Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценить и повысить уровень конкурентоспособности строительного предприятия ОАО «Монолитстрой».
Основные задачи:
подробно рассмотреть сущность конкурентоспособности, методы ее оценки и виды конкурентных преимуществ предприятия;
проанализировать влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия;
определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое.docx

— 249.29 Кб (Скачать файл)

Подводя итог анализа предприятий-конкурентов по основным критериям целевых потребителей, следует отметить, что для ОАО «Монолитстрой» в рамках критериев,  значимых с точки зрения потенциальных заказчиков, в настоящее время приоритетными являются следующие направления:

  1. распространение информации о собственной компании, повышение информированности потребителей, призванные повысить спрос на предоставляемые услуги особенно в сегменте коммерческих заказчиков.
  2. развитие постоянного сотрудничества с субподрядчиками и поставщиками строительных материалов, обеспечивающего резервы снижения себестоимости выполнения строительно-монтажных работ, что является определяющим показателем для сегмента государственных и муниципальных заказчиков.

2.4.3 Позиционирование строительной организации ОАО «Монолитстрой»

Логическим продолжением процесса сегментирования является позиционирование строительной продукции на рынке. Позиционирование позволяет сформировать в сознании потребителей особенности данной продукции, отличающие ее от конкурентов [4].

Важно отметить, что строительные организации, осуществляющие успешное позиционирование своей продукции на рынке, обычно руководствуются следующими правилами:

  1. постоянно осуществлять поиск отличительных свойств услуг, предоставляемых собственной компанией;
  2. сочетать достижения научно-технического прогресса с экономической выгодой для фирмы и ее клиентов;
  3. осуществлять своевременный уход с неперспективного для фирмы рынка;
  4. осуществлять поиск компромиссов с ведущими конкурентами на рынке.

При этом возможные тактические приемы рыночного позиционирования строительной продукции сводятся к следующему:

  • позиционирование на основе рыночных преимуществ предоставляемых услуг (снижение себестоимости выполнения строительно-монтажных работ);
  • позиционирование путем расширения круга потенциальных потребителей;
  • позиционирование за счет повышения престижности товара (использование прогрессивных технологий выполнения строительно-монтажных работ);
  • позиционирование, базирующееся на основе сильных и слабых сторон конкурентов (выявление конкурентных преимуществ собственной организации) [19].

Для ОАО «Монолитстрой» целесообразно проводить позиционирование рынка на основе рыночных преимуществ предоставляемых услуг. Определяющими критериями при выборе генподрядной организации, с точки зрения инвестора, являются стоимость и качество выполняемых строительно-монтажных работ. В связи с этим именно указанные факторы легли в основу разработки карты восприятия для ОАО «Монолитстрой».


Уровень качества

 


                                                               2 3


Высокий                               1           


 

Низкий


                                                  Низкая                   Высокая                Цена (себестоимость)

1 – ОАО «Монолитстрой»; 2 – ЗАО «Созидатель»;

3 – ОАО СКФ «Комфорт»

 

Рисунок 3 – Карта восприятия ОАО «Монолитстрой»

 

    1. Как видно на рисунке, основные конкуренты ОАО «Монолитстрой» также располагаются в области высокого уровня качества выполняемых работ и достаточно низкой цены, что говорит о необходимости разработки мероприятий, направленных на повышение качества предоставляемых услуг и снижение их стоимости.  
      АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ОАО «МОНОЛИТСТРОЙ»

 

Открытое акционерное общество «Монолитстрой» основано в 1978 году как специализированное управление нулевых работ в составе Брянского треста домостроения. С 1992 года  ОАО  «Монолитстрой» - самостоятельное акционерное общество, которое учреждено и функционирует в соответствии с Федеральным законом  РФ от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Открытое акционерное общество «Монолитстрой» является юридическим лицом и представляет собой коммерческую организацию, имеющее основной целью получение прибыли при осуществлении видов деятельности, определенных в уставе организации.

ОАО «Монолитстрой» как юридическое лицо зарегистрировано 30 июля 2002 года Инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Бежицкому району г. Брянска и Брянской области. При регистрации обществу были присвоены ОГРН 1023201058638. Юридический адрес исследуемого предприятия:  241035 г. Брянск, ул. Протасова, 1А. ИНН 3232001641; КПП 323201001.

В 2000-2002 годах ОАО «Монолитстрой» принимало участие во Всероссийских конкурсах на лучшую строительную организацию, и в течение трех лет было включено в рейтинг 150 лучших организаций – лидеров строительного комплекса России.

В настоящее время ОАО «Монолитстрой» - генподрядная организации, которая ведет строительство до сдачи объекта заказчику или вплоть до сдачи в эксплуатацию, фактически «под ключ». Несмотря на то, что часть работ предприятие выполняет собственными силами, для осуществления специализированных видов работ ОАО «Монолитстрой» привлекает различные субподрядные организации:

 

  • для выполнения электро-технических работ – ОАО БУМ «ЦЭМ», ООО «РОСЭЛ», ООО «Электросервис»;
  • для выполнения сантехнических работ, работ по устройству отопления и вентиляции – ООО «Монтажсантехника», ООО «Агросантехмонтаж-1»;
  • для выполнения работ по устройству связи и сигнализации – ООО «ВИМ Лимитед»,  ООО «Спецавтоматика-Брянск»;
  • для выполнения свайных работ и по аренде строительных машин и механизмов – ОАО «СУМ», ОАО «БУМ».

Рассматриваемая организация относится к предприятиям среднего бизнеса с количеством работников 240 человек. Среди которых высококвалифицированные инженерно-технические работники, каменщики, монтажники, маляры-штукатуры, плотники, а также рабочие других строительных специальностей. Кадровый состав организации представлен в приложениях А и Б. При этом организация функционирует в соответствии с линейно-функциональной структурой, в рамках которой линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения участвуют в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Организационная структура ОАО «Монолитстрой» представлена на рисунке 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 



 

 

 

 



 


 

 

Рисунок 4 – Организационная структура ОАО «Монолитстрой»

 

Что касается основных технико-экономических показателей ОАО «Монолитстрой», необходимо отметить, что исследуемая организация располагает двумя производственными базами, на территории которых находятся складское хозяйство, гаражи для автотранспорта. Кроме того, на балансе предприятия имеются специальные установки для обеспечения объектов раствором и бетоном, а также установки для выпуска стеновых камней и элементов благоустройства обеспечивает установка.

В собственности ОАО «Монолитстрой» находится более 30 единиц автотранспорта и строительной техники, в числе которых экскаваторы, погрузчики, передвижные компрессоры. Для выполнения отделочных работ применяются собственные штукатурные станции и другие механизмы. Сварочные работы обеспечивают 16 единиц сварочных аппаратов. Сведения о наличии производственной базы предприятия  представлены в приложении В.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия отражены в таблице 6.

 

Таблица 6 – Технико-экономические показатели деятельности ОАО «Монолитстрой» за 2012-2013 гг.

Наименование показателя

Значение показателя

1

2

Объем выполненных работ, млн. руб.

378,8

Среднесписочная численность работников, чел.

В т.ч.

  • работающие
  • рабочие

240

 

28

212

Количество технологического оборудования, шт.

52

Балансовая стоимость оборудования, млн. руб.

7,68

Фондоотдача, руб/руб.

49,31

Фондоемкость, руб/руб.

0,02

Фондовооруженность, руб/ч

32008,3

Производственная площадь предприятия, м2

38029


 

Анализ финансовых показателей деятельности исследуемого предприятия проводился на основе данных бухгалтерской отечности ОАО «Монолитстрой» за период с 2010 по 2012 гг. и представлен в таблице 7.

Таблица 7 – Динамика показателей финансовой деятельности ОАО «Монолитстрой» за 2010-2012 гг.

Наименование показателя

Значение показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Балансовая прибыль, тыс. руб.

3424

5349

7912

Доля заемного капитала, %

89

87,5

80,8

Показатель абсолютной ликвидности, %

3,1

3,2

33,6

Коэффициент общей ликвидности, доли ед.

0,63

0,86

0,93

Коэффициент покрытия баланса, доли ед.

0,94

0,99

0,98




 

Исходя из данных таблицы 7, можно сделать вывод о том, что в период с 2011 по 2012 гг. наблюдались положительные тенденции в финансовом развитии предприятия. Этому свидетельствует увеличение прибыли в 2012 году по сравнению с 2010 и 2011 годом, уменьшение доли заемного капитала в общем капитале организации, однако она по-прежнему остается достаточно высокой.

Кроме того, в 2012 году значительно вырос показатель общей ликвидности и превысил необходимый уровень – 25%, т.е. увеличилась стоимость быстрореализуемых активов, способных покрыть краткосрочные обязательства организации. Показатели общей ликвидности и покрытия баланса за рассматриваемый период также увеличились, однако необходимого уровня (показатель общей ликвидности больше или равен 1, показатель покрытия баланса больше или равен 2) не достигли.

Важным элементом анализа состояния и развития ОАО «Монолитстрой» является оценка его внутреннего потенциала, в рамках которой необходимо провести анализ по основным функциональным областям деятельности предприятия, а именно в области маркетинга, финансов, производства и менеджмента. При этом целью анализа является выявление сильных и слабых сторон функционирования фирмы.

Анализ потенциала ОАО «Монолитстрой» приведен в таблице 8.

 

Таблица 8 – Анализ потенциала ОАО «Монолитстрой»

 

Составляющие

Эффективность составляющих внутренней среды

Важность (вес)

Очень

сильная

Сильная

Нейтральная

Слабая

Очень

слабая

Высокая

Средняя

Низкая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Маркетинг

Репутация организации

O

       

4

   

Рыночная доля

 

O

     

4

   

Качество продуктов

 

O

     

4

   

Наличие маркетинговых исследований

     

O

 

4

   

Эффективность продвижения

   

O

   

4

   

Эффективность работы сбытовиков

     

O

   

4

 
                   

Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Финансы

Уровень прибыльности

 

O

     

4

   

Финансовая стабильность

   

O

   

4

   

Ликвидность

   

O

     

4

 

Платежеспособность

 

O

     

4

   

Производство

Уровень НИОКР и инноваций

   

O

   

4

   

Состояние основных фондов

 

O

       

4

 

Резервы производственных мощностей

   

O

     

4

 

Использование современных технологий

   

O

   

4

   

Гибкость производственных линий

   

O

     

4

 

Менеджмент

Предпринимательская культура

 

O

       

4

 

Квалификация руководства

O

       

4

   

Квалификация персонала

O

       

4

   

Система мотивации сотрудников

   

O

     

4

 

Возрастная структура работников

     

O

   

4

 

Информация о работе Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»