Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:05, курсовая работа
В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Функционирование органов Федеральной таможенной службы на современном этапе.…………..…………………………….……………....7
1.1 Цели, принципы, задачи развития таможенных органов РФ……….7
1.2 Основные проблемы развития таможенных органов РФ и предлагаемые пути решения…………………………………………10
2. Основные положения Концепции развития таможенных органов России……………………………………………………………………...14
2.1 Система мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов РФ……………………………………………..14
2.2 Этапы реализации, стратегические цели, тактические задачи.........19
3. Реализация Концепции развития таможенных органов РФ………...….29
3.1 Разработка и реализация ведомственных целевых и аналитических программ ФТС России………………………………………………..29
3.2 Организация взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами………………..54
3.3 Реализация Концепции развития таможенных органов на уровне структурных подразделений ФТС, в т.ч. Красноярской таможни..................................................................................................56
Выводы и предложения……………………………………………………........63
Список использованной литературы………………………………….………..65
2.6. «Развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» на период 2008-2010 годы утверждена приказом ФТС России от 25.12.2007 № 1607.
2.7. «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007–2009 годы» утверждена приказом ФТС России от 05.10.2006 № 964.
2.8. «Программа переоснащения объектов таможенной инфраструктуры комплексными системами безопасности на период 2006–2010 годы» утверждена приказом ФТС России от 08.12.2005 № 1148.
Заявленные стратегические цели и тактические задачи охватывают основные направления деятельности Федеральной таможенной службы, способствуют созданию условий для максимально эффективного управления выделенными бюджетными средствами.
Объем бюджетных расходов ФТС России в 2009 году составил 62279,3 млн. рублей.
На достижение стратегической цели № 1 «Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов» было выделено бюджетных средств в размере 14717,9 млн. рублей.
Достижение цели № 1 обеспечивается решением четырех тактических задач ФТС России:
Задача 1.1. Сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей, в том числе за счет усиления контроля и оптимизации применения мер, предотвращающих возникновение такой задолженности.
На данную задачу было выделено и израсходовано 1721,7 млн. рублей бюджетных средств.
В рамках осуществления ранее перечисленных мер была проведена следующая работа:
изданы и доведены до сведения таможенных органов приказы
ФТС России, устанавливающие контрольные показатели взимания таможенных и иных платежей;
утверждены Инструкция по оперативному учету платежей от внешнеэкономической деятельности, Порядок ведения лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности, Порядок администрирования таможенными органами денежных средств на отдельном счете № 40101, открытом для учета таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности.
Задача 1.2. Усиление контроля за достоверностью декларирования товаров.
На данную задачу было выделено и израсходовано 9330,6 млн. рублей бюджетных средств.
В рамках осуществления ранее перечисленных мер была проведена следующая работа:
направлены в таможенные органы поручения на проведение проверок обоснованности принятых должностными органами решений по таможенной стоимости товаров и разъяснения о классификации отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД России;
внесена в базу данных автоматизированной информационной системы контроля таможенной стоимости ценовая информация по товарам, представленная компаниями–производителями бытовой, компьютерной техники и электроники;
определены требования к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД (приказ ФТС России от 15.10.2009 № 1883);
разработаны проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в ТН ВЭД России и проект решения Комиссии таможенного союза о внесении изменений в ТН ВЭД таможенного союза;
проведен ряд консультативных встреч специалистов таможенных органов Российской Федерации и специалистов стран–торговых партнеров с целью сопоставления данных статистики внешней торговли;
выявлено 29,4 % случаев недостоверного декларирования товаров и подделки документов в результате проведения экспертно-криминалистическими службами ФТС России исследований, назначенных таможенными органами при осуществлении таможенного контроля.
В рамках решения данной задачи в 2009 году на реализацию аналитической программы ФТС России «Совершенствование организации работы с подакцизными товарами» было выделено и израсходовано 1230,2 млн. рублей бюджетных средств. Реализация основных мероприятий программы позволила увеличить на 2445 рублей сумму перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей за счет повышения достоверности сведений о заявляемой таможенной стоимости и роста индекса таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров.
Задача 1.3. Повышение эффективности валютного контроля.
На данную задачу было выделено и израсходовано 2221,6 млн. рублей бюджетных средств.
В рамках осуществления мер была утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров и сведений, заявленных в таможенной декларации (приказ ФТС России от 17.11.2009 № 2075).
В рамках решения данной задачи в 2009 году на реализацию аналитической программы ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий» на 2009–2011 годы было выделено и израсходовано 6,5 млн. рублей бюджетных средств.
Реализация основных мероприятий программы позволила сократить на 83 % время проверки достоверности документов (паспортов сделок), представляемых при таможенном оформлении товаров, путем формирования единой базы данных, содержащей информацию уполномоченных банков, и доведения ее до сведения таможенных органов.
Задача 1.4. Совершенствование законодательства Российской Федерации, применение которого относится к компетенции таможенных органов, и осуществление контроля его соблюдения. Повышение уровня законности принимаемых (совершаемых) таможенными органами решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела.
На данную задачу было выделено и израсходовано 1444,0 млн. рублей бюджетных средств.
Были обновлены сборник «Нормативные правовые акты, письма по вопросам организации и производства по делам об административных правонарушениях» и Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.1 и 16.2 КоАП России.
В рамках решения данной задачи в 2009 году на реализацию аналитической программы ФТС России «Контроль за использованием федеральной собственности и средств федерального бюджета, выделенных ФТС России на содержание таможенных органов, реализацию федеральных и ведомственных целевых программ» на 2008–2010 годы было выделено и израсходовано 2,1 млн. рублей бюджетных средств.
Реализация основных мероприятий программы позволила сократить до 0,14 % долю бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, в общем объеме ассигнований, предусмотренных на содержание таможенных органов.
Степень достижения стратегической цели № 1 и соответствующих ей задач характеризуется достигнутыми значениями показателей эффективности деятельности ФТС России:
исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных платежей составило 101,4 % от планового значения, в доходную часть федерального бюджета в 2009 году перечислено 3519,8 млрд. рублей (в 2008 году – 4694,5 млрд. рублей; 101,8 % от планового значения). Снижение абсолютного размера перечислений в федеральный бюджет произошло в результате уменьшения общего объема внешнеторгового оборота на 36,2 %, в том числе экспорта – на 35,5 %, импорта – на 37,3 %, ставшего следствием кризисных явлений в мировой экономике;
доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет, составила 1,95 % (плановое значение – не более 2,15 %). Наблюдалась негативная тенденция выполнения данного показателя (2007 год – 0,09 %, 2008 год – 0,11 %), обусловленная взысканием с ООО «ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ» и ОАО «ГАЗПРОМ» значительных сумм денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, а также уменьшением перечислений таможенных и иных платежей в федеральный бюджет;
сумма ликвидированной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней составила 96,6 млрд. рублей (плановое значение – не менее
82,5 млрд. рублей). Наблюдалась негативная тенденция выполнения данного показателя (2007 год – 18,9 млрд. рублей, 2008 год – 16,9 млрд. рублей), обусловленная поступлением от ООО «ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ» и ОАО «ГАЗПРОМ» значительных сумм денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней;
доля задолженности, образовавшейся в результате неправомерного применения льгот (в том числе нецелевого использования), в общей сумме предоставленных льгот, составила 0,21 % (плановое значение – не более 0,48 %). Наблюдается положительная тенденция выполнения данного показателя
(2007 год – 0,35 %, 2008 год – 0,30 %), обусловленная проводимой ФТС России работой, направленной на уменьшение количества случаев необоснованного предоставления льгот по уплате таможенных платежей, ведущих к образованию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней;
доля задолженности, возникшей по гарантийным обязательствам, в общей сумме действующих гарантийных обязательств, составила 0 % (плановое значение – не более 0,2 %);
доля таможенных платежей, взысканных в результате корректировок таможенной стоимости товаров, в общей сумме таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировок таможенной стоимости товаров, составила 96,9 % (плановое значение – не менее 96,5 %). Наблюдается тенденция к незначительному снижению значений данного показателя (2007 год – 98,6 %, 2008 год – 97,2 %);
расхождение между показателями импорта Российской Федерации из стран мира (по данным ФТС России) и экспорта стран мира в Российскую Федерацию (по данным Международного валютного фонда) составило 3,3 % (плановое значение – не более 17 %). Наблюдается положительная тенденция выполнения данного показателя (2007 год – 16 %, 2008 год – 12 %);
выявленные нарушения валютного законодательства Российской Федерации в стоимостном выражении составили 392,4 млрд. рублей (плановое значение – не менее 31 млрд. рублей). Значительное перевыполнение показателя обусловлено:
a) выявлением таможенными органами схемы проведения незаконных валютных операций по переводу денежных средств под видом оплаты за импортируемые товары путем представления в уполномоченные банки в качестве документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, недействительных (поддельных, фиктивных) таможенных деклараций;
b) ростом числа правонарушений, связанных с несоблюдением юридическими и должностными лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сроков, установленных Банком России по представлению форм учёта и отчётности по валютным операциям, ответственность за которые установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП России;
доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием или опротестованием, в общем количестве принятых решений по делам об административных правонарушениях, составила 88,0 % (плановое значение – не менее 78 %);
доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами, составила 69,9 % (плановое значение – не более 44 %).
Основной причиной невыполнения данного показателя является увеличение количества судебных дел, рассмотренных не в пользу таможенных органов. В 2009 году судами было рассмотрено 11 458 дел по требованиям, предъявленным к таможенным органам, из них по 8 006 делам (69,9 %) были приняты решения не в пользу таможенных органов (2007 год – 46,7 %, 2008 год – 48,9 %).
На достижение стратегической цели № 2 «Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем» было выделено бюджетных средств в размере 33954,3 млн. рублей.
Достижение цели № 2 обеспечивается решением шести тактических задач ФТС России:
Задача 2.1. Упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров.
На данную задачу было выделено и израсходовано 14233,7 млн. рублей бюджетных средств.
В рамках осуществления ранее перечисленных мер была проведена следующая работа:
разработана Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, которая прошла процедуру межведомственного согласовании и была утверждена на заседании Государственной пограничной комиссии (протокол от 9 июля 2009 г. № 1);
утверждена Инструкция о совершении отдельных таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и при завершении его действия (приказ ФТС России от 03.07.2009 № 1226);
подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам выдачи паспортов на автомототранспортные средства и другие виды техники»;
оптимизированы структура и местонахождение таможенных органов
(созданы 16 и ликвидированы 64 таможенных поста);