Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 

Таким образом, при помощи математического аппарата экстраполирующих методов удалось построить прогноз основных показателей развития малого бизнеса на 2013, 2014. Прогноз отражает динамику к повышению всех показателей, помимо средней численности работников.

Несмотря на позитивные изменения основных показателей малого бизнеса, сохраняются проблемы по увеличению его вклада в экономику республики. Одной из причин недостаточной эффективности осуществления деятельности, по мнению предпринимателей, является наличие административных барьеров, в сфере арендных и земельных отношений, которые приводят к существенным затратам финансов и времени.

Основные трудности и препятствия в развитии малого предпринимательства в регионе:

– недостаточность мер по развитию инновационной деятельности;

– низкое качество производимой продукции;

– нехватка инвестиций;

– сложность получения площадей для ведения хозяйственной деятельности в связи с высокой арендной платой;

–недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;

– сложность доступа к ресурсам коммерческих банков, недостаточное развитие системы микрофинансирования, неразвитая система гарантий (поручительств), слаборазвитые механизмы самофинансирования;

– низкая эффективность деятельности отраслевых ассоциаций и объединений предпринимателей;

– нехватка стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;

– недостаточный профессиональный уровень предпринимателей, нехватка квалифицированных специалистов;

– низкий уровень информационного обеспечения предпринимательства;

– частые изменения нормативной правовой базы в сфере бизнеса;

– наличие административных барьеров.

По оценке экспертов до 90 % субъектов малого бизнеса нуждаются в привлечении кредитов для начала своей деятельности. Отсутствие залогового обеспечения, высокие процентные ставки по кредитам, соответственно недоступность банковских кредитных ресурсов, являются тормозом для развития малого бизнеса. Коммерческие банки до сих пор еще неохотно работают с субъектами малого бизнеса, особенно с начинающими.

Не менее важной проблемой являются слишком высокие производственные расходы малых предприятий, которые порой достигает 20% от себестоимости продукции. Это арендная плата, затраты на получение финансовых ресурсов для открытия бизнеса, приобретение производственных помещений, юридические, бухгалтерские, консультационные услуги.

Большой проблемой в развитии малого предпринимательства остаются проблемы информационной доступности и грамотности в ведении бизнеса. Часто субъекты малого предпринимательства не знают, какие бумаги им необходимо собрать, на какие формы поддержки они могут рассчитывать.

Важнейшей проблемой для малого предпринимательства остаётся реклама. Для малых предпринимателей представляется очень сложным и дорогим рекламировать свою продукцию, а без рекламы они недополучают клиентов, а, соответственно и прибыли.

Также на малых предприятиях республики существует проблема недостаточного уровня безопасности производства работ и охраны труда. Эта проблема выявляется органами, контролирующими безопасность труда. Такое положение существует по причине того, что малый предприниматель не уделяет этой проблеме должного внимания, пытаясь во многом сэкономить.

Проблемы формирования взаимоотношений усугубляются в связи с нехваткой квалифицированных кадров руководителей–менеджеров. Многим предпринимателям не достает управленческой культуры, психологической устойчивости для конструктивного диалога с местными властями.

В республике в настоящее время нет нового притока людей в сфере производства и инноваций. Большинство статистических данных по показателям развития предпринимательства динамично возрастают (оборот, доля занятых, инвестиции). Нет научного обоснования развития среднего и малого бизнеса региона. Последние данные говорят, что в тех регионах– где практическое развитие предпринимательства подкрепляется научной базой, где обсуждается и разрабатывается ученными модели будущего развития предпринимательства, там малый бизнес высоко развит и эффективен для региона.

Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов проведенных НИИ Регионалогии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» (таблица 10).

Таблица 10 – Основные проблемы малого предпринимательства в регионе

 

Порядок значимости

по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Недостаток информации, культуры, опыта

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


 

Можно выделить основные проблемы малого бизнеса:

– медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

– низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

– недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации хозяйственного практического взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Главной причиной является легкость создания предприятия. Свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Сами же руководители малых предприятий участвующие в социологическом опросе выделяют следующие причины:

– некомпетентность (44%);

– отсутствие управленческого опыта (17%);

– несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве (16%);

– отсутствие опыта работы в отрасли (15%);

– небрежность в ведении дел (1%);

– мошенничество или бедствие (1%);

– иные причины (6%).

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей малых предприятий имеют соответствующее образование.

Итак, в настоящее время перед предпринимательством в Мордовии стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий. Своевременное решение обозначенных проблем, а также своевременное реагирование на обращения предпринимателей будут способствовать развитию малого бизнеса в республики.

 

2.2. Исследование механизмов государственного регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия

 

Основой инфраструктуры малого предпринимательства в Республике Мордовия являются государственные и государственно – общественные и общественные институты, обеспечивающие следующие функции:

– управление и контроль;

– финансирование малого предпринимательства;

– обратную связь государственных органов с малым предпринимательством, защиту его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства.

Базовыми элементами такой инфраструктуры являются:

а) орган управления и контроля – Министерство торговли и предпринимательства РМ;

б) финансовый орган – Фонд поддержки малого предпринимательства;

в) общественный орган – Совет предпринимателей.

Согласованные действия такой инфраструктуры поддержки и защиты – малого предпринимательства обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития малого предпринимательства, интересам государства (через орган управления), интересам малого предпринимательства (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства (через финансовый орган).

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства – это разветвленная система институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении. Институты, осуществляющие эти доступные для малого предпринимательства услуги, образуют основные элементы инфраструктуры малого предпринимательства

Для содействия консолидации предпринимателей в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности, обеспечивающих эффективное развитие экономики в Республике Мордовия созданы общественные организации:

– Совет предпринимателей при Главе Республики Мордовия;

– Совет предпринимателей при Администрации г.о. Саранск;

– Советы предпринимателей районов г.о. Саранск;

– Совет предпринимателей муниципальных районов;

– профессиональные союзы предпринимательства.

Органы государственной власти Республики Мордовия в соответствии со своими полномочиями определяют общие принципы, приоритетные направления и методы государственной поддержки малого предпринимательства, разрабатывают и реализуют социально – экономические целевые программы Республики Мордовия о развитии малого предпринимательства, устанавливают льготы для субъектов малого предпринимательства по республиканским налогам и иным платежам в республиканский бюджет.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия в пределах своих полномочий по вопросам местного значения осуществляют меры по развитию малого предпринимательства за счет собственных доходов местных бюджетов.

В целях оказания государственной имущественной поддержки начинающему малому бизнесу в республике открыто ГУ «Бизнес–инкубатор Республики Мордовия». Оно организует конкурсы на право аренды нежилых помещений Бизнес – инкубатора на льготных условиях.

По результатам пяти проведенных конкурсных отборов в 2011 году из 37 подавших заявки претендентов Конкурсная комиссия признала победителями 15 субъектов малого предпринимательства. Победители состоявшихся конкурсов размещены в 20 офисах республиканского Бизнес – инкубатора общей площадью 511,4 кв. метров.

Бизнес – инкубатор представляет собой небольшую организацию с ограниченным персоналом, которая обеспечивает физическое пространство для работы, различные помещения и сооружения на основе совместного использования, а также доступ к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса в качестве единого интегрированного и приемлемого по стоимости комплекса.

В настоящее время в мире действует около тысячи инкубаторов, большинство из которых расположено в США и Европе, примерно 150 их находится в развивающихся и бывших социалистических странах.

Важнейшей целью ГУ Бизнес – инкубатор Республики Мордовия является воспитание предпринимательской культуры и более активное участие местных предпринимателей в экономике региона, обществе в целом, вовлечение в предпринимательский процесс молодежи, женщин и других групп населения. Он оказывают помощь путем возможности доступа к информационным сетям, находящимся в распоряжении бизнес – инкубатора.

В целях оказания поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства Правительством Республики Мордовия утверждены Гранты начинающим малым предприятиям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия из федерального бюджета на эти цели. Получателями поддержки могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы, с даты, регистрации которых на день обращения за поддержкой прошло не более одного календарного года. Приоритетные направления: производство, строительство, транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, социальная сфера, общественное питание. Гранты предоставляются единовременно на безвозвратной и безвозмездной основе.

В Республике Мордовия в целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и субъектов малого предпринимательства образован Совет предпринимателей при Главе Республики Мордовия. Он является совещательно–консультативным органом, призванным способствовать повышению эффективности взаимодействия государственных и предпринимательских структур в реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, укреплении и развитии предпринимательского сектора экономики Республики Мордовия.

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия