Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Василий.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Первый ранг присваивается объекту  с наибольшим весом. Балльный метод  позволяет снизить влияние субъективных факторов при принятии экспертных оценок. Метод сопоставления осуществляется попарным сравнением. Эксперт сопоставляет анализируемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный. Парное сопоставление продолжается до выявления наилучшего объекта. Общее количество пар сравнения:

,     (14)

где Н – количество исследуемых объектов.

1.3. Современная  концепция управлением качеством

Высокое качество продукции может  быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством – целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели – создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах. Эффективность системы управления качеством обуславливается формированием уровня качества продукции в неразрывной связи четырех стадий: организации, производства, реализации и потребления. Это выражается через постоянный оперативный обмен информацией, позволяющей управляющей системе давать научно обоснованные команды управления и осуществлять корректирующие воздействия на факторы, определяющие уровень качества изделий. Факторы, в наибольшей степени влияющие на уровень качества продукции, группируются по стадиям жизненного цикла продукции (см. рисунок 1.4).













Рис. 1.4 Управление движением производства и качества продукции

Второй этап – статистическое управление качеством (1924 г.) – качество продукции  определяется соответствием стандартам и стабильность технологических  процессов4.

Принципы управления качеством:

– использование статистических методов (контрольной карты) при управлении качеством (статистический входной и статистический приемочный контроль);

– использование инженеров по качеству для проведения статистического  контроля качества;

– смещение акцента с выявления допущенных дефектов на предупреждение путем выявления причин дефектов;

– материальное стимулирование качественной деятельности сотрудников;

– система обучения включает обучение статистическим методом контроля.

Третий этап – концепция тотального (всеобщего) управлением качеством – TQC (1950-е гг.) – качество продукции, процесса, деятельности как соответствие рыночным требованиям.

Принципы управления качеством:

– разработка и внедрение документированных  систем качества;

– определение ответственности  и полномочий в области качества всех подразделений предприятия (а не только службы по качеству);

– обучение TQC;

– мотивация в форме во влечения сотрудников в деятельность по обеспечению  качества;

– использование сертификации как  инструмента подтверждения качества третьей стороной.

Четвертый этап – управление качеством  на основе международных стандартов менеджмента качества ИСО серии 9000 (1970–1980 гг.) – качество как удовлетворение требований потребителей и сотрудников.

Принципы управления качеством:

– система качества – комплексная система, направленная на постоянное улучшение, минимизацию затрат и поставки «точно в срок»;

– использование коллективных форм анализа и решения проблем, связанных  с обеспечением качества;

– обучение становится непрерывным  и постоянным процессом;

– использование сертификации на основе стандартов ИСО серии 9000 для  подтверждения качества.

Пятый этап – всеобщий менеджмент качества – TQM (1989 г.) – качество как удовлетворение требований общества, акционеров, потребителей, сотрудников.

Принципы управления качеством:

– система качества базируется на международных стандартах ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 (стандарты по экологическому менеджменту);

– учет мнений не только конкретных потребителей, но и изучение общественного мнения;

– использование социально-психологических методов мотивации, вовлечение сотрудников в управление качеством, самооценка качества;

– укрепление связей с поставщиками;

– обучение TQM;

– осуществление сертификации в  соответствии с ИСО серии 9000 для  подтверждения качества5.

Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических  требований к качеству продукции. Пирамида уровней директивных документов представлена на рисунке 1.5. Важную роль в этой сфере отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.

 

Рис. 1.5 Пирамида технических норм и требований

 

На современном этапе развития НТП качество продукции выдвигается  в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно  развитых странах ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Рассмотрим управление качеством  на примере трех ведущих регионов мира: США, Японии и Западной Европы.

Анализируя американский опыт в области качества продукции, можно отметить следующие характерные его особенности:

– жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов  математической статистики;

– внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов;

– совершенствование управления предприятием в целом.

Японский подход к управлению качеством  обладает рядом отличительных черт:

– ориентация на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда во всех подразделениях;

– ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;

– ориентация на предотвращение возможности  допущения дефектов;

– тщательные исследования и анализ возникающих  проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей;

– культивирование принципа «Твой  потребитель – исполнитель следующей  производственной операции»;

– полное закрепление ответственности  за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

– активное использование человеческого  фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование  морали.

Главное в отношении качества в  Японии – широкое внедрение научных  разработок в области управления и технологии; высокая степень  компьютеризация всех операций управления, анализа и контроля за производством; максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности, воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала6.

Если в США и Японии на протяжении многих лет реализуются программы  повышения качества, проводится активная политика в вопросах качества, осуществляется долгосрочное планирование качества, то в Европе, за редкими исключениями, управление качеством ограничивалось, по существу, контролем качества.

Отличительные особенности европейского подхода к решению проблем  качества:

– законодательные основы для проведения всех работ, связано с оценкой  и подтверждением качества;

– гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

– создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных производить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитацию лаборатории, регистрацию специалистов по качеству и т.д.

Особенности западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к  качеству отражены в таблице  1.2.

Таблица 1.2

Сравнение подходов к качеству

Западный подход (США и Европа)

Восточный подход (Япония)

1 Качество основывается на низком уровне цен

2 Первая цель – прибыль, качество  – категория случайная

3 Вопросы качества должны согласовывать  с поставщиком

4 Общие идеи насчет качества

1 Качество основывается на низком  уровне дефектов

2 Первая цель – качество, прибыль  не замедлит последовать

3 Соглашение с требованиями  покупателя по вопросам качества

4 Строгая политика качества  к каждому предмету


 

Сравнительный анализ показывает, что  теоретические положения имеют  универсальный характер и в этом смысле они интернациональны. Системы управления качеством трех зарубежных стран, где эти концепции наиболее полно и правильно реализованы на практике, сходным по своему характеру. Сам механизм внедрения и развития систем также универсален.

Таким образом, рассмотрев 1 главу теоретическая основа изучения системы менеджмента качества мы пришли к выводам, что применение принципов менеджмента качества не только дает организации непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон.

Главный показатель определяют при наличии необходимой информации, затем устанавливают функциональную зависимость от исходных показателей  качества. Интегральный показатель используется при возможности расчета суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на создание и эксплуатацию.

Одним из способов совершенствования  системы менеджмента качества является применение информационных технологий. В современных рыночных условиях чрезвычайно высоки требования к обоснованности и быстроте принимаемых решений в области управления производственными и финансовыми процессами. В связи с этим, на первый план выдвигается необходимость использования современных информационных технологий, включающих программные системы управления коммерческой, административной и хозяйственной деятельностью предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»

2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»

Открытое акционерное общество «Арзамасский машиностроительный завод» – завод машиностроительного  профиля со специализацией на выпуск спецавтомобилей марки ГАЗ – 5903  и их модификаций, также ОАО  «АМЗ» осуществляет капитальный  ремонт с модернизацией спецавтомобилей,  изготавливает запасные части к спецавтомобилям и к автомобилям, выпускаемых на ОАО «ГАЗ»; кроме того освоено производство транспортного средства специального назначения  «Тигр» и его модификаций.

Среднесписочная численность работающих на ОАО «АМЗ» в 2010 году составила 4178 человека.

В состав ОАО «АМЗ» входит 11 производственных цехов, которые объединяют: механосборочный  цех-1, механосборочный цех-2, механосборочный  цех-3, механосборочный цех-4, механосборочный  цех-5, механосборочный цех-6, механосборочный цех-7, механосборочный цех-9, цех мелких серий, прессовый цех, цех термообработки и металлопокрытий общей численностью 1 889 человек. Кроме того, в состав ОАО «АМЗ» входят 6 цехов, деятельность которых направлена на обеспечение работоспособности основных цехов.

Выручка за 2010 год от реализации продукции  работ и услуг по ОАО "АМЗ" составила  6 620 241,89  тыс. рублей (без учета НДС и акциза).

Полное наименование: Открытое акционерное  общество «Арзамасский машиностроительный завод».

Форма собственности – частная.

Уставный капитал предприятия  составляет 725 701 тыс.руб.

Дочерних и зависимых обществ  организация не имеет.

Общество является юридическим  лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

Общество создано без ограничения срока его деятельности.

Общество создано путем  преобразования государственного предприятия  и является его правопреемником.

Органами управления акционерного общества ОАО «АМЗ» являются:

— общее собрание акционеров;

— совет директоров;

— генеральный директор;

— в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  все функции по управлению делами общества.

По принадлежности капитала акционерное общество относится  к национальному  предприятию, так  как филиалов и представительств не имеет, то есть капитал организации принадлежит предпринимателям нашей страны.

ОАО «АМЗ» является акционерным обществом открытого типа. Такие предприятия формируются за счет продажи акций в форме открытой подписки, полученных доходов и других источников, предусмотренных законодательством. Акционерные общества создаются и действуют на основании устава.

ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» - это единственное предприятие на российском рынке военной техники и вооружений, производящее армейские колесные бронетранспортеры. Продукция ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» имеет высокий технический уровень, возможность применения её в различных климатических зонах и является востребованной, но недостаточное финансирование силовых ведомств является основной причиной ограниченного спроса на бронетехнику.

В 2010 году удельный вес  оборонной продукции в составил 86,6% от общего объема реализованной  продукции, 8,2% составляет доля поставок  запасных частей для спецтехники  и для продукции  гражданского назначения, а также запасные части в рамках кооперированных поставок, 5,2% - доля прочих видов деятельности7.

Одним из направлений  развития в сфере основной деятельности  ОАО “Арзамасский машиностроительный завод” является взаимовыгодное сотрудничество с развивающимися странами, так как они занимают важное место в системе взаимоотношений на мировом рынке вооружений и являются на нем главными покупателями. В предстоящие годы ожидается определенное расширение рынка сбыта вооружений, и в том числе бронетранспортеров, а также специальных полицейских машин «Тигр» и запасных частей.

Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»