Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Василий.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

В проведении работ по сертификации принимали участие  эксперты системы добровольной сертификации «Военный Регистр». Были проверены 20 подразделений завода, начиная от комплекса по сборке серийных машин, сервисного центра, ПДО и заканчивая подразделениями дирекции по качеству. Был выявлено 9 незначительных несоответствий. По результатам сертификационной проверки экспертами было дано положительное решение – о выдаче ОАО «АМЗ» сертификата соответствия сроком на три года.

- Сертификат системы  менеджмента качества является  подтверждением независимой организации  того, что предприятие может поставлять  продукцию требуемого качества, с учетом всех желаний потребителей (руководитель отдела СМК Р.  Лебедева) Кроме того, сертификация СМК является средством, позволяющим избежать многократных аудитов со стороны наших потребителей. Как отмечают специалисты дирекции по качеству, сертификационный аудит - это также хороший повод благодаря объективной оценке независимого эксперта выявить слабые места на предприятии и в дальнейшем устранить их.

Организация и проведение технического контроля качества – одни из составных элементов системы управления качеством продукции на стадиях производства и реализации продукции.

Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям. Технический контроль является неотъемлемой частью производственного процесса. Он выполняется различными службами предприятия в зависимости от объекта контроля. Так, контроль за правильным использованием стандартов, технических условий, руководящих материалов и другой нормативно-технической документации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля. Качество технической документации контролируется непосредственными исполнителями и руководителями всех уровней в отделах главного конструктора, главного технолога, главного металлурга и других служб предприятия. Но контроль качества готовой продукции и полуфабрикатов своего производства осуществляет отдел технического контроля (ОТК), хотя ответственность за качество не снимается с исполнителей и руководителей производственных подразделений (цехов и участков).

Основной  задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований стандартов и технических условий.

Объектами технического контроля являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства.

Функции технического контроля определяются во многом задачами и объектами производства. Сюда относятся контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламаций и др.

Главные задачи ОТК — предотвращение выпуска  продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям, укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

Продукция предприятия  может быть реализована только после приемки ее ОТК. Причем приемка должна быть оформлена соответствующим документом (сертификатом), удостоверяющим качество продукции.

В соответствии с перечисленными задачами ОТК выполняет  ряд функций: планирование и разработку методов обеспечения качества продукции, контроль и стимулирование качества.

Планирование  и разработка методов обеспечения качества включает:

– планирование уровня качества изделия, планирование контроля качества и технических  средств контроля;

– сбор информации о качестве, определение затрат на обеспечение качества, обработку  информации и анализ данных о качестве из сферы производства и эксплуатации;

– управление качеством продукции, поставляемой поставщиками, и продукции собственного предприятия;

– разработку методик контроля, обеспечивающих сравнимость и надежность результатов контроля качества;

– разработку (совместно с техническими подразделениями) технических условий, стандартов для управления качеством продукции.

Контроль  качества включает:

– входной  контроль качества сырья, основных и  вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;

– производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;

– систематический  контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно-измерительных приборов, прецизионных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;

– контроль моделей  и опытных образцов;

– контроль готовой  продукции (деталей, мелких сборочных  единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий).

Стимулирование  качества охватывает:

– разработку документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции;

– разработку положений о премировании работников предприятия за качество работы (совместно с отделом организации труда и заработной платы);

– обучение и  повышение квалификации.

Возглавляет ОТК начальник отдела, непосредственно подчиняющийся Главному контролеру предприятия (см. рисунок 2.6. Назначение на должность начальника ОТК предприятия и освобождение от этой должности, а также применение к данному работнику мер поощрения и дисциплинарного взыскания производится вышестоящим органом.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.6. Структура службы технического контроля качества продукции на предприятии

 

Начальник ОТК  имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызвавших эти дефекты, запретить использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции. Он наравне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции11.

ОТК в своей  деятельности тесно связан с метрологическим  отделом; отделами стандартизации, главного технолога, главного металлурга, главного конструктора; отделом надежности; отделом или цехом гарантийного обслуживания и др. Общее руководство работами по обеспечению качества продукции осуществляет главный инженер предприятия. Он привлекает для выработки и анализа вариантов управленческих решений постоянно действующую комиссию по качеству (ПДКК), в состав которой входят большинство главных специалистов предприятия, включая начальника ОТК. Контроль исполнения решений ПДКК, обработку информации по анализу и учету брака, а также расчет показателей качества труда ведут специалисты вычислительного центра системы управления качеством.

 

2.3. Учет и оценка затрат на качество продукции

Обеспечение качества продукции  связано с определенными затратами. Они образуются на всех этапах и стадиях жизненного цикла изделия: от разработки продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. Укреплены все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные.

Научно-технические  и управленческие затраты связаны  с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции, то есть они в определенном смысле предопределяют наличие и величину производственных затрат. В общем случае управленческие затраты связаны с гарантией качества изделия. Они включают:

– транспортные издержки (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции);

– снабженческие  издержки (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих изделий);

– затраты  на подразделения, контролирующие производство;

– затраты, связанные  с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции (плановый и финансовый отделы и бухгалтерия);

– затраты, связанные  с деятельностью других служб  аппарата управления предприятием, которые в разной степени влияют на обеспечение качества продукции.

Производственные  затраты, в свою очередь, можно разделить  на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. Если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать технические производственные затраты (через амортизационные отчисления), трудовые производственные затраты (через заработную плату).

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, необходимо различать  базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и существуют до момента снятия ее с производства, и дополнительные затраты, связанные с усовершенствованием продукции, восстановлением утерянного уровня качества.

Основная  часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат. Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

К первой группе относятся расходы, которые предприятие  несет для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их не трудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование для измерений и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют затраты на информацию о рынке, изучение мнения потребителя о качестве продукции. Эти затраты связаны с разработкой, организацией и проведением специальных выборочных обследований, включая затраты на инструментарий и оплату труда персонала.

Ко второй группе относятся расходы на доработку  и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях – и на остановку производства. В данную группу следует включать затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое и программное обеспечение, разработку стандартов, расходы на сертификацию, метрологию, персонал (подбор, подготовка, оплата труда и т.д.).

Существует  еще одна группа издержек, которые  следует относить либо к базовым, либо к дополнительным затратам, в зависимости от новизны продукции. Речь идет о затратах на брак (рекламации) и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять, например, из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции (при наличии неисправимого брака) или дополнительных затрат на исправление брака. Данная группа издержек иногда включает оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными.

Затраты на создание и поддержание производства качественной продукции, а следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние), так и за его пределами (внешние). Поэтому в этом случае необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Метод калькуляции  затрат на качество касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш).

Затраты, связанные  с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции  затрат ПОД – профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д).

Классификация затрат на качество по этому методу проиллюстрирована на рисунке 2.7.

Рис. 2.7. Схема классификации затрат на качество по методу ПОД

 

К профилактике относят деятельность по предотвращению дефектов (например, входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала и др.).

Оценивание  – это испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (например, испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).

Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»