе Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»