Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:16, дипломная работа
Данный дипломный проект даст понимание того, что быть социально ответственными в современном мире необходимо, а главное, выгодно — растет капитализация, укрепляется устойчивость и привлекательность бизнеса. Поэтому разработке «Отчетов о корпоративной социальной ответственности» надо уделяться особое внимание. Почему социальной ответственности уделяется такое внимание? Можно называть несколько причин, среди которых: глобализация и связанное с ней обострение конкуренции; "война за талант" - конкуренция компаний за персонал; рост гражданского активизма; возрастающая роль нематериальных активов (в данном случае - репутации и брендов).
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4
1 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………… 8
1.1 Теоретические основы корпоративной социальной
ответственности…………………………………………………………
8
1.2 Зарубежный опыт развития КСО………………………………………. 15
1.3 Особенности формирования КСО в России…………………………… 20
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………
23
2.1 Особенности организации хозяйственной деятельности…………….. 23
2.1.1 Правовой статус, состав и структура предприятия……………... 26
2.1.2 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги……………….. 26
2.2 Анализ внешней среды организации…………………………………... 30
2.2.1 Анализ факторов общего окружения……………………………. 30
2.3 Проблемы и перспективы развития предприятия…………………….. 32
2.4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Элеконд» и разработка предложений по улучшению его работы…..
33
2.4.1 Анализ финансово-экономических показателей……………….. 33
2.4.2 Анализ финансового состояния предприятия…………………... 36
2.4.3 Анализ затрат на производство, прибыльности, рентабельности……………………………………………………
40
2.4.4 Обоснование предложений по улучшению работы предприятия………………………………………………………..
44
3 ВНЕДРЕНИЕ КСО НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ЭЛЕКОНД» ………………………………………………………..…
49
3.1 Состояние корпоративной социальной ответственности на ОАО «Элеконд»………………………………………………………………… 49
3.2 Преимущества корпоративной социальной ответственности для предприятия……………………………………………………………..
59
3.3 Создание социального паспорта предприятия и определение уровня социализации труда………………………………………………………
62
3.3.1 Расчет социализации труда……………………………………….. 65
3.4 Практическое применение корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………. 95
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 97
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра менеджмента
Выпускная квалификационная работа
«____» 200 г.
Выпускная квалификационная работа
(дипломный проект)
На тему: «Внедрение корпоративной социальной ответственности на примере предприятия ОАО «Элеконд»
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Студент
группы 04-М41 А.Я. Хузина
«____»______________200 г.
Научный руководитель, к.э.н.
«____»______________200 г.
Нормоконтроль
Документовед Н.С. Ваганова
«____»______________200 г.
Ижевск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................... |
4 | ||||
1 |
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………… |
8 | |||
1.1 |
Теоретические основы корпоративной социальной ответственности……………………………………… |
8 | |||
1.2 |
Зарубежный опыт развития КСО………………………………………. |
15 | |||
1.3 |
Особенности формирования КСО в России…………………………… |
20 | |||
2 |
ОРГАНИЗАЦИОННО – |
23 | |||
2.1 |
Особенности организации
хозяйственной деятельности………… |
23 | |||
2.1.1 |
Правовой статус, состав
и структура предприятия…………….. |
26 | |||
2.1.2 |
Выпускаемая продукция и оказываемые услуги……………….. |
26 | |||
2.2 |
Анализ внешней среды организации…………………………………... |
30 |
|||
2.2.1 |
Анализ факторов общего окружения……………………………. |
30 | |||
2.3 |
Проблемы и перспективы развития предприятия…………………….. |
32 |
|||
2.4 |
Анализ финансово- |
33 |
|||
2.4.1 |
Анализ финансово- |
33 | |||
2.4.2 |
Анализ финансового состояния предприятия…………………... |
36 | |||
2.4.3 |
Анализ затрат на производство,
прибыльности, рентабельности………………………………………… |
40 | |||
2.4.4 |
Обоснование предложений
по улучшению работы предприятия………………………………………………… |
44 | |||
3 |
ВНЕДРЕНИЕ КСО НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЭЛЕКОНД» ………………………………………………………..… |
49 | |||
3.1 |
Состояние корпоративной
социальной ответственности на
ОАО «Элеконд»…………………………………………… |
49 | |||
3.2 |
Преимущества корпоративной
социальной ответственности для
предприятия………………………………………………… |
59 | |||
3.3 |
Создание социального паспорта предприятия и определение уровня социализации труда……………………………………………………… |
62 | |||
3.3.1 |
Расчет социализации труда……………………………………….. |
65 | |||
3.4 |
Практическое применение
корпоративной социальной ответственности……………………………………… |
86 | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
91 | ||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………. |
95 | ||||
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
97 |
ВВЕДЕНИЕ
«Преуспевающая компания почти всегда создает влиятельную культуру, которая укрепляет элементы, делающие ее великой»
Л. Герстнер
В экономике, политике, социальных отношениях действует ряд факторов: экологическое неблагополучие, истощение природных ресурсов, терроризм, растущий разрыв между экономикой богатых и бедных регионов, которые отрицательно влияют на качество жизни населения и чреваты различными конфликтами.
В этих условиях возрастает роль и ответственность бизнеса в целом и каждого предприятия в отдельности. Особенно велика ответственность крупных предприятий, так как они обладают ресурсами, использование которых дает возможность уменьшить влияние указанных выше факторов.
Выбор этой темы неслучаен. В наше время компания может быть привлекательна с точки зрения текущей прибыльности, но крайне неустойчива с точки зрения экологической и социальной. Отчеты по корпоративной социальной ответственности должны показывать и доказывать инвестору, что компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, а риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций для нее минимальны. Таким образом, управление корпоративной социальной ответственностью в форме реализации корпоративной стратегии устойчивого развития фактически является системой управления и минимизации нефинансовых рисков.
Данный дипломный проект даст понимание того, что быть социально ответственными в современном мире необходимо, а главное, выгодно — растет капитализация, укрепляется устойчивость и привлекательность бизнеса. Поэтому разработке «Отчетов о корпоративной социальной ответственности» надо уделяться особое внимание.
Почему социальной ответственности уделяется такое внимание? Можно называть несколько причин, среди которых:
В российских условиях в сферу деятельности предприятия любого размера попадает уникальный комплекс субъектов, особенности взаимосвязей с которыми требуют тщательного изучения. В случае игнорирования заинтересованных субъектов или сознательного противодействия им предприятие может столкнуться с серьезными препятствиями на пути к своим целям вместо того, чтобы согласовать интересы соответствующих сторон и пользоваться их поддержкой.
Необходимо подробно проанализировать
существующие механизмы взаимодействия
предприятия с
Целью исследования является разработка механизма формирования системы корпоративной социальной ответственности на предприятии и создание его социального паспорта.
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте решались следующие задачи:
Объектом исследования являются отношения одного из трех градообразующих предприятий г. Сарапула ОАО «Элеконд» с теми элементами, которые влияют на его дальнейшее развитие. Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы партнерских отношений предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. Это, тем более, актуально для ОАО «Элеконд», поскольку оно сосредоточено не только на экономическом, но и на экологическом и социальном развитии своей компании. Экологическая и социальная деятельность становиться частью общей стратегии. Если у предприятия хорошая репутация, внедрение корпоративной социальной ответственности поможет сохранить клиентскую базу, поскольку потребителям сегодня есть, из чего выбирать. Так, например, некоторые потребители продукции ОАО «Элеконд» заявили, что готовы сотрудничать при условии, что система управления качеством будет соответствует стандарту ISO 9000. Этот пример ярко демонстрирует наличие прямой связи между хорошей репутацией и возможностью наладить взаимовыгодное сотрудничество, что особенно важно для выхода российских предприятий на международный рынок.
Дипломный проект состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, использованных автором и приложений.
В первой главе раскрыты основные понятия корпоративной социальной ответственности, определены ее участники и требования, необходимые для ее выполнения. Так же рассмотрен зарубежный опыт развития и особенности формирования в России.
Во второй главе показана основная информация о предприятии, проанализированы и раскрыты организационно – экономические показатели, проанализирована внешняя среда и даны предложения по улучшению работы ОАО «Элеконд».
Третья глава описывает
состояние корпоративной
Таким образом, написание данного дипломного проекта направлено на обоснование актуальности выбранной темы и необходимости внедрения корпоративной социальной ответственности.
1 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Корпоративная социальная ответственность – это вклад компании в экономическую, экологическую и социальную деятельность, обеспечивающий и поддерживающий устойчивое развитие, как самой компании, так и регионов ее присутствия и общества в целом. [1, с.486]
В нашей жизни действует
ряд факторов: экологическое неблагополучие,
истощение природных ресурсов, разрыв
между экономикой богатых и бедных
регионов, которые отрицательно сказываются
на качестве жизни населения и
чреваты конфликтами. В таких
условиях возрастает роль и ответственность
предприятий, фирм и компаний. Чем
успешнее сформирована система партнерских
отношений предпринимательства,
Рис.1 – Требования к деятельности организации в области КСО
В Европе корпоративная социальная ответственность официально оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 года, а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую «Зеленую книгу о КСО» в июле 2001 г. Ранее, в 1995 году, по примеру американцев и канадцев была образована сеть евробизнеса по корпоративной социальной ответственности (European Business Network — CSR Europe), которая занялась распространением и популяризацией принципов КСО на business-to-business основе.
В объединенной Европе понятие корпоративная социальная ответственность определяется как концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес - операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой.
Екатерина Шапочка, директор отдела маркетинга и корпоративных коммуникаций в PricewaterhouseCoopers, считает, что «…корпоративная социальная ответственность — это этичное поведение бизнеса по отношению к человеческому сообществу»[2].
С моей стороны данное утверждение находит полное согласие, потому что только развитое и стабильное общество может помочь бизнесу развиваться и крепко стоять на ногах. Таким образом, в начале 21 века лидеры российского бизнеса осознали, что их коммерческая деятельность напрямую влияет на общество, в котором они живут, а будущие успехи в бизнесе тесно связаны с ключевыми общественными ценностями.
Должно быть понятно, что в долгосрочной перспективе игнорирование интересов общества неизбежно приводит к снижению эффективности деятельности предприятий. В последние годы все чаще государственная власть в лице президента РФ, а за ней и представители крупной отечественной промышленности декларируют необходимость осознания ответственности бизнеса перед обществом.
Внедрение политики корпоративной социальной ответственности признано фактором, увеличивающим прибыльность компаний, в связи с чем бизнес начал реагировать на призывы инвесторов, правительств и общества прояснить степень воздействия своего основного производства на окружающий мир.
В Стандарте ВОК-КСО-2007 термин социальной ответственности понимается как «…обязательства организации, учитывающие принятую ей ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом» [3, стр.6].
Преимущества, которые дает
предприятию реализация стратегий
корпоративной ответственности, включают
в себя возросшее удовлетворение
персонала, сокращение текучести кадров
и увеличение ценности брэнда. Предприятия,
не желающие внедрять корпоративную
социальную ответственность, упускают
возможности в бизнесе, теряют конкурентные
преимущества и отстают в управлении.
Не внедряя стратегии КСО, они
не могут отслеживать и
Корпоративная социальная ответственность
– это концепция, в соответствии
с которой организации