Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель исследования: выявление идеального образа женщины-руководителя.
Гипотеза: существующие в специальной литературе параметры образа женщины-руководителя соответствуют представлениям общества.
Объект исследования: имидж руководителя.
Предмет исследования: формирование имиджа.
Аннотация……………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..4
Раздел 1. Имидж руководителя
1.1 Понятие и сущность имиджа…………………………………...6
1.2 Имиджелогия как наука………………………………………... 7
1.3 Составные части имиджа………………………………………9
1.3.1 Внешний вид…………………………………………………9
1.3.2 Вербальный имидж………………………………………….11
1.3.3 Невербальный имидж……………………………………….12
1.4. Формирование имиджа………………………………………..13
1.5. Методы формирования имиджа………………………………15
Раздел 2. Исследование имиджа женщины-руководителя
2.1 Методы и организация исследования………………………..17
2.2 Описание выборки исследования…………………………….17
2.3 Методы исследования…………………………………………17
2.4 Процедура исследования……………………………………...18
2.5 Математико-статистические методы обработки данных……………..18
Раздел 3.
3.1 Описание результатов………………………………………..18
3.2 Анализ результатов…………………………………………..20
3.3 Выводы…………………………………………………………21
Заключение………………………………………….22
Ссылки………………………………………………23
Список литературы…………………………………24
Приложения………………………………………..25
1.3Составные части имиджа
Имидж – это общий образ, который складывается из таких частей, как внешний вид, поведение и речь.
1.3.1 Внешний вид
Одежда выступает как инструмент воздействия на поведение и отношение других людей к ее обладателю.
Когда человек хорошо и опрятно одет, это может говорить о его уверенности в себе и о его внутренней организованности. Конечно же, требования, предъявляемые к деловой одежде, меняются вместе со временем, но хороший вкус остается всегда.
Мужской деловой костюм. В настоящее время популярен костюм-тройка (пиджак, рубашка, брюки).
Пиджак. В современном деловом мире приняты следующие условности: длина полы пиджака доходит до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки; длина рукава пиджака – до запястья. Цвет костюма – строгий: темно-синий и серый. Одно из основных правил гласит: чем темнее цвет, тем он аристократичнее. Например, темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим, чем светло-серый, независимо от их истинной цены. Пиджак может быть однобортным или двубортным. Необходимо помнить, что пиджаки обычно носят застегнутыми, но нижняя пуговица однобортного пиджака может быть расстегнута, чтобы создать комфортные условия для движения. Когда мужчина садиться, пиджак можно вообще расстегнуть, но это не относиться к двубортным пиджакам – они всегда застегнуты на все пуговицы.
Брюки. Длина брюк предусматривает небольшой напуск спереди, а сзади брюки должны доходить до каблука, либо же до его половины.
Рубашка должна быть светлого тона, гармонично-сочетающаяся с цветом костюма. Покрой сорочки – строгий, воротник – классический, традиционный. Рукав сорочки должен на 1,5 сантиметра выглядывать из-под рукава пиджака.
Галстук должен гармонировать с цветом рубашки и костюма, лучше всего подходят однотонные галстуки. Рисунок на галстуке не запрещается, но он должен быть геометрическим: полоска различной ширины, горошек, мелкие квадраты.
Обувь предпочтительна черного цвета, на шнурках, с тонкой подошвой. В деловой обстановке не принято носить обувь из замши, лаковую, из кожи крокодила и змеи, лаковые туфли.
Запонки и булавки для галстука должны составлять комплект. Их выполняют из натуральных материалов (золото, серебро, перламутр и др.). Они не должны быть крупных размеров и слишком выделяться.
Таким образом, облик делового мужчины и его костюм должны соответствовать моде, но экстравагантность в деловой одежде может быть воспринята, как «дурной тон».
Женский деловой костюм. Деловая одежда для женщин допускает множественные элементы женского гардероба: блузы, юбки, брюки, строгие платья. Однако же основной вид деловой одежды: классический пиджак с юбкой. Юбка должна быть прямой, с разрезом сзади не более десяти сантиметров. Длина юбки классическая, по колено.
Костюм может дополняться
Обувь – классическая «лодочка» черного цвета. Высота каблука зависит от предпочтения женщины (лучше 5-6 см). Классическая «лодочка» не предполагает никаких украшений в виде бантов, металлизированных отделок.
Колготки (чулки) должны быть только телесного цвета.
Украшения в одежде деловой женщины
допустимы. Желательно, чтобы украшения
составляли комплект. Не следует надевать
разные виды металла одновременно (серьги
- серебро, кольца - золото).
Поэтому, очень важно уметь правильно
определять стиль одежды для разных случаев,
чтобы, во-первых, не чувствовать неуверенности,
а во-вторых, не привлекать излишнего внимания
окружающих к своей внешности. И уж конечно,
не быть смешным. [4]
1.3.2 Вербальный имидж
Вербальный имидж –
Вербальный имидж формируется под влиянием двух факторов:
По паравербальным характеристикам можно судить о возрасте, полученном образовании, принадлежности к какому-либо слою общества.
Существуют особые требования, предъявляемые к речи:
Имиджмейкеры советуют использовать некоторые приемы для формирования вербального имиджа:
1.3.3 Невербальный имидж
Невербальный (поведенческий) имидж – жестикуляция, мимика, положение тела в пространстве. Положительное представление о данном имидже складывается из такого поведения или действия, которое доставляет партнеру по общению удовольствие. Людей привлекает положение тела, при котором корпус повернут к собеседнику, лицо проникнуто вниманием, взгляд доброжелательный, отсутствуют негативные положения рук, ставящие барьер в общении. [1]
Для формирования привлекательного имиджа необходим доброжелательный и открытый взгляд по отношению к собеседнику.
Лицо является главным выразителем чувств и настроений. Улыбка – наиболее универсальное средство, способствующее развитию отношений. При встрече она способствует снижению напряжения и более раскованному общению, говорит о дружелюбии и расположении. Однако, улыбка должна соответствовать ситуации и не вызывать раздражения партнера. Отрицательные эмоции (печаль, гнев, отвращение, ненависть, обида) затрудняют процесс установления контакта, если только собеседник не испытывает таких же чувств.
Конечно же, естественность в поведении - ключевой момент любого общения. Даже хорошо подготовленный для контактов специалист не может «находиться в роли» слишком долго или сыграть ее безупречно. Необходимо отметить, что появление у партнеров сомнений в искренности служит преградой на пути достижения честных договоренностей. [6]
1.4. Формирование имиджа
Имидж всегда соотносится с идеалом и поэтому способен оказывать сильное воздействие на общественное мнение, непосредственно влияя на результат деловой активности. Следовательно, необходимо правильно понять идеалы общества, знать их цели и стремится к формированию каких-либо качеств, способностей и овладеть навыком самопрезентации.
Технология формирования и реализации профессионального имиджа состоит в следующем: выявление ценности и потребности социальной группы, на основе выявленных показателей определить «идеальный образ профессионала», реализовать модель имиджа через символьную структуру, включающую механизм категоризации у аудитории имиджа. [8]
Формирование и восприятие имиджа - тесно взаимосвязанный процесс, в котором представлены субъектно-объектные отношения. С одной стороны, имидж формируется под влиянием "заказа" воспринимающей среды, с другой стороны, он выступает фактором, формирующим определенный отзыв в этой среде. В. М. Шепель выделяет три группы качеств, определяющих формирование и восприятие имиджа. Первая группа – природные (личностные) качества: коммуникабельность, рефлексивность, красноречивость, эмпатичность. По его мнению «обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания имиджа». Вторая группа – характеристики личности под влиянием воспитания и образования: нравственные ценности, психическое здоровье. Третья группа – личностные качества, связанные с личностным и профессиональным опытом. [7]
Для правильного формирования имиджа, необходимо знать его составляющие:
К составляющей внешности относится внешний вид руководителя, его навык самопрезентации. Самопрезентация - это умение подавать себя, свой имидж, свои знания и умения с наилучшей стороны. Для этого необходимо обладать такими способностями, как коммуникабельность, рефлексивность и самообладание. Например, если руководитель представляет себя четко и громко – это говорит об уверенности, твердости характера и его серьезных намерениях.
Стиль поведения включает направленность личности и позиция по отношению к окружающим и речевые особенности: лексика, невербальное поведение.
Стиль руководства может быть авторитарный,
демократический или
Харизма – немаловажная часть имиджа, это особенность личности. Способность привлечь людей, направлять и удерживать их внимание и благодаря этому завоевывать успех – это составляющая часть харизмы. В каждом человеке можно развить определенные качества. Это относится, в том числе, и к способностям создать себе имидж.
Следующая составляющая имиджа руководителя – самопрезентация. Это умение подавать себя, свой имидж, свои знания и умения с наилучшей стороны. Для этого необходимо обладать такими способностями, как коммуникабельность, рефлексивность и самообладание. Например, если руководитель представляет себя четко и громко – это говорит об уверенности, твердости характера и его серьезных намерениях.
Формирование имиджа – нелегкий процесс, который требует большой затраты сил и энергии. Кроме того, идут затраты и с финансовой стороны, особенно, если речь идет о формировании внешнего облика. Перед началом формирования имиджа, необходимо об этом знать, тогда процесс «создания себя» пойдет наиболее эффективно.
1.5 Методы формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя
может осуществляться двумя путями:
личное формирование или обращение
за помощью к специалисту-
Спонтанное формирование имиджа происходит в том случае, когда руководитель гармонично сочетается с организационной культурой и с занимаемой должностью. Формирование осуществляется, как естественный процесс становления личности человека.
Целенаправленное формирование имиджа – активное действие происходит в том случае, если руководитель не имеет большого опыта работы, происходят конфликты с подчиненными или подчиненные вообще не могут составить реальное представление о своем руководителе.
Для начала изменения имиджа, необходимо знать какого мнения люди о человеке, изменяющему свой имидж и какую цель преследует это изменение. При создании делового имиджа необходимо учитывать ожидание людей, для которых создаётся этот имидж. Имидж многогранен, так же, как и душа человека и в нем много составляющих, на которые люди будут смотреть: внешний вид, знание и соблюдение правил делового этикета, владение искусством устной и письменной речи, техники поведения и забота о своем здоровье. Внешний вид (одежда) – должна соответствовать той или иной ситуации. Так же и поведение должно меняться, в зависимости от различных ситуаций и разных людей. Грамотность устной и письменной речи помогают человеку создать авторитет среди других людей и возможность успешного карьерного роста. Однако, в создании имиджа главное не только правильно «создать себя», но и оформить свое рабочее место. Рабочее место, его интерьер и оборудование, является еще одним показателем статуса человека.
Таким образом, если учитывать все составляющие имиджа, тогда можно добиться эффективного результата. Основные составляющие делового имиджа руководителя: интерьер рабочего места, харизма руководителя, навык самопрезентации, манеры поведения, грамотность устной и письменной речи.
Раздел 2. Исследование имиджа женщины-руководителя.
2.1 Методы и организация работы.
Целью данного исследования является выявление идеального образа женщины-руководителя.
Объектом исследования является имидж руководителя.
Предметом исследования: формирование имиджа.
Гипотеза: существующие в специальной литературе параметры образа женщины-руководителя соответствуют представлениям общества.
Из поставленной цели можно выделить ряд практических задач:
2.2 Описание выборки исследования.
В исследовании принимало участие 10 человек. 50% мужчин и 50% женщин. Все 10 человек студенты третьего курса Санкт-Петербургского Государственного Политехнического университета, возраст от 19 до 22 лет.
Исследование проводилось в анонимном варианте, в бланках заполнения респонденты отмечали только свой возраст, половую принадлежность и дату заполнения опросника.
2.3 Методы исследования.
В данном исследовании использовался метод опроса. Был составлен опросник, с помощью которого по имеющимся параметрам составления имиджа, был выявлен идеальный образ женщины-руководителя. В данном опроснике вопросы составлены на основе существующих параметров имиджа из специальной литературы. Опросник содержит открытые и закрытые вопросы, всего 27 вопросов [Приложение 1]. Все параметры были выведены из трех видов имиджа: внешний вид, вербальный и невербальный имидж. В качестве материалов были использованы бланки для заполнения в виде листов А4 и пишущие предметы.
2.4 Процедура исследования.
Исследование проводилось 21 апреля
2013 года. Участникам предлагалось заполнить
опросник, без ограничения во времени.
После заполнения бланков испытуемыми,
была проведена обработка
2.5 Математико-статистические