Коммуникативные личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

Костромитина ВКР.docx

— 108.85 Кб (Скачать файл)

Успешность в деятельности и общении определяется системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

     В психологии  общения  коммуникабельность  — это умение налаживать контакты, способность к конструктивному   и взаимообогащающему общению  с другими людьми. Коммуникабельность  является одним из определяющих  навыков успешного социального  взаимодействия, затрагивающим как  профессиональные, так и личные  отношения. Она является одним  из важнейших личных качеств  в профессиях, предусматривающих  активное общение с другими  людьми.

     Коммуникативные  способности менеджера относятся  к числу его важнейших  профессиональных  качеств, что предопределяет их  выявление еще на стадии вузовского  обучения. Различают общие и специальные  способности. Общие способности  необходимы для широкого круга  знаний. К общим способностям  относятся такие качества, как  внимательность, сообразительность,  целеустремленность, работоспособность  и т. д. Эти качества важны  во всех видах деятельности , в  том числе и в сфере управления. Специальные способности — это  качества, обеспечивающие успех  в узком круге видов деятельности. К таким, например, относятся зрительная  память, понимание людей и т.  д. Коммуникационные и организаторские  способности также можно отнести  к специальным способностям, но  именно эти способности играют  большую роль в профессиональном  росте человека и налаживании  эффективных коммуникаций.

     Способность  к общению проявляется в уровне  реализации у индивида всех  трех сторон общения: 

    • коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т. п.);
    • интерактивной – в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности;
    • перцептивной – в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей.

     Способность  к общению предполагает и развитую  степень социально-психологической   адаптации, т. е. активное приспособление  индивида к условиям новой  социальной среды, умение оказывать  психологическое  воздействие  на окружающих, убеждать их и  располагать к себе.

     Социальная  перцепция проявляется в умении  воспринимать людей, адекватно  оценивать, сопереживать и понимать  их. На этой основе строится  эффективное взаимодействие с  людьми, обмен информацией, соответствующее   социальным нормам поведение,  развиваются организаторские и  коммуникативные качества личности.

     Во  все времена  в людях ценилась способность  общаться с другими  людьми, умение находить общий язык  в любой обстановке, решать спорные   вопросы и т. д. Этой способностью  обладает далеко не каждый  человек, по разным причинам  у всех нас существуют барьеры,  мешающие вести монолог или  диалог с партнерами, сослуживцами  и т. д. Вот несколько примеров  таких барьеров:

    • боязнь быть непонятым;
    • неуверенность в своей правоте;
    • нежелание участвовать в дискуссии (хотя в деловой среде это необходимо);
    • заниженная самооценка;
    • нежелание «светиться».

 

     Именно  такие  барьеры обычно мешают человеку  показать свои знания в какой-либо  области  среди сослуживцев  и в жизни. Коммуникабельность  человека помогает ему продвинуться  вверх по служебной лестнице  и добиваться успехов во взаимодействии  с людьми.

     Коммуникабельный  человек – явление чрезвычайно   ценное, он способен создавать  огромное количество полезных  связей, он в курсе  событий,  а где новая и достоверная  информация – там успех. Коммуникабельность  подразумевает двустороннее взаимодействие, т.е. человек не только должен  хорошо говорить, но и уметь  слушать, слышать и понимать  то, что респондент хочет донести.  Людей, которые умеют говорить  долго и многоречиво – предостаточно,  но тех, кто способен еще  и адекватно слышать собеседника  – единицы.

     Эффективное  слушание и речевые умения, будучи  противоположными, но взаимосвязанными  сторонами одного процесса, являются  важнейшим средством общения.  В  большинстве случаев собеседников  ценят не за умение говорить, а за умение внимательно и  доброжелательно слушать. Если  туроператор хочет, чтобы клиенты  смогли преодолеть скованность,  застенчивость, боязнь быть непонятым,  полностью высказаться по интересующему  их вопросу, точно изложить  свои предпочтения, а главное,  получить удовлетворенность от  общения со специалистом турфирмы  и покинуть офис в полной  уверенности, что там работают  компетентные, воспитанные, ответственные  сотрудники, он дожен научиться  сдерживать свои эмоции, не перебивать  собеседников, помогать им так  называемыми «открывающими» репликами  и «наводящими» вопросами.

Таким образом следует  понимать, что организационные качества и коммуникативность являются не только врожденными качествами, но и приобретенными путем саморазвития, самоанализа, работы над собой и способностью конструктивного и взаимообогающего общения с окружающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпирическое исследование организаторских и  коммуникативных качеств личности.

2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш».

2.2 Описание методик использованных в исследовании.

2.3. Анализ исследования.

 Эмпирическое исследование проходило на ОАО «Тяжмаш» с 18 по 31 октября 2012 г., по теме: «Исследование организаторских и  коммуникативных качеств личности менеджеров » . Завод «Тяжмаш» основан в 1941 г. и является в настоящее время одним из ведущих предприятий тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. Энергетика, черная и цветная металлургия, стройиндустрия, химия и нефтепереработка, сельское хозяйство, золото- и алмазодобыча, оборона и космос, вот неполный перечень отраслей, где успешно работают изделия, созданные на ОАО "Тяжмаш". Практически все ТЭС страны, работающие на твердом топливе, ГЭС и АЭС, крупнейшие горно-обогатительные комбинаты, перерабатывающие железные, медные, вольфрамомолибденовые, золото и алмазосодержащие руды, крупнейшие доменные печи, открытые карьеры и шахты, цементные и химические заводы, пусковые установки космодромов и ракетных войск и многие другие объекты укомплектованы продукцией ОАО "Тяжмаш".

Завод заслужил признание  и наладил деловые связи практически  на всех континентах. Безупречная репутация, которой пользуется завод, объясняется, прежде всего, высоким качеством продукции, надежностью, долгим сроком эксплуатации и высокой ремонтопригодностью. Постоянно поддерживать высокий уровень технических и технологических разработок в соответствии с мировыми стандартами заводу удается благодаря активному сотрудничеству с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями страны, а также со специалистами зарубежных фирм.

ОАО «Тяжмаш» имеет все возможности для выполнения заказа любой сложности, свойственного тяжелому, энергетическому и транспортному машиностроению.Готов к деловому сотрудничеству и освоению новых видов продукции."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Описание методик использованных в исследовании

В эксперименте принимало  участие – 20 человек. Все эти люди- сотрудники ОАО «Тяжмаш», работающие в управлении организации. Из расчетного отдела, из отдела планово-экономического, из отдела маркетинга, отдела материально-технического снабжения, из технического отдела, из производственного отдела, из маркшейдерского отдела, администрации.

Для экспериментальной работы участники были объединены в  две группы 1 группа рабочие (10ч), вторая, экспериментальная, группа – управленцы (10 человек).

Таблица 1. Сводная таблица  данных о респондентах

Группа

количество респондентов

средний возраст по группе

из них женщи)

из них мужчин

1

20

36

10

10


 

 

Экспериментальная работа заключается  в проведении исследования, задачами которого являются:

  1. Наблюдение: этот процесс включает в себя  наблюдение за группами в разных ситуациях, рабочие моменты, общение в свободное от работы время (обеденный перерыв) собрания.
  2. Анкетирование: включает в себя заполнение анкет и опросников для выявления организаторских и коммуникативных качеств, а так же  оценку деятельности руководителя.
  3. Обработка результатов: включает в себя изучение анкет, интерпритация полученных данных.
  4. Выводы.

      Наблюдение показало, что испытуемые из первой группы (рабочие) в разных ситуциях были примерно   одинаковыми, т.е. они не проявляли иннициативы в общении, в работе придерживались указаний, не проявляли повышенного интереса к исследователями сследованию в целом, в свободное от работы время старались остаться в одиночестве. На собрании посвященному отчету о проделанной работе за текущий год и предложениям по повышению качества производительности больше отмалчивались, не делали никаких предложений, имели скучающий вид. Напротив, вторая группа(управленцы) с легкостью шли на контакт с исследователями, охотно отвечали на вопросы, заполняли анкеты, чувствовали себя непринужденно,высказывали свои предложения как лучше выстроить исследование. На собрании  высказывали свои мнения, вносили предложения, активно участвовали в беседе.

Из этого следует, что  вторая группа(управленцы) имеют выраженные коммуникативные и организаторские качаства.

Вторая часть исследования состояла из анкетирования экспериментальных групп. Мы использовали такие опросники как:

№1.Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» ( анкеты в приложении № (напишите номер приложения)

Методика по определению  коммуникативных и организаторских  склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «Да» или «Нет». При затруднении в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). На выполнение методики отводится 10–15 минут.

№2. Методика определения  организаторских и коммуникативных  качеств Л.П. Калининского. (опросник в приложении № (напишите номер приложения)

Некоторые организаторские  и коммуникативные качества личности, такие как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию  в группе и др., могут быть определены с помощью теста-опросника Л. П. Калининского. Несомненное достоинство  этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны.

Опросник может быть использован  как при самооценке своих организаторских  и коммуникативных качеств, так  и при оценке этих качеств у  испытуемых. Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20–30 минут интенсивной работы по самооценке личности.

№3. Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя. (опросник в приложении № (напишите номер приложения)

Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд  факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности  конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления. Опросник составлен по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя необходимо возле каждого из факторов отметить балл, который подходит для данного руководителя.

4. Методикам М. Снайдера «Оценка способностей», В.Н. Лавриненко «Уровень  деловых качеств»

Далее мы представим анализ и интерпретацию результатов анкетирования.

 

 

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов

 

По полученным результатам  исследования коммуникативных и  организаторских способностей (КОС )составим сводную таблицу:

Ф.И.О.

Низкий уровнь проявления коммуникативных и организаторских  склонностей(1-8баллов)

средний уровень проявления коммуникативных и организаторских  склонностей(9-12балло)

Высокий уровень коммуникативных  и организаторских склонностей(13–16 баллов)

1

Авдеева

4

   

2

Аверьянова

 

11

 

3

Богданова

3

   

4

Вилкова

3

   

5

Гусева

 

10

 

6

Дударев

2

   

7

Жукова

4

   

8

Землянская

3

   

9

Иванова

7

   

10

Коровина

7

   

11

Левков

7

   

12

Мусорина

   

14

13

Опоров

 

12

 

14

Петров

   

14

15

Ревякин

 

9

 

16

Сидоров

5

   

17

Тимохин

 

9

 

18

Тимофеев

 

9

 

19

Федотов

 

10

 

20

Уваев

 

9

 

Информация о работе Коммуникативные личности