Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа
Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101
Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти ожидания. Организация не может существовать без потребителей. Существует много аспектов ее взаимоотношений с потребителями, но, возможно, самым важным из них является осознание их текущих и будущих требований и ожиданий. Поняв их, организация будет способна сконцентрировать свои усилия на выполнении текущих требований потребителей и планировать свою деятельность, ориентируясь на их ожидания и прибегая в некоторых случаях к помощи своих поставщиков. Взаимоотношения с потребителями являются ключевым фактором в достижении благополучия для обеих сторон. Эти взаимоотношения проверяются с целью определения степени удовлетворенности потребителя продукцией организации с учетом уровня сервиса при ее поставке. Результаты этих проверок могут дать полезную информацию, которую высшее руководство использует затем для выработки перспективной стратегии организации и планирования необходимых ресурсов.
Лидерство руководителя. Руководители создают единство целей организации и ее управления, демонстрируют приверженность качеству личным примером. Они должны создать и поддерживать внутреннею среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации. К сожалению, на практике чаще всего бывает, что вопросами качества и функционирования системы качества руководитель фирмы начинает заниматься тогда, когда в этом наступает необходимость, вызванная либо требованиями контракта, либо приказами вышестоящих организаций. Однако для того, чтобы достичь успеха в деятельности предприятия, руководитель должен постоянно заниматься вопросами функционирования и совершенствования системы качества, демонстрируя тем самым личную заинтересованность.
Вовлечение работников. Персонал на всех уровнях составляет основу организации, и его полное вовлечение позволяет использовать его способности на пользу организации. Именно люди должны рассматриваться как самое большое богатство и ценность предприятия, и поэтому очень важно обеспечить наилучшее использование их возможностей, что в результате принесет предприятию максимальную пользу.
Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей предприятия, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Используя материальные и моральные стимулы, необходимо побуждать персонал к инициативному поиску возможностей улучшения, с целью создания дополнительных ценностей для потребителей.
Процессный подход является одним из краеугольных камней менеджмента качества. Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации рассматривается как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции. Процесс рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих вход в выход.
При реализации процессного подхода особое внимание необходимо уделить обеспечению каждого процесса ресурсами для достижения поставленной цели. При таком подходе появляется возможность осуществлять контроль использования каждого вида ресурсов, проводить анализ и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции и оказание услуг2.
Системный подход к менеджменту. Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом «Процессный подход» и с представлением системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно повышает результативность и эффективность деятельности предприятия и является эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований потребителей. При системной подходе стало возможным полное использование обратной связи и потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Применение этого принципа – это осуществление на предприятии деятельности, направленной на:
Деятельность по улучшению
должна рассматриваться как
Принятие решений, основанное
на фактах. Принятие решения, базирующегося
на тщательно изученных и
Принцип принятия решений на основе фактов означает, что на предприятии должна создаваться полноценная и достоверная информационная база. Это не исключает и интуицию в принятии решений, а также использование прошлого опыта, но на предприятии должен быть разумный баланс аргументов, используемых для принятия решений, формируемых на основе анализа фактов, опыта и интуиции.
Взаимовыгодные отношения
с поставщиками. Основной целью данного
принципа является изменение стратегии
предприятия в отношении взаимо
Применение принципов менеджмента качества не только дает организации непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон.
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня
До настоящего времени среди специалистов не существует единства в определении понятия «качества продукции». Как правило, все эти определения неполны, многообразны, неточны. Однако в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества. В таблице 1.1 показано разнообразие формулировок понятий качества продукции.
Таблица 1.1.
Динамика определений понятий качества
Автор |
Формулировка определений качества |
Аристотель (III в. до н.э.) |
Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший – плохой» |
Гегель (ХIХ в. н.э.) |
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество |
Китайская версия |
Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» |
Шухарт (1931 год) |
Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь «хороша») |
К. Исикова (1950 год) |
Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей |
Дж. Джуран (1979 год) |
Пригодность для использования
(соответствие назначению). Субъективная
сторона – степень |
ГОСТ 15467-79 Международный стандарт ИСО 8402-86 |
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности |
Международный стандарт ИСО 8402-94 |
Качество – совокупность характеристик объекта. Относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности |
Одни определения качества базируются на мнении пользователя. Так, для покупателей более высокое качество означает личное предпочтение продукта. Для производственных же менеджеров качество есть производственная база, это соблюдение стандартов изготовления продукта. Третий подход основан на рассмотрении качества с точки зрения цены и возможности измерения переменных. Например, компания предпочитает такой уровень качества, который бы обеспечивал положительную максимальную разницу между потребительской ценностью и затратами (см. рисунок 1.2).
Рис. 1.2. Оптимальный уровень качества
При низком уровне качестве продукт не будет пользоваться успехом у покупателя. Низкокачественный продукт может даже обладать отрицательной ценностью для покупателя. При высоком уровне качества (который может быть очень затратным) цена продукта может оказаться неприемлемой для покупателя. По мнению одного из ведущих специалистов в области качества Д. Гарвина, «характеристики, которые означают качество, должны быть первыми идентифицированы в процессе изучения рынка (на основе подхода к качеству пользователя). Эти характеристики должны затем быть перенесены на поддающиеся идентификации свойства продукта (на основе подхода к качеству со стороны продукта). Производственный процесс должен быть организован с уверенностью, что продукты создаются точно в соответствии с этими спецификациями (на основе подхода к качеству со стороны производства). Процесс, который игнорирует любой из этих трех шагов, не приведет к созданию качественного продукта».
Показателем качества продукции является количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. По количеству характеризуемых свойств все показатели делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные
Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции, например: наработка изделия на отказ (часы), удельный расход топлива, мощность, максимальная скорость движения.
Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых. Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности изделия, который характеризует два свойства безотказность и ремонтопригодность. Вычисляется он последующей формуле (1):
(1)
где – коэффициент готовности изделия;
Т – наработка изделия на отказ (безотказность);
– среднее время
Деление показателей на единичные и комплексные является условным из-за условности деления свойств продукции на простые и сложные. Определяющие показатели качества – оценочные. По ним судят о качестве. Интегральные показатели отражают отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию. Расчет интегральных показателей по техническим устройствам со сроком службы более одного года можно произвести по формуле (2):
(2)
где И – интегральный показатель;
– суммарный полезный эффект
от эксплуатации технического
устройства за расчетный
– затраты на создание технического устройства (разработку, изготовление, монтаж) в году t;
– затраты на эксплуатацию
технического устройства (техническое
обслуживание, ремонт и другие
эксплутационные расходы) в
– коэффициент приведения
(дисконтирования)
Т – расчетный период (полезный или нормативный срок службы).
В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам (см. рисунок 1.3).
Показатели качества изделия | |||||||||||||||
Производственная группа |
Потребительская группа | ||||||||||||||
назначения |
технологичности |
патентно-правовые показатели |
надежности |
эргономические |
эстетические |
экологические |
безопасности |
прочие показатели | |||||||
трудоемкости изготовления |
трудоемкости подготовки изделия к функционированию |
материалоемкость |
стандартизации унификации |
прочие показатели |
долговечности |
безотказности |
сохраняемости |
ремонтопригодности | |||||||
Технического уровня | |||||||||||||||
Экономические |
капиталовложения в производство изделия |
Экономические |
капиталовложения, связанные с эксплуатацией изделия | ||||||||||||
себестоимость и оптовая цена изделия |
себестоимость единицы работы (продукции), выполняемой изделием | ||||||||||||||
рентабельность |
производительность труда |
Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»