Конкурентная среда туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретико-методологических и организационных положений по формированию и развитию конкуренции и конкурентной среды в туризме.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи:
1) изучить теоретические и методологические основы конкуренции в туризме, уточнить и расширить понятийный аппарат, определить специфику конкуренции в туризме, исследовать состояние конкуренции и конкурентной среды в индустрии туризма;
2) проанализировать основные подходы к формированию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма, выявить и систематизировать основные факторы и конкурентные преимущества, влияющие на конкуренцию в туризме, установить закономерности их развития.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий индустрии туризма 6
1.1 Особенности туристского рынка как рынка услуг 6
1.2 Связь маркетинга в индустрии туризма со стратегиями формирования конкурентных преимуществ 10
1.3 Современные подходы к формированию лояльных отношений с клиентами 21
2 Конкурентная среда туристского предприятия 28
2.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 28
2.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 31
2.3 Взаимосвязь конкуренции в туризме на различных уровнях 36
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа полностью.docx

— 712.48 Кб (Скачать файл)

 

Источник: [2].

Так как конкуренция в туризме представлена на мега-, макро- , мезо- и микроуровне и, соответственно, на этих же уровнях следует рассматривать конкурентные преимущества.

К внешним факторам, определяющим конкурентные преимущества в туризме, отнесены природно-климатические условия туристской дестинации, наличие природных ресурсов, экономические условия хозяйствования и др. К внутренним факторам - уровень развития туристской инфраструктуры, качество предоставляемых туристских продуктов (услуг). При разделении факторов на внешние и внутренние надо учитывать объект, относительно которого проводится анализ, т.к. для разных уровней (мега-, макро-, мезо- и микро-) один и тот же фактор может относиться к разным группам, например, инфраструктура туризма является внутренним фактором при рассмотрении туристской конкурентоспособности страны или дестинации и внешним при оценке конкурентоспособности турфирмы.

Конкурентные преимущества действуют в определенном временном диапазоне, имеют жизненный цикл и должны изучаться с учетом их временной динамики. К постоянным (устойчивым) конкурентным преимуществам в туризме отнесены те, которые существуют длительное время (долговечны), трудно воспроизводимы конкурентами или совершенно уникальны, в силу чего не могут быть воспроизведены никогда. К этой группе ресурсов относятся уникальные природные туристские ресурсы, культурные и исторические памятники.

На устойчивость (постоянство) конкурентного преимущества в туризме

оказывают влияние следующие  факторы:

- длительность жизненного  цикла конкурентного преимущества,

- устойчивость к изменениям  и воздействиям внешней среды, слабая устойчивость способна снизить ценность конкурентного преимущества,

- устойчивость к потере  преимущества за счет его копирования конкурентами, в туризме это обычно касается рукотворных туристских ресурсов и создания аналогичной туристской инфраструктуры.

Временные (периодические) конкурентные преимущества в туризме связаны с существованием сезонности. Например, в зимний период резко возрастают конкурентные преимущества тех стран, которые имеют горнолыжные курорты, а в летний период усиливаются преимущества стран, специализирующихся на пляжном отдыхе.

Разовые конкурентные преимущества существуют весьма ограниченный промежуток времени и могут формироваться целенаправленно или появляться стихийно. К таким конкурентным преимуществам относится событийный туризм, участие стран в крупных мероприятиях, что позволяет целенаправленно сформировать туристский поток. Стихийно появляющиеся конкурентные силы могут формировать как конкурентные преимущества, так и конкурентные слабости.

К абсолютным преимуществам  отнесены такие, которые существуют только у одного единственного субъекта туристского рынка и не могут быть воспроизведены либо никогда, либо в обозримом будущем другими участниками туристского рынка. Эти преимущества уникальны и могут быть абсолютными либо какой-то продолжительный период времени, либо постоянно. В туризме к абсолютным преимуществам отнесены уникальные туристские ресурсы, которые воспроизвести невозможно, особые события и т.п. Абсолютное конкурентное преимущество может быть относительно недолгим и ограничиваться, например, периодом проведения всемирного мероприятия.

Относительные конкурентные преимущества могут быть воспроизведены конкурентами, поэтому обычно они существуют непродолжительный период времени. Выделяются трудновоспроизводимые конкурентные преимущества, которые требуют существенных финансовых затрат и продолжительного времени, например, создание туристской инфраструктуры. Легко достижимые конкурентные преимущества могут относительно быстро повторяться конкурентами. Например, на микроуровне повышенные комиссионные для турагентов или ценовые скидки, предоставляемые турагентами туристам, могут рассматриваться как относительные конкурентные преимущества, которые легко могут повторить конкуренты, что и происходит в настоящее время на туристском рынке, приводя к негативному явлению демпингования в туризме.

К критическим конкурентным преимуществам отнесены те, которые определяют выигрыш в конкуренции и обеспечивают конкурентный успех, например, наличие уникального туристского ресурса, близость туристской дестинации к постоянному месту проживания туриста, если речь идет о краткосрочных путешествиях. Для отелей критическим конкурентным преимуществом при прочих равных условиях всегда является его месторасположение. Наличие несущественных конкурентных преимуществ не является определяющим в конкурентной борьбе, например, наличие невостребованных туристских ресурсов в России можно рассматривать как несущественное конкурентное преимущество, т.к. эти ресурсы не включены в туристский кругооборот и являются потенциальными преимуществами.

К материальным преимуществам  отнесены туристские ресурсы, степень развитости туристской инфраструктуры, а к нематериальным - наличие необходимого уровня знаний у потенциальных туристов о туристской дестинации, ее имидж, который также формируют туристскую привлекательность. Формирование информационного сопровождения туристского ресурса придает ему новое качество. Несущественное конкурентное преимущество можно превратить в критическое путем добавления информационной составляющей.

Реальные конкурентные преимущества порождены тактическими факторами, по которым превосходство уже существует или будет создано в ближайший период (не более года). Потенциальные конкурентные преимущества рассматриваются с точки зрения стратегических факторов, по которым можно превзойти конкурентов после выполнения в перспективе конкретных условий.

Первичные конкурентные преимущества в туризме включают существующие туристские ресурсы, которые для получения конкурентного успеха надо правильно и эффективно использовать. Вторичные конкурентные преимущества требуют определенных затрат для их создания, например, дополнительная туристская инфраструктура.

Провести анализ состояния конкуренции на туроператорском рынке можно с использованием следующих показателей.

  1. Коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей n крупнейших туроператоров, выраженных в процентах, действующих на туристском рынке.

                                  (3)

где CR - коэффициент рыночной концентрации туроператорского рынка,

di - рыночная доля туроператора;

                                             (4)

где qi . – объем выручки туроператора;

Q – объем выручки всех  туроператоров.

  1. Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI) - равен сумме квадратов рыночных долей, выраженных в процентах.                                            (5)

Оценка уровня концентрации рынка проводится по таблице 4.

Таблица 4 - Оценка концентрации рынка

Источник: [2].

Пример, расчет коэффициента рыночной концентрации (CR)  на российском рынке туроператоров с 2002 по 2009 годы. Полученные результаты показаны на рис. 5.

Источник: [2].

Рисунок 5 - Коэффициент рыночной концентрации на российском рынке туроператоров

По рисунку видно, что  уровень концентрации туроператорского рынка достаточно низкий и конкуренция  на этом рынке развита недостаточно.

Таким образом, можно выделить следующие принципы формирования конкурентной среды в туризме:

- динамичность и целенаправленность  конкурентной среды на достижение

основных целей развития туризма в определенном периоде,

- интегрированность конкурентной  среды, т.е. формирование единого  конкурентного экономического и  информационного пространства в  сфере туризма,

- учет процессов глобализации  и вступление России в ВТО,

- ориентация на защиту  прав и интересов потребителей,

- обеспечение свободы  предпринимательской деятельности  в туризме в рамках правового  поля,

- системность конкурентной  среды, т.е. взаимосвязь управления  конкуренцией на макро-, мезо- и  микроуровне [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проблема конкурентоспособности  является одной из центральных с  первых этапов развития рыночной экономики  в России. Безусловно, успех региона, да и страны в целом, определяется конкурентоспособностью отдельных  хозяйствующих субъектов. Именно поэтому  решение любых национальных проблем  должно начинаться с изменений на уровне основного звена экономики - предприятий.

Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу.

Изучение и обобщение  основных понятий и методологических положений планирования и управления позволяет дать реальную оценку состояния  дел предприятия и согласовать  процесс выработки управленческих решений. Такие подходы, как планирование и управление на предприятии в  современных условиях хозяйствования позволяет объективно принимать  стратегические решения и вырабатывать способы их реализации для достижения поставленных целей, позволяющих организации  оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой  к требованиям внешней среды.

Но необходимо сказать, что туристская отрасль имеет характерные черты, выраженные в сложности отношений между его составными элементами, трудной измеримости цели, специфике туристского 
продукта, сильной зависимости от внешних факторов.

Изучая подходы к формированию конкурентоспособности предприятий  индустрии туризма, следует отметить, что объектом конкурентной борьбы является туристская услуга, а успешное функционирование туристской фирмы на рынке зависит от спроса на туристские услуги.

Рассмотренные факторы и  их реальное проявление убедительно  свидетельствуют, что конкурентная среда туристского предприятия, являясь частью его маркетинговой  среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов  рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляет собой очень важное с практической точки зрения направление маркетинговых исследований.

Анализ конкурентов и  выработка конкретных действий в  отношении главных соперников часто  могут принести даже больше пользы, чем существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Поставленные задачи курсовой работы были выполнены при помощи изучения особенностей туристского рынка как рынка услуг, теоретических основ, специфики туристской отрасли, а также изучении взаимосвязи конкуренции в туризме на различных уровнях. Особое внимание было уделено современным подходам к формированию лояльных отношений с клиентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Гончаров В. И. Менеджмент. – Мн.: Мисанта, 2008. – 624 с.
  2. Романова Г. М. Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук п-ра Российского нового университета. Сочи, 2011. 46 с.
  3. Валединская Е. Н.: Аннотация статьи CRM (Customer Relationship Management) а-та  ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова. Москва, 2012. 5 с.
  4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. – 278 с.
  5. Бабук И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов технических специальн<span class="Body_0020Text_00

Информация о работе Конкурентная среда туристского предприятия