Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования выступает анализ зарубежных систем управленческих отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:
1. Исследовать сущность понятия "управленческие отношения";
2. Проанализировать предпосылки модернизации управленческих отношений;
3. Изучить этапы развития американского управленческих отношений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....6
Глава 1. Предпосылки модернизации управленческих отношений
1.1. Понятие "управленческие отношения"………………………………….....7
1.2. Новые требования к управлению…………………………………………..8
Глава 2. Модернизация управленческих отношений за рубежом
2.1. Модернизация менеджмента на примере «Google Inc» …………………11
2.2. Модернизация менеджмента на примере «Ford» ………………………..18
2.3. Модернизация менеджмента на примере «Apple Inc» …………………. 22
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список литературы…………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту (Машков).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

     Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных  линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.

     Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точно вовремя».

     Особого внимания заслуживает специфическое  отношение Г.Форда к социально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями о структуре и методах управления Г.Форд считал, например, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве совершенно отвергалась, ибо «фабрика...не клуб».

     «Важная роль» человека, о которой он говорил, отнюдь не понималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития. Такие условия в тогдашней Америке были только в компании Форда.

     Солидная  зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательным параметрам производственной среды — чистота, гигиеничность, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций — монотонных и требующих творческого подхода.

     Достаточно  широко известен факт установки Г.Фордом заработной платы 5 долларов в день (что приблизительно в 2 раза превышало  среднюю зарплату в автомобилестроении США). Причем через некоторое время зарплата выросла до 6 долларов, однако вряд ли этот факт свидетельствует о стремлении предпринимателя к благотворительности как таковой. Более вероятной представляется версия, что при росте зарплаты и снижении цен на автомобили (которые относились к предметам роскоши) вырастет их потребление, а в вопросе прибыли, по утверждению самого Форда, он полагался на «размеры сбыта». Соответственно, это обеспечило бы наряду с ростом прибыли и реализацию идеи о доступности автомобиля.

     Таким образом, Г.Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты.

     Следует однако отметить, что объявленные 6 долларов платили далеко не всем работникам. Часть из этой суммы составляла премию, для получения которой рабочий должен был удовлетворять ряду требований. Так, женатый человек должен был жить со своей семьей и заботиться о ней, холостой — вести здоровый образ жизни, молодой — содержать родителей.

     Для социальной работы в компании был создан институт «социальных инженеров», имевших в своем распоряжении «сестер милосердия», которые ходили по домам рабочих, выясняли круг их интересов и настроений.

     Проводя такую стратегию, Форд стал еще и  «кризисным менеджером» громадного мегаполиса. С 1910 по 1920 год в связи с бурным развитием промышленности население Дейтройта удвоилось благодаря притоку не только разорившихся фермеров, но и эмигрантов-гастарбайтеров. В городе назревали социальные катаклизмы - криминализированные землячества не желали ассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и знать не желали не только местного культурного уклада, но и английского языка.

     Форд  боролся с этими опасными демографическими явлениями на своих заводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, проходя заодно социальную адаптацию. Создал так называемый «социальный отдел», сотрудники которого посещали жилища рабочих, выявляя проблемные семьи. Выпивохам, посетителям притонов, поколачивающих домочадцев и тяготеющим к прочей асоциальности делалось предупреждение. Через три месяца можно было нарваться на второе и последнее предупреждение.

     В результате Детройту удалось избежать превращения в криминальный Клондайк – столица мирового автопрома  развивалась цивилизованно, что тоже задало социальные стандарты на весь XX век.

     Благодаря таким асимметричным антикризисным  мерам, предпринятым задолго до кризиса, Форду и удалось удивить мир, наращивая выпуск автомобилей и удваивая рабочим зарплату.

     Форд  считал, что индустрия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высококвалифицированных. Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. На предприятиях Форда было создано одно из первых ремесленных училищ в Америке.

     Цель  своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: «Если не иметь перед глазами  цели, очень легко перегрузить  себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное...

     Задача  предприятия производить для  потребления, а не для наживы или  спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек». Это была своего рода социальная ответственность перед обществом.

     Когда Форд установил 8-часовой рабочий  день и ввел в своих заводах  самую высокую оплату труда, это вызвало возмущение многих предпринимателей. Однако он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

     Форд  открыл необычные школы со стипендиями, предназначенными усердным и талантливым  ученикам, создал социологическую лабораторию  для изучения условий труда, быта и досуга работников, а главное  — постоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным снижением продажной цены.

     Форд  был убежден, что организация  промышленности есть наука, и все  прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.

     Обобщая тейлоровскую систему управления Генри  Форд, добавил к ней свои правила  и изложил их в трех положениях:

     1. При выполнении работ избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции.

     2. Оплачивайте хорошо каждого рабочего  — платите ему не менее шести  долларов в день и следите  за тем, чтобы он работал  всего 48 часов в неделю, но не  более.

     3. Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.

     Достижения  Генри Форда безусловно способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, росту городских предместий, способствовали прекращению физической изоляции фермеров, развитию сельского хозяйства и промышленности. Подобно Ф.Тейлору и Т.Веблену, Форд надеялся, что индустриализация поможет поставить на лидирующие позиции класс производителей вместо коррумпированных аристократов и финансовых тузов из восточных штатов США.

     Историческое  значение деятельности Форда становится особенно ясным при сравнении  его взглядов с идеями Тейлора. Как  отмечал создатель НОТ в России А.Гастев: «Тейлор разработал определенную организационную механику. С необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью».

     Форд  предопределил стратегию развития современного промышленного производства всего прошлого столетия. Суть этой стратегии заключается в производстве относительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой. Согласно А.Чандлеру, самой сильным качеством Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности». Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и создания большого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производства и маркетинга.

     Он действительно разработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную систему производства.

     Сила  его подхода к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторском внедрении возможного. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Модернизация менеджмента  на примере «Apple Inc»

     В прошлом году Apple стала самой дорогой  компанией Мира на основе рыночной капитализации, превосходя любую другую компанию как в индустрии технологий, так и в любой другой индустрии. Как компания, ориентированная на потребителя, она имеет длительную динамику роста, что удивительно, поскольку рост происходит через кризисы, когда потребители неохотно тратят свои небольшие накопления. Учитывая, что Apple была на грани банкротства в 1997 году, это тем более удивительно и примечательно.

     Невероятная стоимость компании – не результат более чем 30-ти летней звездной деятельности. Apple часто имела промахи. Ее успех не результат специального оборудования, ресурсов производства или удачного месторасположения. Но результат потрясающего лидерства, таланта и необычных подходов в управлении талантами

     Почти все в бизнесе признают, что  потрясающие успехи Apple связаны со Стивом Джобсом.

     Многие  компании развивают возможности  доминирования в своих отраслях. Procter & Gamble, Intel и Toyota прекрасные примеры. Apple в другой лиге, тем не менее, поскольку компания продемонстрировала способность переходить и доминировать в совершенно новых отраслях каждые несколько лет. Apple начинала как компьютерная фирма (и ее имя было Apple Computer), но в последнюю декаду Apple вошла в музыкальную индустрию с iPod и iTunes. Затем Apple завоевала и стала доминировать в отрасли смартфонов с the iPhone and “App Store”. Совсем недавно Apple стала оспаривать рынок PC и входит в издательское дело. Эту способность успешно двигаться от отрасли к отрасли мы обозначим как резвость (agility). Даже такие успешные компании как Google, Facebook, Toyota или Procter & Gamble не могут соревноваться с Apple в резвости.

     Резвость Apple приходит по большей части от видения высшего руководства и корпоративной культуры компании, которая подкрепляет потребность быть готовыми к следующему большому шагу (“the next big thing”). И хотя Apple ищет резвых талантов, настоящий ключ к разгадке резвости Apple – в процессе адаптации. В корпоративной культуре Apple есть представление, что после успешного выполнения одного задания вы немедленно приступаете к выполнению другого, совершенно отличного от предыдущего. И вы знаете, что вам необходимо быстрое обучение и освоение новых инструментов. Это представление корпоративной культуры о радикальном изменении устраняет сопротивление и дает послание работникам, что у них нет возможности почивать на лаврах. Это значит, вы должны морально готовиться (и даже предвосхищать) следующие незаурядные вызовы, хотя бы даже в вашем карьерном продвижении ничего не предвещает никакой лучшей задачи для вас. Работники Apple действуют во многих несвязанных, разобщенных командных солянках (silos), конкурируя друг с другом и без понимания цели работы или практической пользы задачи.

     Быстро  меняющиеся нагрузки значат, что работник, которому скучна его работа, не удержится долго в компании, поскольку фокус работы на изменении, а основным мотивом привлечения кандидатов является страсть к вызовам и радикальным изменениям. Если показать большую картинку, то способность Apple входить и доминировать в совершенно новых, не связанных с предыдущими, отраслях возможна только благодаря необычному таланту компании, пути управления талантами и подходом построения имиджа, привлекающего новые навыки, необходимые для успешного вхождения в совершенно новые области.

Информация о работе Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений