Коммуникационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «менеджмент» и понятие «коммуникационный менеджмент» сейчас очень популярны в обществе. С научной точки зрения менеджмент – это наука об управлении разнообразными социально-экономическими системами. Поскольку процесс управления чем-либо достаточно сложен, то и рассматривается этот процесс со всех сторон и в разных отношениях.
В первую очередь процесс управления требует достаточно большой информационной базы для своего осуществления.
Эта информация должна быть достоверной, достаточной и своевременной, для того, чтобы при ее помощи можно было правильно формулировать и решать как стратегические, так и тактические задачи управления различными группами людей и предприятий. Правильная организация управления информационными потоками при взаимных контактах отдельных личностей, групп людей, организаций (в том числе общественных и политических) входит в такое понятие, как коммуникационный менеджмент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 6
1.1 Понятие и сущность коммуникации 6
1.2 Виды коммуникаций в организации 8
1.3 Современные коммуникационные технологии в организации 12
2 КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 13
2.1 Понятие и сущность коммуникационного менеджмента 13
2.2 Принципы организации эффективного коммуникационного 18
процесса на предприятии 18
3 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникационный менеджмент - итог.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

     После декодирования сообщения получатель должен отреагировать на него. Сначала он должен решить, какое сообщение отправить исходному отправителю. Иногда сообщение получателя очень простое и означает «я получил вашу записку и согласен, что нам необходимо встретиться и обсудить этот вопрос». В другое время получатель может передать длинное и подробное сообщение, т.е. ту информацию, которую запрашивает отправитель. В ответе получателя может быть сказано и что он не понял полученного сообщения.

     После того как получатель решил ответить, он кодирует свое сообщение и передает его, используя среду, которую отслеживает              первоначальный отправитель. В свою очередь, первоначальный отправитель декодирует полученный ответ. Если он уверен, что получатель правильно интерпретировал исходное послание и понимание достигнуто, то коммуникационный процесс заканчивается. В противном случае весь коммуникационный процесс должен продолжаться до тех пор, пока обе стороны не будут уверены, что добились понимания. Петля обратной связи в коммуникационном процессе так же важна, как и первоначальная передача сообщения, поскольку она подтверждает, что сообщение получено и понято правильно. Таким образом, эффективно общающиеся стороны делают все возможное, чтобы получить обратную связь.

     Коммуникационный  процесс может рассматриваться  как действие, взаимодействие и собственно процесс. В зависимости от этот и различают следующие модели коммуникации:

     -  коммуникация как действие. В такой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Затем символы превращаются в сигналы или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует или интерпретирует. Модель также включает в себя шум, влияющий на процесс. Эта модель первоначально применялась к электронной коммуникации, однако использовалась также для описания коммуникации между людьми. Коммуникация рассматривалась как односторонний процесс. В этой модели нет места обратной связи;

     -  коммуникация как взаимодействие. Эта модель обусловлена введением элемента обратной связи;

     -  коммуникация как собственно процесс. Это наиболее полная и современная модель. В этом случае процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный или циркулярный. Сутью модели            коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и    постоянно играет в ней роль и источника, и получателя сообщения,       информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы окружающей среды процесса.

     Коммуникационные модели обмена информацией образуют              коммуникационные сети и стили.

     Коммуникационная  сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает в себя потоки посланий или сигналов между двумя и более индивидами, и она концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением. Создаваемая руководителем организации сеть состоит из следующих видов связей:

     -   вертикальные — строятся по линии руководства от начальника к подчиненным;

     -  горизонтальные — возникают между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, начальниками отделов, подчиненными;

     -  диагональные — осуществляются с другими начальниками и другими подчиненными.

     Сеть  этих связей создает реальную структуру  организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.

     Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если величина группы увеличивается в арифметической прогрессии, то число возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы отличается большей или меньшей эффективностью.

     Существуют  различные виды сетей коммуникаций. Некоторые из них зависят от конкретного  фактора — качества и количества информации. Сеть коммуникаций в виде «круга» является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. В этой сети члены группы могут вступать в коммуникацию только с теми, кто расположен рядом с ними. Сеть в виде «колеса» менее активна, имеет определенного лидера, хорошо, устойчиво организована, более упорядочена. Такая сеть имеет формальную, централизованную иерархию власти, при которой подчиненные вступают в коммуникацию друг с другом через своего начальника. Объективной основой этой ситуации является то, что лицо (лидер), находящееся в центре «колеса», имеет больше посланий социального влияния на других членов группы, ответственности за передачу информации, от него главным образом ожидают окончательного решения управленческой проблемы.

     Многоканальная (внеканальная) сеть представляет собой  то же «колесо», но со связью между подчиненными. Эти сети включают в себя полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют также открытыми коммуникациями.

     Структура сети коммуникаций влияет на точность и недвусмысленность посланий, на функционирование группы, чувство удовлетворения членов группы. Она является потенциально важным компонентом в типах взаимодействия, существующих внутри организаций, в способности группы направлять общие усилия на выполнение определенных задач. С этих позиций структура в виде «колеса» считается наиболее простой для организации, хотя в некоторых группах она оказывается эффективной, а в других — нет. Значение типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения. Характер взаимосвязи работ и людей в группе или организации определяет тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей, а сложная — требует командного подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть не всегда может решить простую задачу.

     Коммуникационный  стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Основой измерения межличностной коммуникации являются, например, открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи.

     Первое  измерение включает в себя открытие или раскрытие себя для других и принятие ответных реакций, показывающих то, как                       воспринимаются действия организации. Второе измерение определяет степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них. Выделяют пять стилей межличностной коммуникации:

     1) открытие себя — высокая степень  открытости себя другим, но низкий  уровень обратной связи со  стороны индивида, использующего этот стиль;

     2) реализация себя — максимальные открытость и обратная связь;

     3) замыкание в себе — одновременно низкие уровни открытости и обратной связи;

     4) защита себя — низкая степень  открытости, но высокий уровень обратной связи;

     5) «торговля за себя» — умеренные  открытость и обратная связь,  обмениваемые в процессе межличностной  коммуникации.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Одна  из важных функций менеджмента  – налаживание эффективной коммуникации, так как именно с ее помощью достигается единство организации при достижении поставленных целей, взаимопонимание с партнерами.

     Коммуникационный  менеджмент – объективно ориентированный вид менеджмента, познающий и использующий закономерности обмена информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития экономических систем.

     Значение  коммуникационного менеджмента: реализация коммуникационной стратегии организации на базе двустороннего движения информации.

     К коммуникационным целям в организации  относят:

     - обеспечение эффективного обмена  информацией между субъектами  и объектами управления, а также  между организацией и ее окружением;

     - совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

     - создание информационных каналов  для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

     - регулирование и рационализация  информационных потоков.

     Коммуникационный  менеджмент обеспечивает:

     - разработку стратегии эффективности организации;

     - формирование корпоративной культуры организации, что способствует сплоченности коллектива, созданию корпоративных ценностей и идеалов;

     - формирование каналов коммуникации внутри организации и за ее пределами.

     XXI век называют "веком информационного  общества". Основой информационного  общества сегодня являются информационные  и коммуникационные технологии. Основным средством повышения эффективности информационного обмена в условиях глобализации является коммуникационный менеджмент, если рассматривать коммуникацию как акт общения между двумя или более индивидами, основанный на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Правильная организация коммуникационного менеджмента позволяет организации или сообществу получать высокие нематериальные активы: престиж и привлекательный имидж в глазах общественности, благоприятное общественное мнение, позитивное паблисити и репутацию, а также эффективно управлять кризисными ситуациями.  

 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

     1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 216 с.

     2. Каймакова М.В. Коммуникации в организации: текст лекций. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 73 с.

     3. Моисеева А. П. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 104 с.

     4. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2005.

     5. Основы менеджмента : учебное пособие / Л.ВПлаховаТ.МАнурина,. С.А. Легостаева и др. — М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.

     6. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учеб.  пособие  / В.Е. Рева; Пенз. гос. ун-т. – Пенза: 2001.

     7. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 76 с.


Информация о работе Коммуникационный менеджмент