Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценить и повысить уровень конкурентоспособности строительного предприятия ОАО «Монолитстрой».
Основные задачи:
подробно рассмотреть сущность конкурентоспособности, методы ее оценки и виды конкурентных преимуществ предприятия;
проанализировать влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия;
определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое.docx

— 249.29 Кб (Скачать файл)

 

Результаты анализа потенциала организации показывают, что, несмотря на наличие факторов внутренней среды, отрицательно влияющих на деятельность предприятия,  в целом ОАО «Монолитстрой» работает достаточно эффективно. На данном этапе основной задачей для предприятия должно стать  укрепление слабых сторон, которые в большей степени препятствуют высокоэффективному функционированию и развитию организации.

Прежде всего, среди таких факторов следует отметить отсутствие в организационной структуре предприятия маркетинговой службы. Это приводит к тому, что предприятие не получает информацию о деятельности конкурентов и действиях потребителей, вследствие чего не обеспечивается гибкое приспособление организации к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителей на рынке.

К негативным факторам можно отнести и недостаточный уровень использования новых технологий и развития инноваций, т.е. не обеспечивается повышение качества строительно-монтажных работ и снижение сроков строительства, что в свою очередь ведет к снижению конкурентоспособности исследуемой организации.   Возрастная структура предприятия с преобладающей долей сотрудников в возрасте от 40 до 50 лет также отрицательно сказывается на деятельности предприятия, обуславливая снижение производительности труда и эффективности внедрения и использования новых технологий.

Успешную деятельность ОАО «Монолитстрой» обеспечивают ее сильные стороны, к которым, в первую очередь, следует отнести хорошую деловую репутацию, которая формировалась на протяжении 30 лет и в настоящее время обеспечивается высоким качеством и выполнением  строительно-монтажных работ в установленные сроки. Положительное влияние на деятельность ОАО «Монолитстрой» оказывает наличие собственной производственной базы, а также необходимой строительной техники и оборудования, что позволяет исключить дополнительные затраты на привлечение производственных средств для выполнения работ. Кроме того, необходимо отметить высокий уровень квалификации руководства и персонала организации, обеспечивающий требуемое качество выполняемых работ.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что организация ОАО «Монолитстрой» обладает мощным потенциалом и является конкурентоспособной.

При этом к сильным сторонам предприятия относятся:

  • хорошая репутация организации;
  • высокое качество выполняемых работ;
  • наличие собственных производственных баз, необходимой строительной техники и оборудования;
  • высокий уровень квалификации персонала.

Слабые стороны предприятия включают:

  • недостаточный уровень использования новых технологий;
  • преобладание в возрастной структуре персонала лиц в возрасте от 40 до 50 лет;
  • отсутствие отдела маркетинга.
  •  
    1. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ОАО «МОНОЛИТСТРОЙ»

 

В ходе выполнения курсовой работы в процессе сегментирования потребителей продукции для ОАО «Монолитстрой» в качестве целевого был выбран сегмент государственных и муниципальных заказчиков объектов социального назначения.

В целях изучения существующих тенденций, главных направлений развития в области строительства социально значимых объектов, а также для определения мнений основных потребителей строительной продукции о деятельности ОАО «Монолитстрой» в рамках выбранного сегмента было проведено анкетирование экспертов - сотрудников предприятий-заказчиков, заключающих договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ с исследуемой организацией.

Анкетирование проводилось среди специалистов МУП «Брянскгорстройзаказчик» и КП Брянской области «Управление капитального строительства». Для заполнения экспертам был предоставлен бланк анкеты, - приложение В - который содержит три ключевых блока, состоящих из 5 вопросов. В ходе анкетирования респондентам было предложено изложить свое профессиональное мнение по каждому из трех основных направлений исследования:

  • выявление общих тенденций в сфере строительства объектов социального назначения;
  • изучение объемов строительства объектов социального назначения;
  • оценка деятельности исследуемой строительной организации – ОАО «Монолитстрой».

На основе обработки данных, полученных в результате анкетирования, был проведен анализ по исследуемым блокам.

В рамках изучения общих тенденций в сфере строительства объектов социального назначения, было выяснено, что, по мнению респондентов, объемы финансирования социально значимых объектов за последние три года (2007-2010 гг.) увеличились, что связано, прежде всего, с действием на территории Брянской области различных федеральных и региональных целевых программ, ориентированных на обеспечение функциональной недвижимостью больших социальных групп людей. Как было отмечено, за последние годы увеличился объем капитального ремонта, реконструкции зданий и  сооружений социально-культурного назначения.

При этом, несмотря на положительную динамику строительства объектов социального назначения, с точки зрения экспертов, Брянская область по-прежнему испытывает острую необходимость в указанных объектах. Среди основных причин, определяющих потребность региона в социально-культурных объектах, были отмечены:

  • увеличение рождаемости в регионе за последние годы, что объясняет необходимость строительства детских садов, школ, физкультурно-оздоровительных комплексов, учреждений дополнительного образования;
  • необходимость строительства медицинских учреждений, отвечающих требованиям использования нового современного оборудования.

Говоря о прогнозах в сфере финансирования строительства объектов социального назначения, следует отметить, что объемы выделяемых средств будут зависеть от результатов процесса разработки федеральных программ, особенно это касается строительства объектов по программе ликвидации ветхого жилья, предоставления жилья военнослужащим, а также лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Анализ ответов на вопросы, входящие в состав второго блока по изучению объемов строительства объектов социального назначения, позволил определить, что, по мнению респондентов, объемы ввода указанных объектов за последние годы (2007-2010 гг.) оцениваются в среднем как удовлетворительные. При этом предполагается увеличение ввода социально-культурных объектов в планируемый период (2010-2012 гг.).  Однако эксперты отметили, что основной проблемой в сфере строительства объектов социального назначения является недостаточное финансирование.

Среди организаций, деятельность которых направлена на выполнение СМР по объектам социального назначения были выделены ОАО «Монолитстрой» и ООО «Гран». Необходимо отметить, что, по мнению экспертов, наибольшие объемы работ в исследуемой сфере осуществляет ОАО «Монолитстрой». Это говорит о достаточно эффективной деятельности предприятия на выбранном сегменте и требует от ОАО «Монолитстрой» укрепления достигнутых позиций.

Обработка данных, полученных в результате анкетирования в рамках третьего направления, дала возможность оценить деятельность ОАО «Монолитстрой» с точки зрения основных заказчиков, выявить требования, предъявляемые к качеству работ и выяснить отношение потребителей к цене.

Как было выяснено, предприятия-потребители сотрудничают с ОАО «Монолитстрой» более 15 лет, что говорит о хорошей репутации компании, основанной на высокой  дисциплине и соблюдении договорных обязательств, которые принимает на себя ОАО «Монолитстрой», заключая договор подряда с заказчиком. В то же время заказчики предпочитают, чтобы работы по строительству объектов социального назначения выполняли ОАО «Монолитстрой» и другие предприятия. В связи с этим конкурентная стратегия ОАО «Монолитстрой» должна быть направлена на вытеснение основных соперников с целевых сегментов для привлечения заказчиков на свою сторону.

В ходе анкетирования экспертов было выяснено, что наиболее важными критериями при оценке предприятий, осуществляющих строительство социально значимых объектов, являются качество работ, репутация предприятия и квалификация персонала. При этом услуги ОАО «Монолитстрой» по качеству были оценены на уровне 5 баллов,  по цене – в среднем на уровне 3 баллов, по срокам строительства – на уровне 2 баллов. Кроме, того по мнению экспертов ОАО «Монолитстрой» была признана надежной организацией. Таким образом, учитывая ответы респондентов, ОАО «Монолитстрой» рекомендуется поддерживать репутацию фирмы на достигнутом уровне, обеспечивая высокое качество предоставляемых услуг за счет работы высококвалифицированного персонала, однако следует обратить внимание на возможности снижения договорной цены и сокращения сроков строительства, т.к. указанные показатели оцениваются неудовлетворительно. Совершенствование стратегии развития предприятия по выявленным направлениям позволит ОАО «Монолистсрой» эффективно функционировать на выбранных целевых сегментах.

 

2.7 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ОАО «МОНОЛИТСТРОЙ»

 

Политика цен представляет собой сознательное руководство деятельностью по установлению цен. Ценовая политика обычно заключается в логической увязке целей, возможностей и средств предприятия. Она включает основные принципы и правила, которые фирма стремится использовать в своей повседневной практике. В ценовой политике формируются общие подходы в ценообразовании фирмы [12].

В связи с тем, что в качестве исследуемой в рамках курсовой работы организации рассматривается ОАО «Монолитстрой», которое является генеральным подрядчиком, необходимо учитывать особенности ценообразования и формирования ценовой политики в строительной отрасли, которая представляет собой механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.

Важно учитывать, что политика и стратегия ценообразования должны разрабатываться в соответствии с определенной, выбранной маркетинговой стратегией предприятия. Такой стратегией, например, может быть: проникновение на новый рынок продукции; развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием; разработка новых видов продукции или модификация уже существующей для завоевания новых рынков и т.д. [4].

В свою очередь маркетинговая стратегия ОАО «Монолитстрой» в рамках выделенного целевого сегмента, который состоит из государственных и муниципальных заказчиков объектов социального назначения, должна быть направлена на укрепление позиций предприятия на указанных сегментах, т.е. на сохранение фирмой существующего положения и повышение эффективности работ на выбранном рынке.

Кроме того, целью ценовой политики, проводимой ОАО «Монолитстрой» также должно стать вытеснение основных конкурентов, занимающихся выполнением строительно-монтажных работ в сфере строительства социально значимых объектов, что позволит увеличить объемы реализации продукции фирмы и прибыльность работы на выбранных сегментах рынка.

  1. Определение спроса на услуги ОАО «Монолитстрой».

Изучение спроса на строительную продукцию ОАО «Монолитстрой» проводилось на основе анализа исследования мнения экспертов в области строительства объектов социального назначения, являющихся заказчиками исследуемого предприятия.

В ходе исследования было выяснено, что выбранный для ОАО «Монолитстрой» целевой сегмент, предполагающий удовлетворение потребностей государственных и муниципальных заказчиков в сфере  строительства социально значимых объектов является перспективным, что связано с высоким спросом на указанном рынке, вызванным острой необходимостью Брянской области в указанных объектах.

При этом необходимо отметить, что в сфере финансирования строительства объектов  социального назначения объемы выделяемых средств будут зависеть от результатов процесса разработки федеральных программ, однако прогнозируется предоставление со стороны государства  еще больших объемов финансовых ресурсов, направленных в рассматриваемый сегмент, что в итоге должно привести и к увеличению ввода социально-культурных объектов.

Кроме того, в рамках изучения спроса при разработке ценовой политики ОАО «Монолитстрой» должен учитываться тот факт, что спрос по цене на объекты капитального строительства в социальной сфере, как правило, не эластичен. Это означает, что строительство подобных объектов обусловлено потребностью широких социальных групп населения. Вместе с тем спрос на рассматриваемые объекты имеет разнородный характер, который зависит от требований, определяемых государственным заказом.

  1. Оценка издержек производства строительно-монтажных работ

В основе определения цены на строительно-монтажные лежат затраты на выполнение данных работ. При этом предприятия в большинстве случаев стараются установить такую цену, которая покрывала бы не только издержки производства и сбыта продукции, но и обеспечивала соответствующую прибыль за приложенные усилия и риск.

Система ценообразования в строительстве, как правило, включает в себя три основных элемента: прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления.

Информация о работе Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»