Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:52, контрольная работа
Для графической иллюстрации основных этапов развития системы качества использована фигура, хорошо знакомая российским производственникам: знак качества. Контур этой фигуры, который, как известно, называется "Пентагон", заполняется пятиконечной звездой. Давайте используем этот известный символ в наших рассуждениях о качестве и назовем его "звездой качества".
Разработку нового продукта следует проводить в следующем порядке:
· Разработка и/или дизайн производственного процесса/продукта – определение подходящих условий работы процесса и параметров продукта. Разработка и/или дизайн процесса/продукта предполагают изучение передовых технологий и научных открытий, а также, «уроков» и опыта сходных производств.
· Поиск оптимальных параметров процесса – подбор параметров, при которых качество продукта и выход процесса будут максимальными. Оптимальные параметры подбираются с учетом стойкости системы к влиянию шумовых факторов.
· Расчет поля допуска – определение наиболее критических параметров продукта, способных влиять на качество конечного изделия в целом и расчет диапазона, в котором качество продукта будет сохраняться.
Тагучи также разработал
понятие о функции затрат, заставившее
пересмотреть традиционные представления
о контроле качества. Принцип прост,
но весьма эффективен: стоимость качества
– это все затраты, связанные
с продуктом до момента его
отгрузки заказчику/потребителю, включая
само производство. Основные потери общества
, связанные с продуктом
Традиционно считается, что продукт имеет приемлемое качество, находясь в пределах поля допуска; за пределами поля допуска продукт становится полностью непригодным к использованию. Все вариации продукта внутри поля допуска не влияют на качество конечного изделия. Традиционно выход процесса рассчитывался как отношение количества изделий отгруженных заказчику к общему числу произведенных изделий; брак, при этом, рассчитывался как количество деталей, отбракованное в ходе ремонта к общему количеству произведенных деталей. Расчет показателей по такому принципу не указывает реальные данные о процессе, и скрывает все затраты на ремонт или другие мероприятия по повышению качества продукта. Рассматривая данные о процессе в разрезе традиционного подхода, мы не видим общей картины, часть информации, которую не указывают данные показатели, образно называют «скрытой фабрикой».
Подход Тагучи говорит, что
нет четко ограниченных пределов,
которые дают возможность судить
о качестве продукта. Максимальное
качество достигается в середине
поля допуска. Соответственно, затраты,
связанные с обеспечением качества
в этой точке минимальные. Отклоняясь
от целевого значения, качество продукта
постепенно падает, а затраты по
обеспечению качества, соответственно,
растут. Следует также отметить,
что функция потерь качества способна
достигать значений более 100% - в тех
случаях, когда потеря качества детали
приведет к потере качества всего
изделия. В отличие от традиционного
подхода, функция затрат указывает
на необходимость настройки
Итак, первым шагом на пути к повышению качества является установка процесса на целевое значение. Вторым – подбор параметров для снижения вариации процесса. Методика планирования экспериментов Тагучи нацелена на оптимизацию процесса с учетом показателя сигнал/шум. Таким образом, оценивается возможность повышения качества с учетом влияния шумовых факторов. Факторами шума принято считать факторы, влияющие на качество процесса, но при этом контролировать их невозможно или экономически не выгодно. Такие факторы как окружающая среда, износ оборудования и т.д. являются одними из основных причин вариации процесса. Оптимизация процесса с учетом их влияния разрешает создать робастный процесс.
Планирование экспериментов по методу Тагучи имеет широкую область применения, но чаще применяется для планирования качества «вне производственной линии», т.е. при разработке дизайна, параметров и поля допуска продукта/процесса. Оценка показателя сигнал/шум сделали эту методику весьма популярной среди практикующих инженеров.
Принципы Тагучи во многом идут вразрез с традиционными принципами качества. Подход Тагучи основан на том, что лучше повысить качество продукта/процесса, нежели системы контроля. Ни одна система контроля, какой бы точной она не была, не способна улучшить качество продукта. Тагучи также принял во внимание то, что очень много времени и ресурсов уходит на проведение производственных экспериментов. При этом, анализ результатов экспериментов почти не проводится из-за своей комплексности. В разработках планирования и управления процессом Тагучи использовал ряд статистических инструментов, упрощающих планирование и анализ результатов экспериментов.
Его величайшим внесением было не математическое формулирование планирования экспериментов, а формирование идеологии/философии. Его подход - это больше, чем метод планирования и проведения экспериментов. Это концепция построения нетрадиционной и мощной дисциплины по улучшению качества.
Тагучи придумал новый подход к обеспечению качества в производстве. Его подход абсолютно отличался от существующего. Фактически он дал начало новому подходу к обеспечению качества.
Специальной задачей руководства организации является исключение из практики работы «тройных стандартов». В документацию должны заноситься только те требования, которые определены при разработке конструктивного решения, процесса. Эти требования должны неукоснительно выполняться исполнителем работ и проводимые инспекции (аудиты) должны быть направлены на контроль за выполнением только записанных требований к качеству.
Цель разработки СМК: обеспечение документированной системы, позволяющей контролировать выполнение работ, оказание услуги, изготовление продукции.
Выгоды для организации:
· определяет обязанности, ответственность, взаимосвязь;
· обеспечивает соответствие деятельности определенным требованиям;
· содействует созданию репутации на рынке через удовлетворенность клиентов;
· обеспечивает условия, чтобы все несоответствия – ошибки, жалобы, некачественная продукция – были немедленно определены, проконтролированы и разрешены с хорошо управляемой обратной связью;
· обеспечивает информацию для компании;
· помогает работникам гордиться своей работой;
· способствует улучшению производственных отношений через взаимосвязь, а также вклад и кооперацию между отделами;
· предоставляет данные для анализа о деятельности (услуге, продукте) через обратную связь;
· контролирует изменения деятельности (услуги, продукта);
· определяет и контролирует необходимость в подготовке;
· обеспечивает записями для подтверждения уровня результативности системы качества и достижений деятельности (услуги, законченного строительством здания или сооружения), а также для помощи при предъявлении претензий по поводу качества продукции.
Правила разработки документации:
· копирование документации других организаций или использование образцов приводит к потере времени и отторжению со стороны специалистов, участвующих в реализации соответствующих процессов;
· нецелесообразно поручать составление документации системы качества приглашенным со стороны специалистам и/или только отдельным специалистам (например, техническому отделу) строительной организации, не связанным с конкретным исполнением процессов создания строительной продукции. В этом случае впоследствии требуются значительные усилия по обучению и мотивации персонала по применению «спущенных сверху» документов;
· примерные перечни состава документации системы качества, предлагаемые консультантами, могут быть использованы только как вспомогательные средства для составления собственного перечня документации системы качества, соответствующего видам деятельности и выпускаемой продукции строительной организации;
· прежде чем приступать к строительству многоступенчатой пирамиды документации системы качества, необходимо решить вопрос о порядке ее разработки, утверждения и внесения изменений. Следует определить, в каком виде создается документация системы качества (процедура, методологическая инструкция, стандарт предприятия и т. п.), состав этой документации, ее оформление.
При создании и поддержании в рабочем состоянии документов СМК руководствуются правилами:
· напиши – как делаешь;
· проверь – соблюдены ли требования норм и правил, установленные действующими нормами и документами;
· исправь, если есть нарушения и упущения;
· делай – как написал.
Требования к документации (
При документировании системы
качества создается модель, которая
описывает деятельность организации
и при помощи которой можно
проверить эффективность
· согласно положениям стандартов ИСО система качества должна быть тщательно документирована;
· документация делает систему «видимой» не только для ее разработчиков, но и для пользователей и проверяющих (аудиторов);
· доказать соответствие системы качества установленным требованиям можно только тогда, когда система представлена в документированном виде. В противном случае можно утверждать, что «Нет документации – нет системы».
Рис. 6 Требования к документации системы качества
Соответствующая документация системы качества необходима для решения следующих важнейших задач:
· достижения требуемого качества;
· оценки системы качества;
· улучшения качества;
· поддержания улучшений.
Под документированием системы качества понимается обоснование и разработка документов системы качества.
Рис. 7 Схема документации СМК
для малого предприятия: 1 – руководство по качеству;
2 –
должностные инструкции персонала, положения
о подразделениях, документированные
процедуры; 3 – технологическая и техническая
документация организации (технологические
карты, регламенты, инструкции и т. д.;
4.1 –
внешние документы; 4.2 – исполнительная документация
предприятия
Рис. 8 Схема документации СМК для крупной организации
Основные задачи документирования:
ü установление и нормирование требований к выполнению работ в системе качества;
ü обеспечение идентификации прослеживаемости продукции и контрольно-измерительного оборудования;
ü обеспечение проверяемости оценки качества продукции и системы качества;
ü регистрация фактических данных о качестве продукции и состоянии системы качества в ходе ее функционирования и совершенствования;
ü закрепление традиций и накопленного опыта по организации и проведению работ в системе качества.
Документация системы качества:
· комплект документов, необходимых для функционирования системы качества и обеспечения качества продукции;
· любой материальный носитель в системе качества, содержащий информацию и реквизиты, позволяющие идентифицировать данную информацию.
Вся документация СМК должна находиться под управлением.
Полный перечень документации создается в виде Реестра документов.
Политика в области качества (1-й уровень)
1. Указываются основные цели и задачи предприятия в области качества на текущий момент и в перспективе.
2. Объявляется, что СК является основным средством реализации принятой политики на предприятии.
3. Формально определяется ответственность высшего руководства организации за обеспечение функционирования СК.
4. Может быть приведен девиз предприятия в области качества.
В ПОК рекомендуется определять
организационные и технические
мероприятия по обеспечению качества,
направленные на реализацию установленных
критериев и принципов
В ПОК рекомендуется указать,
что организация, осуществляющая работы,
вводит ее в действие соответствующим
организационно-
8. Организация, выполняющая работы, на
которые распространяется ПОК (далее -
организация), разрабатывает ПОК с целью
обеспечения уверенности в том, что работы,
связанные с обращением с РАО, удовлетворяют
требованиям, установленным в технических
регламентах, ФНП, проектной и конструкторской
документации (далее - ПКД), технологической
документации (далее - ТД), эксплуатационной
и ремонтной документации, общей ПОК для
объектов использования атомной энергии
(далее - ОИАЭ), договоре (контракте), национальных
стандартах, стандартах организаций, строительных
нормах и правилах, а также в других нормативно-технических
документах (далее - НД).
9. В ПОК рекомендуется показать (с учетом
работ, на которые распространяется ПОК),
что устанавливаемые в ней требования
и мероприятия направлены на:
1) организацию эффективной
системы подбора, подготовки, переподготовки,
повышения квалификации и
2) контроль качества поставляемого оборудования,
комплектующих изделий и материалов;
3) организацию контроля качества проектных
(конструкторских) работ;
4) организацию контроля качества проведения
технологических процессов при обращении
с РАО;
5) минимизацию образующихся РАО;
6) установление системы критериев качества
(критериев приемлемости) РАО, которым
РАО должны отвечать после сбора, переработки,
хранения, кондиционирования;
7) организацию контроля качества РАО и
упаковок РАО;
8) получение достоверной и полной информации
о количественном и качественном составе
РАО на всех этапах обращения с ними;
9) обеспечение требований к надежности
и эффективности барьеров безопасности,
предусмотренных для предотвращения выхода
ионизирующего излучения и радиоактивных
веществ за предусмотренные границы;
10) организацию эффективной системы ведения
учетных записей и хранения документации
при обращении с РАО;
11) проведение анализа безопасности при
обращении с РАО.