Идеализм Платона. Место Платона в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики.
Как и всякая великая эпоха в истории философии, эпоха Платона обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону деятельности Сократа.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

             созерцание , совместима  с пессимизмом  .

                 Почему    метафизика     Шопенгауэра     приняла      форму

             монистического  волюнтаризма  ?  То  есть  почему   Шопенгауэр

             признал именно  волю  сокровенной  сущностью  вещей  и  почему

             всякая  множественность  индивидуальностей  (  множественность

             вещей  и  сознаний  )   представляется    ему   лишь   видимым

             отображением  единой   мировой   воли   ?  ответ   на   первый

             вопрос    можно   получить    из    сопоставления     личности

             Шопенгауэра  с его  метафизическим  принципом . Дисгармония  в

              волевой  деятельности  ,  мучительный   разлад  между   жаждой

             жизни  и  в то  же  время   полною   неудовлетворенностью   ее

             содержанием , - вот  что   было  источником  личной   трагедии

             Шопенгауэра . Что же  касается  второго   вопроса   о   монизме

             Шопенгауэра ,   то  эта   черта   его   системы   представляет

             логически    необходимое    следствие     его     радикального

             идеализма . Впрочем  Шопенгауэр   вводит  в   понятие   единой

             воли  множественность   потенций   или  Идей  ,  в   частности

             множественность “умопостигаемых характеров”   ,   равных  по

             числу  множественности  человеческих  сознаний .

                 Теория  познания  Шопенгауэра  . Шопенгауэр  анализирует   “

             закон  достаточного основания ” , где   появляется   неясность

             в  смешении логического   основания  и  фактической   причины  .

             Чтобы   устранить   эти   неясности   ,  надо   прежде   всего

             указать  на  ту  коренную  особенность   нашего   сознания   ,

             которою    определяются    главные    разновидности     закона

             достаточного   основания  .   Это    свойство    сознания    ,

             образующее “корень  закона  достаточного  основания ”  ,  есть

             неотделимость  субъекта  от  объекта  и  объекта  от  субъекта

             : “Все наши  представления   суть  объекты   субъекта  и   все

             объекты   субъекта  суть   наши    представления   .    Отсюда

             вытекает что  все  наши  представления  находятся между  собою

              в  закономерной  связи , которую   можно  определить a  priori

             в  том , что  касается  формы ; в  силу   этой   связи   ничто

             изолированное  и  независимое  , одиноко  , особняком   стоящее

             не  может стать нашим объектом” .  Из  корня разветвляются

             четыре вида  закона  достаточного  основания  .

                1) Закон достаточного  основания   “бывания”.

                2) Закон  достаточного основания   познания .

                3) Закон  достаточного  основания   бытия  .

                4)  Четвертый   вид   закона  достаточного  основания  есть

                   закон мотивации .

                 Метафизика Шопенгауэра . К только  что  изложенному  учению

             Шопенгауэра примыкает его метафизическое  воззрение на волю

              как   сущность  бытия  .  В  1813  году  ,  когда  Шопенгауэр

             заканчивал  свою  первую  работу , его  отношение  к  “  вещи в

               себе”  вообще   было   сдержанным  :   он    говорит   о   “

             подозрительном”  понятии “вещи   в  себе” и  указывает   на его

              противоречивый   характер  .  В  книге   “Мир  как   воля   и

             представление”  оказывается , что  этому  понятию соответствует

               некоторое   положительное   содержание  ,  Но  ,   признавши

             причинность субъективной  функцией   интеллекта  ,  невозможно

             без противоречия  самому  себе  признать  познаваемость вещи  в

             себе  , ибо в таком случае  пришлось  бы  допустить  причинное

              воздействие   ее на  познающий   субъект  ,  т.е.   перенести

             закон причинности   за   пределы   сознания  .  Шопенгауэр   ,

             однако , полагает , что он  избег  упрека в свой  адрес ,  ибо

             , по его мнению , мы постигаем  существование  и  природу   вещи

             в себе  алогистическим  ,  интуитивным  ,  непосредственным  ,

             мистическим  путем . Для   нашего  интеллекта  дан  лишь  мир-

             представление , но  непосредственное  чувство ,  сопровождающее

             “неясное разграничение  субъекта   и  объекта”   ,  внутренним

             путем  вводит нас  в сущность  всякого бытия , в  волю  .  Наше

             тело знакомит  нас и   с   физическими  ,  и   с  психическими

             переменами : в  движениях его   нам  нередко  дана  причинность

             в форме  и бывания , и   мотивации  .  Вот  тут-то  в  актах  ,

             совершаемых нами  одновременно  по механической  причинности  и

             по мотивам анм  непосредственно   становится  очевидным  ,  что

             общим  корнем   и   физического  ,  и  психического   является

             мировая  воля . Очевидность   эта  есть  самоочевидность  –  она

             не  нуждается   в логическом  обосновании ,  тем не   менее

             бесчисленное  множество  фактов   ,   вся    структура   мира-

             представления убедительно говорит   нашему чувству  ,  что  это

             так . Какими же чертами  характеризуется  мировая воля  ?

                1) Она алогистична : ей чужды   наши   законы   достаточного

                   основания  :  пространство  ,  время  ,  причинность   и

                   подчиненность  законам  мысли  .  Ее  независимость   от

                   законов мысли делает понятным , почему  противоречивость

                   этого понятия ( воли –вещи  в себе )не должна нас смущать

                   .

                2)  Она  бессознательна  :  раз   сознание   есть   условие

                   существования    мира-представления   ,   воля   ,   как

                   потусторонняя  сущность   мира  ,  должна  быть   чем-то

                   лежащим  вне условий сознания , чем-то бессознательным .

                3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство

                   и время )  неприложимы  к  сущности явлений  ,  последняя

                   должна быть единой .

                4) К  ней  ,  строго  говоря  ,  неприложимы  и  понятия   и

                   духовного , и материального – она представляет   нечто

                   возвышающееся   над  этими   противоположностями   ,   не

                   поддающийся  логически точному   определению  в  области

                   понятий : слепой стихийный  побуд , движение и в  то  же

                   время стремление к жизни  ,  к  бытию  в  индивидуальных

                   чувственных формах .

                 Титаническая  борьба сил в  неорганической природе  , вечное

             зарождение  новой жизни , жадное ,  непрерывное ,  безмерно-

             изобильное  в   природе  (  гибель   бесчисленного   множества

             зародышей  )  –  все  это   свидетельствует   о   непрестанном

             распадении   ил   воплощении    единой   воли    в   множестве

             индивидуальностей  .  Хотя  мировая   воля  едина  ,  но  мире-

             представлении ее воплощения  образуют рад ступеней объективации

             . Низшей ступенью  объективации  является  костная  материя  :

             тяжесть , толчок ,   движение   и т.д.  представляют   аналог

             влечениям – в основе их , как  внутреннее ядро  так  называемых

             материальных явлений , лежит  воля ,  единая  сущность  мира  .

             Органические формы  растительные и животные возникли из низших

             видов материи , но  их  происхождение   не  сводимо  к  физико-

             химическим  процессам  :  вся   природа   образует   устойчивую

             иерархию  сущностей   ;   этим   ступеням   воплощения    воли

             соответствует мир неподвижных  образцов  для  воплощения воли ,

             мир  Идей  в   платоновском  смысле  слова  .  Этот  мир   Идей

             является как бы третьею промежуточной   областью  между  единою

            мировою волею и миром-представлением  .   Шопенгауэр    был

             трансформистом  ,  т.е.   предполагал   происхождение   высших

             животных форм из низших , а  последних  из  костной  материи  .

             Сознание появилось в мире  только с появлением животных ,  Его

             нет у  минералов ,  у растений  есть  лишь  квази-сознание  ,

             лишенное    познания.    Как      объяснить      существование

             досознательного бытия   Шопенгауэр  дает  следующий ответ  :

             “Предшествовавшие  всякой   жизни   на   земле   геологические

             перевороты  не   существовали  ни  в  чьем  сознании  ,  ни  в

             собственном , которого у них  нет , ни в чужом , ибо его   тогда

             не было”. Так же он горит : Оно ( объективное существование )

              в  сущности гипотетично, т.е.  если бы   в то  первоисконное

             время существовало сознание , то  в нем изображались  бы  такие

             процессы. К  этому  приводит  казуальный   регресс  явлений  ,

             следовательно  в   вещи  в  себе   заключалась   необходимость

             изображаться  в  таких  процессах”.Значит   ,   вся   эволюция

             досознательного  мира  обладает  эмпирической  реальность.   В

             человеческих индивидуумах воля  находит себе  окончательное   и

             полное воплощение :не человечеству , как  роду  ,  но  каждому

             человеку соответствует особая  идея или потенция в мировой  воле

             ;  следовательно  в  человеке  воля   индивидуализируется   во

             множественности единичных “умопостигаемых   характеров”.  Самое

             первичное ,  исконное  ,  коренное  в  человеке  –  то  ,  чем

             характеризуется его сущность, это  –  воля  (  чувствования   и

             страсти    Шопенгауэр   включает   в   понятие   воли   ,    в

             противоположность  познавательным  процессам  ).  Интеллект  –

             другая   основная   психическая   способность   –   играет   по

             отношению к воле служебную роль .  Нами  постоянно   руководит

             воля – она всячески влияет  на интеллект , когда он  расходится

             с ее стремлениями .  Господство  воли  над  интеллектом  и   ее

             вечная неудовлетворенность  являются  источником  того  ,  что

             жизнь человека есть непрерывный  ряд страданий . Важнейшие   его

             доводы сводятся  к  указанию  на  непрочность  ,  мимолетность

             наслаждений и на их иллюзорный  характер  .Как  только  желание

             достигнуто нами , снова возникает  неудовлетворенность ,  и  мы

             вечно  переходим  от  страдания   к  скуке  и   обратно   через

             кратковременные промежутки неполного  удовлетворения . К  этому

             следует добавить всю ту массу  зла  ,  которую  вносит  в  мир

             несчастный случай , человеческие  эгоизм , глупость и  злоба  .

             Единственными оазисами в земном  существовании служат философия

             наука и искусство а так  же сострадание другим живым  существам

             . Шопенгауэр в значительной степени   смягчает  свой  пессимизм

             указанием на  моральное  значение  мира  .  По  Шопенгауэру  ,

             распадение    воли    на    множественность     индивидуальных

             существований –  утверждение   воли  к  жизни  есть  вина  ,  и

             искупление ее должно  заключаться   в  обратном  процессе  –   в

             отрицании воли  к  жизни  .  В  связи  с  этим  у  Шопенгауэра

             своеобразное воззрение на половую любовь  .  В  этом   явлении

             прослеживается   метафизическая   основа  жизни   Любовь  есть

             неудержимый  инстинкт   ,   могучее   стихийное   влечение   к

             продолжению рода . Влюбленный не  имеет себе равного по безумию

             в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная

             хитрость”  гения рода ,  в   руках  которого  любящий   является

             слепым орудием  , игрушкою .  Такой   взгляд  на  любовь  между

             полами делает женщину главной виновницей  зла в мире  ,  ибо

             через нее происходит  постоянное  новое  и  новое  утверждение

Информация о работе Идеализм Платона. Место Платона в истории философии