Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по диверсификации деятельности исследуемого предприятия в новой отрасли. Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач: анализ теоретического материала в свете современных научных взглядов по выбранному тематическому направлению; оценка основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия – объекта исследования; определение степени необходимости реализации диверсификационных стратегий для предприятия – объекта исследования; выявление возможных направлений стратегий диверсификации производства исследуемого предприятия; разработка рекомендаций по реализации конкретной стратегии диверсификации в новой отрасли.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации и развития менеджмента на предприятии………………………………………………………………………….4
1.1 Основные понятия диверсификации производства и развития менеджмента………………………………………………………………………………………4
1.2 Характеристика методов и моделей диверсификации и развития менеджмента. Развитие взглядов на менеджмент………………………………………….7
1.3 Анализ тенденций, проблем и особенности использования диверсификации как фактор повышения конкурентоспособности……………………………10
Глава 2. Анализ деятельности предприятия и возможности использования диверсификации для укрепления конкурентного статуса………………………..20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………..20
2.2 Определение текущего положения предприятия на рынке и предпосылки использования диверсификации в производстве …………………………….….25
2.3 Проблемы, тенденции и особенности деятельности предприятия. Пути решения проблем……………………………………………………………….……..28
Глава 3. Рекомендации по разработке и реализации диверсификации в деятельности ОАО «Завод бурового оборудования»…………………………….……….31
3.1 Комплекс мероприятий первого этапа внедрения деревообрабатывающего производства, осуществленных на ОАО «Завод бурового оборудования»…….31
3.2 Расчёт эффективности технологических мероприятий внедрения сушильного производства……………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников
Рисунок 2 – Мотивы и цели диверсификации [1]
Не отрицая важности перечисленных факторов, характеризующих привлекательность диверсификации производства, укажем те, которыми руководствуется предприятие при выборе того или иного вида деятельности: экономическая эффективность, уровень предпринимательского риска, продолжительность оборота капитала, уровень ликвидности. С точки зрения эволюции предприятия совокупность и величина признаков отличия остаются неизменными в определенный период времени. По мере удовлетворения потребностей, насыщения спроса, изменения вкусов и предпочтений потребителей меняются приоритеты в обществе. Ситуация заставляет предприятия адекватно приспосабливаться к изменившейся ситуации и искать новые товары, технологии, перспективы существования. Циклы диверсификации, следующие за циклическими колебаниями экономической конъюнктуры, в долговременном периоде порождают два разнонаправленных процесса. [8]
Посредством постоянного перелива и распределения между различными сферами в зависимости от понижения и повышения нормы прибыли капитал обусловливает такое соотношение между спросом и предложением, что всегда существует стремление развивать отрасли с высокой рентабельностью и тормозить с низкой. В ходе этого достигается не просто равновесие между спросом на товары и предложением, а более существенное равновесие между производственным потенциалом каждой отрасли и потребностями в продукции этой отрасли. Отсюда можно сделать вывод, важный как для определения направлений реструктуризации экономики, так и для распределения ресурсов: уровень потребностей обратно пропорционален уровню производственного потенциала отрасли, удовлетворяющей эту потребность.
Следует отметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфер деятельности. Анализ публикаций позволил выделить два противоположных направления такого поиска. Первое направление характеризуется последовательным проведением линии на диверсификацию на базе основного вида деятельности, т.е. той отрасли специализации, которая первоначально была положена в основу создания предприятия. Иногда ее называют ключевой сферой либо основным профилем фирмы. Более того, предлагаются различные показатели и методы измерения связей.
Второму направлению свойственно, наоборот, другое утверждение - стратегия диверсификации необязательно связана с главным производством.
Итак, существо различных подходов состоит в том, что стратегические направления диверсификационной политики также зависят от финансового состояния и тенденции эволюции предприятия. Анализ эмпирических исследований, направленных на проверку этой гипотезы, дал положительные результаты.
1.3 Анализ тенденций,
проблем и особенности
Сравнительный анализ тенденций показателей при традиционном и диверсифицированном производстве приведен в таблице 3.
Связь между финансовым положением предприятия и диверсификацией производства является достаточно простой, поскольку первое определяет направления и эффективность второго. Так, направления диверсификации, характерные для начальных этапов развития, опирались на объективную основу - альтернативное использование отходов, производственных мощностей, торгово-коммерческой сети и были тесно связаны с финансовыми возможностями традиционного производства.
Рассматриваемые вопросы не претендуют на бесспорность. Ставится своей целью обратить внимание, во-первых, на их актуальность. Необходимо перейти от изучения зарубежного опыта и проверки академических гипотез к разработке и экспериментальной проверке русскоязычных программ диверсификации отечественных предприятий.
Субъекты рыночных отношений, на взгляд специалистов, пока не владеют методами управления набором видов деятельности, и диверсификационный портфель формируется методом проб и ошибок. Во-вторых, стратегия диверсификации является важным средством реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Поиск направлений структурной перестройки гораздо выгоднее осуществлять путем оценки инвестиций в отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективной диверсификации производства.[5]
Таблица 3 - Сравнительный анализ тенденций показателей при традиционном и диверсифицированном производстве [1]
Традиционное производство |
Новое производство (диверсификация) |
Падение нормы |
Высокая норма |
Снижение объема традиционного производства |
Увеличение объема производства новой продукции |
Отрицательный эффект масштаба производства |
Положительный эффект масштаба производства |
Уменьшение предложения |
Увеличение предложения |
Повышение цены |
Снижение цены товара |
Увеличение прибыли |
Снижение прибыли |
Ликвидация убытков |
Ликвидация прибыли |
Возможные корпоративные стратегии, соответствующие положению на рынке недиверсифицированной компании.
При сильной конкурентной позиции и высоких темпах роста рынка фирма имеет несколько вариантов для поведения, самым лучшим из которых является продолжение концентрации на собственном виде бизнеса. Высокие темпы роста отрасли (а также безусловная привлекательность на долгосрочную перспективу) заставляют фирму в данном случае прилагать все усилия для сохранения и увеличения своей доли на рынке и дальнейшего развития основных конкурентных преимуществ, а также капитализировать прибыль для сохранения сильной позиции в отрасли. В определенный момент компания может ощутить необходимость в вертикальной интеграции с целью укрепить свои конкурентные позиции. Позже, когда рост на данном рынке начнет замедляться, будет разумным задуматься о диверсификации как о средстве снижения риска и переноса накопленных компанией знаний и опыта в смежные отрасли.
Фирма в ситуации, характеризующейся высокими темпами роста и слабой конкурентной позицией, должна, во-первых, решить следующие вопросы: 1) почему ее подход к рынку дал негативный результат; 2) что нужно сделать, чтобы усилить свои конкурентные позиции. Во-вторых, фирма должна рассчитывать свои возможности по обновлению конкурентной стратегии, учитывая высокие темпы роста рынка. На быстрорастущем рынке даже самые слабые фирмы должны быть в состоянии улучшить свое положение. Если компания молода и борется за существование, то в таких условиях у нее гораздо больше шансов выжить, так как здесь существует множество еще не освоенных сфер для предпринимательства (в отличие от отраслей, в которых намечаются стагнация или спад производства). Однако, если слабая фирма все же будет испытывать недостаток в ресурсах и знаниях и не сможет развиваться самостоятельно, то у нее останутся только два пути: объединиться либо с другой компанией данной отрасли, либо с компанией другой отрасли, чтобы за счет ее ресурсов и денежной наличности поддержать свое производство. Вертикальная интеграция является хорошим вариантом для слабой фирмы, но только при наличии у нее достаточного количества материальных ресурсов. Третий путь — диверсификация в смежные или в новые для фирмы отрасли. В том случае, если ни один из перечисленных вариантов не даст ожидаемою эффекта, то активной стратегической позицией для диверсифицированной компании будет свертывание одного из видов ее деятельности, а для специализированной — самоликвидация.
Компании со слабой конкурентной позицией на относительно медленно растущем рынке должны обратить внимание на следующие возможности: 1) перестройку рыночной стратегии с целые поправить свое положение и занять более выгодную позицию; 2) слияние с другой фирмой или поглощение фирмой-конкурентом для создания более сильной базы для конкуренции; 3) диверсификацию в смежные или другие отрасли при наличии определенных финансовых ресурсов; 4) интеграцию "вперед и назад"', если эти действия будут увеличивать прибыль и, усиливать долгосрочную конкурентную стратегию; 5) "снятие урожая" и последующий уход; 6) ликвидацию своего присутствия в бизнесе путем продажи другой фирме. [10]
Сильные компании в условиях медленно растущей отрасли должны рассмотреть возможности использования избытка наличности для начала диверсификации. Диверсификация в сферы, где фирма может эффективно использовать свои главные достоинства, является наилучшей стратегией. Однако диверсификация в совершенно новые для фирмы отрасли должна рассматриваться только в тем случае, если ни одна из родственных отраслей уже не обеспечивает перспектив для роста. Совместные предприятия е другими компаниями с целью функционирования в новых отраслях являются еще одной логической возможностью.
Когда решение о проведении диверсификации принято, можно выбрать различные пути его реализации. Существует достаточно большой простор для выработки стратегических подходов к этому вопросу. Наличие или отсутствие вертикальной интеграции на схеме зависит от того, насколько она укрепляет или ослабляет конкурентные позиции компании на рынке.
Мы можем лучше понять стратегический выбор корпоративных менеджеров, занимавшихся диверсификацией и управлением деятельностью диверсифицированной компании, рассматривая шесть стратегий диверсификации.
1. Стратегии вхождения в новую отрасль — поглощение "с нуля", совместное предприятие.
2. Стратегии диверсификации в родственные отрасли.
3. Стратегии диверсификации в неродственные отрасли.
4. Стратегии свертывания и ликвидации.
5. Стратегии реструктурирования, восстановления и экономии
6. Стратегии многонациональной диверсификации.[5]
Первые три включают в себя способы диверсификации, последние три стратегии для усилия позиций уже диверсифицированной компании.
Вхождение в отрасль может протекать в одной из трех форм: поглощение, создание новой компании ИЛИ совместного предприятия. Поглощение уже существующей фирмы является наиболее популярным способом и имеет преимущество в быстроте проникновения на целевой рынок. В то же время этот способ диверсификации помогает преодолеть такие барьеры вхождения, как необходимость ликвидировать технологическое отставание, установить связи с поставщиками, обеспечить такой объем производства, чтобы быть в состоянии конкурировать с другими фирмами по себестоимости продукции, осуществлять крупные вложения в рекламу и каналы сбыта с целью обеспечения признания торговой марки и гарантированного сбыта. Во многих отраслях чтобы развить необходимую информационную базу, обеспечить себя ресурсами и завоевать репутацию серьезного конкурента, фирме могут потребоваться годы. Таким образом, вопрос о покупке готовой компании на целевом рынке далеко не праздный. Однако поиск нужной компании для приобретения иногда может вызвать затруднения. Фирма, нацеленная на приобретение, оказывается перед дилеммой: купить либо благополучную компанию по высокой цене, либо аутсайдера по более низкой.
С одной стороны, если покупающая фирма испытывает недостаток в знаниях, необходимых для успешной работы в данной отрасли, но обладает большим капиталом, то для нее лучше будет купить сильную перспективную компанию, пока цена остается в разумных пределах. С другой стороны, если покупатель считает возможным трансформировать слабую фирму в сильную и соответственно располагает необходимыми деньгами, ноу-хау и терпением, слабая компания может стать лучшим вариантом для долгосрочного инвестирования.
Еще один критерий, в основу которого положена величина затрат на организацию нового производства, предполагает наличие прибыли, адекватной потраченным на покупку средствам, а также новым капиталовложениям, необходимым для поддержания и расширения производства. Высокая цена приобретения может сделать получение соответственно высокой прибыли достаточно сложной задачей. Для примера предположим, что компания покупается за 3 млн. долл., а прибыль после уплаты налогов составляет 200 тыс. долл. на 1 млн. долл. инвестиций в активы (20 процентов годовых). Легко подсчитать, что прибыль от купленной фирмы должна быть ровно в три раза больше, чтобы инвестор мог заработать те же 20% с потраченных на покупку 3 млн., которые получали предыдущие владельцы с 1 млн. инвестиций в активы фирмы. Увеличение доходов с 200 млн. до 600 млн. долл. в год может занять несколько лет. Кроме того, потребуются новые инвестиции, которые тоже должны приносить не менее 20%. Поэтому владельцы растущих и сильных компаний обычно запрашивают высокую цену, отражающую перспективы фирмы с точки зрения рентабельности. Очень сложно найти сильную компанию в привлекательной отрасли по цене, которая позволяет рассчитывать на соответственно высокие прибыли.[8]
Диверсификация "с нуля" предполагает создание новой компании в выбранной отрасли под общим управлением материнской компании. Вновь созданная фирма должна не только преодолеть входные барьеры, но и осуществлять инвестиции в новые производственные мощности, проводить работу по развитию источников сырья, найму и обучению персонала, созданию каналов сбыта, формированию потребительской базы и так далее. Создание новой компании является наиболее привлекательным вариантом в следующих случаях: 1) когда для этого имеется достаточно времени; 2) фирмы-конкуренты не реагируют должны образом на попытки новичка завоевать рынок; 3) выход на рынок таким путем обходится дешевле, чем покупка другой компании; 4) фирма уже располагает необходимым для эффективного функционирования опытом; 5) создание новых производственных мощностей не будет негативно воздействовать на соотношение спроса и предложения в отрасли; 6) целевая отрасль наполнена относительно небольшими фирмами, так что молодой компании не придется напрямую соперничать с более крупными и могущественными конкурентами.[1]
Информация о работе Диверсификация производства и развитие менеджмента