Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:43, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование важности оценки конкурентоспособности фирмы и практическая реализация методов оценки на примере спортклуба Reebok.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
рассмотреть теоретические особенности конкуренции и конкурентоспособности фирмы и товара;
выявить основные направления в управлении конкурентоспособностью и проанализировать способы ее оценки;
провести анализ конкурентоспособности на конкретном примере с целью разработки мероприятий по ее повышению.
Введение
Глава 1. Конкурентоспособность фирмы и способы ее оценки
1.1. Понятие конкурентоспособности
1.2. Анализ методологических подходов в оценке конкурентоспособности
1.3. Основные направления в управлении конкурентоспособности
фирмы
Глава 2. Оценка конкурентоспособности фирмы
2.1. Характеристика фирмы и оценка ее положения на рынке
2.2. Оценка конкурентоспособности фирмы
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности фирмы
Заключение
Список литературы
К внутренним факторам для магазина можно отнести следующие:
Наибольшее влияние
оказывают социально-
Рисунок 2
Оценивая объем оказываемых услуг клуб Reebok также не уступает своим конкурентам и занимает одна из первых мест по этому показателю- рис.2.
Таким образом, не прибегая к более подробному сравнительному анализу клуба Reebok со своими конкурентами и не пользуясь методами оценки конкурентоспособности, на первый взгляд можно сделать вывод о том, что рассматриваемая фирма охватывает большой сегмент рынка, предлагая большой комплекс услуг в своей сфере деятельности; большая доля потребителей услуг (причем большая часть из них- это постоянные клиенты) фирмы на рынке говорит о ее конкурентоспособности среди конкурентов.
В целом, можно отметить лидирующее положение на рынке за счет высококачественных услуг, большого объема предлагаемых различных видов занятий и сопутствующих услуг, гибкой системе скидок, широкому территориальному распространению, то есть доступности для пользователей в различных районах города, а также высокой культуре обслуживания.
1.2 Оценка конкурентоспособности фирмы
Как уже было отмечено в предыдущей главе, фирма предлагает широкий комплекс услуг в своей сфере деятельности. При этом, было определено, что существует нехватка высококвалифицированного персонала, что приводит к большой нагрузке на имеющийся штат работников и, соответственно, можно отметить отсутствие индивидуального подход к каждому клиенту, более внимательное отношение во время занятий и т.п.
Однако, на рынке спортивных услуг, как и на любом рынке, существуют наиболее значимые факторы для оценки качества и конкурентоспособности услуг. То есть для каждого потребителя существуют свои приоритеты в выборе того или иного клуба и его услуг.
Рисунок 3 Факторы конкурентоспособности услуги
Для наиболее наглядного представления факторов конкурентоспособности услуг на рассматриваемом рынке я использую схему, в которой будут отражены наиболее распространенные и важные из них.
Представленные на рисунке 3 показатели конкурентоспособности услуг на данном рынке получены путем проведения анкетирования среди потребителей подобных услуг ( анкета представлена в приложении 1). На основе полученных ответов и их обработки методами математической статистики, были выявлены основные критерии конкурентоспособности услуг на данном рынке.
Из представленной схемы видно, что на конкурентоспособность товара могут влиять большое количество факторов. Фирмам необходимо выбирать и учитывать именно те из них, которые наиболее важны.
Для оценки
Обратимся к каждому фактору
конкурентоспособности более
Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции (услуг), обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Уровень качества как фактор конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемых услуг и аналога (базового образца). Показатель качества услуги— это количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги, составляющих ее качество. Показатель качества количественно характеризует степень пригодности услуги удовлетворять определенные потребности. В нашем примере под качеством оказываемых услуг спортклубом Reebok понимается полноценное удовлетворение потребности потребителей в оказании услуг, которое выражается в получаемых результатах от занятий (похудение, укрепление мышц и т.п), проведении интересных занятий (музыкальное сопровождение, разнообразие и т.п). Показатель качества услуг также проявляется в уровне, культуре обслуживания и т.п.
Новая услуга —это удовлетворение новых потребностей человека или по сравнению с заменяемой услугой более полно удовлетворяет сложившиеся потребности. Свойства услуги, обусловливающие ее принадлежность к категории «новая услуга», следует считать проявлением новизны. Если степень новизны услуги определяется с позиции потребителя, то ее следует считать потребительской новизной. Услуга нового вида — услуги, удовлетворяющие новые потребности или удовлетворяющие уже существующие потребности принципиально другим способом. Любой товар (услуга) после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых услуг должна быть достаточно долговременной. Для спортклуба Reebok примером новых услуг может считаться появление нового вида занятий, обусловленное появлением новых тренажеров (core-занятия), предложение потребителем дополнительных сопутствующих услуг, не относящихся к прямой деятельности фирмы (продажа ими разработанного энергетического напитка для занятий) и т.п.
Цена – это один из важнейших факторов конкурентоспособности услуги. Для фирм, работающих на рынке, независимо от форм собственности вопрос о ценах имеет очень большое значение. Цены, находясь в тесной взаимосвязи со всеми переменными маркетинга, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. От цен во многом зависит достижение коммерческих результатов, верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса фирмы. Цена потребления отражает полые расходы потребителя по приобретению и пользованию услугой. Если оценивать предлагаемые услуги фирмой и сравнивать их с конкурентами, то можно отметить, что в спортклубе Reebok цены на услуги чуть выше, чем у других, однако существует довольно гибкая система скидок и рассрочек платежа, что делает услуги спортклуба привлекательными для конкурентов.
Имидж - это известность и репутация предприятия как надежного партнера, способного обеспечить качество услуги, а также в срок выполнять свои обязательства. Имидж предприятия переносится и на его услуги. При одинаковом значении отношения ''качество-цена'' у конкурирующих услуг покупатель отдает предпочтение услуге с более высоким имиджем. При одинаковом качестве услуге с более высоким имиджем продаются по более высокой цене. Потому, чтобы завоевать рынок, необходимо:
1. Превзойти по качеству услуги (товар) конкурирующей фирмы
2. Всеми методами создавать имя своей фирме
Имидж проявляется через торговую марку. Известная и популярная у потребителей марка именуется брендом. За рубежом накоплен большой опыт в деле формирования у потребителей образа фирменного товара (услуги), технология создания и внедрения которого в массовое сознание получила название брендинга. Указанная символика выделяет товар (услугу) среди аналогов, придает ему индивидуальность и особое отношение окружающих. Деятельность по созданию долгосрочного предпочтения туслуги — брендинг. Он предполагает усиленное воздействие на потребителя сильного товарного знака (отличающегося от обычного способностью вызывать положительные ассоциации), привлекательной и функциональной упаковки, рекламных обращений и других элементов рекламно-информационной деятельности. В данном направлении спортклуб Reebok выделяется среди своих основных конкурентов, так как его название обеспечено популярностью благодаря фирме Reebok, выпускающей спортивную продукции.
Сервис представляет собой наличие дополнительных небольших услуг, предлагаемых фирмой для удобства и полного удовлетворения потребностей клиента. Сервис в данной отрасли выражается в предоставлении потребителю возможности уютного отдыха во время пользования основными услугами (наличии кафе к примеру), существование салона красоты или дополнительных услуг (солярия) и т.п.
Ассортимент выражается в наличии представленных разновидностей услуг спортклуба- разнообразие спортивных занятий, дополнительных сопутствующих услуг.
Далее проведем количественную оценку конкурентоспособности услуг, для чего воспользуемся одним из методов оценки.
Таблица 3 Обобщенный комплексный показатель конкурентоспособности услуги
Показатели |
Параметр весомости, mi |
Экспертная оценка иссл. товара, Pi |
Экспертная оценка товара-образца, Pi |
Качество |
5 |
5 |
4 |
Новизна |
4 |
5 |
3 |
Цена |
2 |
3 |
3 |
Сервис |
2 |
3 |
2 |
Имидж |
5 |
4 |
5 |
Ассортимент |
3 |
5 |
3 |
Ии=5*5+4*5+2*3+2*3+5*4+3*5=92 балла
Ио=5*4+4*3+2*3+2*2+5*5+3*5=76 баллов
Полученный результат говорит о том, что общая оценка по всем показателям у исследуемой услуги выше, чем у услуги-образца, значит конкурентоспособность первого больше конкурентоспособность второго.
Относительные единичные показатели исследуемого товара по каждому показателю
(используется семи бальная оценка)
Ук=6/4=1,5
Ун=4/4=1
Уц=3/4=0,75
Уим=4/2=2
Уа=7/3=2,33
где Ун - уровень новизны, Ук - уровень качества, Уц - уровень цены, Уим – уровень имиджа, Уу – ассортимента.
Абсолютный показатель цены: Уц =цена иссл. товара/цена образца=
= 20 у.е./15 у.е.= 1,33 из полученного
результата можно сделать
С помощью смешанного метода расчета, включающего в себя дифференцированный и комплексный, выявим уровень конкурентоспособности исследуемой услуги, а потом сравним его с уровнем конкурентоспособности услуги-образца. Эти вычисления покажут общий уровень конкурентоспособности исследуемой услуги и его аналога, и дадут возможность их сравнения. Начнем с исследуемой услуги, предлагаемой фирмой Reebok.
Таблица 4 Оценка услуги клуба Reebok
Показатели конкурентоспособнос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ai |
qi |
Иi |
Качество |
+ |
5/5 |
0,3 |
0,3 | ||||
Новизна |
+ |
5/5 |
0,2 |
0,16 | ||||
Цена |
+ |
4/5 |
0,05 |
0,04 | ||||
Сервис |
+ |
3/5 |
0,1 |
0,06 | ||||
Имидж |
+ |
4/5 |
0,3 |
0,24 | ||||
Ассортимент |
+ |
5/5 |
0,05 |
0,05 |
Иобщ =0,85 – высокий уровень конкурентоспособности данной услуги.
Проделаем то же самое с услугой-образцом.
Таблица 5 Оценка услуги-образца
Показатели конкурентоспособнос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ai |
qi |
Иi |
Качество |
+ |
4/5 |
0,3 |
0,24 | ||||
Новизна |
+ |
3/5 |
0,2 |
0,12 | ||||
Цена |
+ |
3/5 |
0,05 |
0,03 | ||||
Сервис |
+ |
2/5 |
0,1 |
0,04 | ||||
Имидж |
+ |
5/5 |
0,3 |
0,3 | ||||
Ассортимент |
+ |
3/5 |
0,05 |
0,03 |