Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:43, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование важности оценки конкурентоспособности фирмы и практическая реализация методов оценки на примере спортклуба Reebok.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
рассмотреть теоретические особенности конкуренции и конкурентоспособности фирмы и товара;
выявить основные направления в управлении конкурентоспособностью и проанализировать способы ее оценки;
провести анализ конкурентоспособности на конкретном примере с целью разработки мероприятий по ее повышению.
Введение
Глава 1. Конкурентоспособность фирмы и способы ее оценки
1.1. Понятие конкурентоспособности
1.2. Анализ методологических подходов в оценке конкурентоспособности
1.3. Основные направления в управлении конкурентоспособности
фирмы
Глава 2. Оценка конкурентоспособности фирмы
2.1. Характеристика фирмы и оценка ее положения на рынке
2.2. Оценка конкурентоспособности фирмы
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности фирмы
Заключение
Список литературы
Иобщ =0,76
Из результатов этих операции делаю вывод о том, что обе услуги обладают высокой конкурентоспособностью, но разница между этими показателями значительная, поэтому конкурентоспособность исследуемой услуги, предлагаемой клубом Reebok выше конкурентоспособности второго.
Как видно из
полученных результатов,
1.3 Оценка конкурентоспособности фирмы
Уровень конкурентоспособности предприятия оценивается с помощью различных методов, а также выражается в следующих важнейших характеристиках:
Способность развития
Она определяется инновационной активностью предприятия и является стержневым звеном товарной политики в системе маркетинга и включает процессы поиска идеи создания новой продукции с учетом конкретных потребностей, выхода ее на предпринимательский рынок и наблюдения за ее поведением на рынке. Необходимое условие успеха инновационной политики — перманентность инновации, т.е. ее преемственность, непрерывность и последовательность. Это означает, что один вид нового товара (услуги) запущен и продается на рынке, а в это же время ему на смену разрабатывается другой, уже новый или усовершенствованный товар (услуга).
Оценивая этот фактор конкурентоспособности данной фирмы, можно отметить, что ее инновационная деятельность отличается особой активностью. Это выражается в постоянном мониторинге внешней среды, выявлении потребностей покупателей, оценке конкурентных преимуществ других фирм. Как отмечалось раннее, эта фирма ведет непрерывные поиски новых идей, и фактор новизны является для нее одним из важнейших. Этому способствуют и система поощрений новых предложений и предоставление достаточно широкого поля деятельности для работников предприятия, и обязательное повышение квалификации работников фирмы. Поэтому, говоря об оценке этого фактора для данной фирмы, можно поставить высший балл.
Производственные мощности предприятия
Производственная мощность — максимально возможный выпуск продукции (или объем предлагаемых услуг) при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она производится с целью обеспечения баланса рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, а также обоснования программы его производственного развития и конкурентного поведения на рынке. Одним словом, производственные мощности фирмы Reebok проявляются в наличии широких возможностей по оказанию большого комплекса услуг, что выражено в наличии больших площадей, большого количества спорткомплексов по городу, тренажеров и других сопутствующих оборудований.
Динамика финансовых результатов
Здесь оцениваются показатели рентабельности производства, рентабельности продаж.
В данной сфере деятельности наиболее
важными конкурентными преимуще
Расчет производственной мощности. Показателями использования производственной мощности являются:
Кобщ=0,9 (высокий уровень использования производственной мощности);
Кинт=0,94 (высокая интенсивность загрузки производственной мощности).
Расчет показателей
Динамика финансовых результатов:
Рпроиз=45% (рентабельность производства высокая, так как составляет 45%, что означает высокую конкурентоспособность фирмы);
РСК=40%
Расчет рассмотренных
Таблица 5Оценка конкурентных
преимуществ фирмы и
Показатель конкурентоспособности |
Важность пок-ля |
Reebok |
1 |
2 |
3 |
4 |
Эталон |
Профессонал. подготовка персонала |
0,2 |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,9 |
Надежная система сбыта |
0,27 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Широта ассортимента предлагаемых услуг |
0,1 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
Большой удельный вес постоянных клиентов |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
использование новых технологий, оборудования, программ |
0,23 |
0,9 |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,9 |
Оценка конкурентного статуса фирмы производится по формуле:
Rj=1- ΣPi(1-aij)2 (приближенность рассматриваемой фирмы к эталону)
Рассчитаем конкурентный
статус для каждой фирмы-
Rм=0,75 R1=0,89 R2=0,68 R3=0,6 R4=0,69
Среди наиболее важных показателей источников конкурентных преимуществ можно выделить: наличие надежной системы сбыта и использование новых технологий, оборудования, программ. По первому из названных показателей спортклуб Reebok имеет очень низкую оценку, поэтому в первую очередь ей необходимо обратить внимание на улучшение именно этого показателя. По использованию новых технологий, оборудования, программ рассматриваемая организация занимает лидирующее положение, что отражается на качестве ее продукции и высоких оценках конкурентоспособности ее товара. Также эта фирма отличается от своих конкурентов по показателю ''широта ассортимента предлагаемых'', хотя он имеет не такую высокую важность, как, например, ''большой удельный вес постоянных клиентов''. Этот фактор так же, как и ''надежная система сбыта'' хуже, чем у остальных. Поэтому для улучшения конкурентоспособности фирмы необходимо обратить внимание на показатели с наименьшей оценкой, которых у спортклуба Reebok два и они являются одними из наиболее важных для успешной деятельности на рынке спортуслуг таких, как ''большой удельный вес постоянных клиентов'' и ''наличие надежной системы сбыта''.
Спортклуб Reebok занимает хорошую позицию среди своих основных конкурентов, уступая всего одному. Он на 75% приближается к эталону или, наоборот, на 25% отстает от него.
Для того, чтобы
оценить общую
Согласно методу анализа иерархии (МАИ), на первом этапе представляется в виде разноуровневой иерархии, на вершине которой (1уровень иерархии) показывается цель исследования - конкурентоспособность спортклуба.
Рисунок 4 Оценка конкурентоспособности фирм
На втором этапе составляется
матрица попарных сравнений (на основе
шкалы относительной важности) для
второго уровня - критериев конкурентоспособност
Таблица 6 Шкала относительной важности
Интенсивность относительной важности |
Определение |
Объяснения |
1 |
Равная важность |
Равный вклад двух видов деятельности в цель |
3 |
Умеренное превосходство одного над другим |
Опыт и суждения дают легкое превосходство одного над другим |
5 |
Существенное или сильное превосходство |
Опыт и суждения дают сильное превосходство одного над другим |
7 |
Значительное превосходство |
Одному дается настолько сильное превосходство, что оно становится практически значимым |
9 |
Очень сильное превосходство |
Очевидность превосходства одного над другим подтверждается наиболее сильно |
2,4,6,8 |
Промежуточные решения между двумя соседними суждениями |
Применяются в компромиссном случае |
Далее сравниваем с помощью шкалы относительной важности относительную важность элементов матрицы с элементами наверху. Иными словами, производится попарное сравнение критериев конкурентоспособности между собой.
Таблица 7 Матрица попарных сравнений для второго уровня
Критерии |
Качество товаров |
Ассортимент товаров |
Культура обслуживания |
Низкие цены |
Условия обслуживания |
Профессионализм |
1 |
1/2 |
5 |
1/3 |
6 |
Ассортимент |
2 |
1 |
6 |
1/6 |
7 |
Культура обслуживания |
1/5 |
1/6 |
1 |
1/9 |
2 |
Низкие цены |
3 |
6 |
9 |
1 |
7 |
Условия обслуживания |
1/6 |
1/7 |
1/2 |
1/7 |
1 |
После того как проблема иерархически воспроизведена (структурирована) и проставлены результаты субъективных парных суждений, производится расчет «локальных» приоритетов –векторов приоритетов (участок матрицы из одной строки или столбца), который выражают относительное влияние элемента (критерия) на элемент более высокого уровня –конкурентоспособность.
9,368
Далее проводим нормализацию полученных значений по формулам:
Х=
Х1=0,856/9,368=0,091; Х2=1,321/9,368=0,141; Х3=0,081/9,368=0,0086
Х4=6,985/9,368=0,745; Х5=0,125/9,368=0,013
Полученные величины х1,х2, х3,х4 и х5 являются значениями векторов приоритетов. Значения критерия с наивысшим приоритетом – низкие цены.
На третьем этапе составляются матрицы попарных сравнений для третьего уровня, то есть применительно к магазинам.
Таблица 8 Матрица попарных сравнений
Профессионализм |
№1 |
№2 |
№3 |
Вектор приоритетов |
Ассортимент |
№1 |
№2 |
№3 |
Вектор приоритетов |
№1 |
1 |
1/3 |
2 |
0,517 |
№1 |
1 |
1/9 |
3 |
0,616 |
№2 |
3 |
1 |
3 |
0,841 |
№2 |
9 |
1 |
9 |
0,977 |
№3 |
1/2 |
1/3 |
1 |
0,341 |
№3 |
1/3 |
1/9 |
1 |
0,306 |
Таблица 9 Матрица попарных сравнений
Культура обслуживания |
№1 |
№2 |
№3 |
Вектор приоритетов |
Низкие цены |
№1 |
№2 |
№3 |
Вектор приоритетов |
№1 |
1 |
1/3 |
3 |
0,271 |
№1 |
1 |
1/5 |
1/3 |
0,3 |
№2 |
3 |
1 |
3 |
0,504 |
№2 |
5 |
1 |
5 |
0,852 |
№3 |
1/3 |
1/3 |
1 |
0,125 |
№3 |
3 |
1/5 |
1 |
0,45 |