Корпоративное управление на примере ОАО "ММК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Корпорация – это важнейший институт современной экономики. Процесс интеграции российских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления. Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
- повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- создание эффективного механизма управления собственностью;
- соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа.docx

— 243.99 Кб (Скачать файл)

Кроме того, многие фирмы  рано или поздно сталкиваются с ограниченностью  внутренних финансовых ресурсов и невозможностью длительного наращивания долгового  бремени. Поэтому лучше заняться реализацией принципов эффективного корпоративного управления заблаговременно: это обеспечит будущее конкурентное преимущество компании и тем самым  даст ей возможность опередить соперников

Эффективное корпоративное  управление дает акционерным обществам  следующие преимущества:

Во-первых, облегчение доступа  к рынку капиталов. Практика корпоративного управления - один из важнейших факторов, определяющих способность компаний выйти на внутренние и внешние  рынки капиталов. Реализация принципов  надлежащего корпоративного управления обеспечивает необходимый уровень  защиты прав инвесторов, поэтому они  воспринимают эффективно управляемые  компании как дружественные и  способные обеспечить приемлемый уровень  доходности вложений.

Во-вторых, снижение стоимости  капитала. Акционерные общества, которые придерживаются высоких стандартов корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом. Стоимость капитала зависит от уровня риска, присваиваемого компании инвесторами: чем выше риск, тем больше стоимость капитала. Одним из видов риска является риск нарушения прав инвесторов. Когда права инвесторов хорошо защищены, стоимость акционерного и заемного капитала снижается. Следует отметить, что в последнее время среди инвесторов, предоставляющих заемный капитал (т.е. кредиторов), явно наблюдается тенденция включать практику корпоративного управления в перечень ключевых критериев, при меняемых в процессе принятия инвестиционных решений. Поэтому внедрение эффективного корпоративного управления может снизить процентную ставку по ссудам и займам.

Корпоративное управление играет особую роль в странах с формирующимися рынками, в которых еще не создана  столь же серьезная система защиты прав акционеров, как в странах с развитой рыночной экономикой. Уровень риска и стоимость капитала зависят не только от состояния экономики страны в целом, но и от качества корпоративного управления в конкретной компании. Акционерные общества, сумевшие добиться даже небольших улучшений в корпоративном управлении, могут получить в глазах инвесторов весьма существенные преимущества по сравнению с другими АО, действующими в тех же отраслях.

В-третьих, содействие росту  эффективности. В результате повышения качества корпоративного управления совершенствуется система подотчетности, тем самым минимизируется риск мошенничества должностных лиц компании и совершения ими сделок в собственных интересах. Кроме того, улучшается контроль за работой менеджеров и укрепляется связь системы вознаграждения менеджеров с результатами, деятельности компании, создаются благоприятные условия для планирования преемственности руководителей и устойчивого долгосрочного развития компании.

Надлежащее корпоративное  управление строится на принципах прозрачности, доступности, оперативности, регулярности, полноты и достоверности информации на всех уровнях. Если прозрачность акционерного общества увеличивается, инвесторы  получают возможность проникнуть в  суть бизнес-операций и принять решение  о дальнейшем сотрудничестве.

Таким образом, соблюдение стандартов корпоративного управления помогает усовершенствовать  процесс принятия решений, способных  оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной  деятельности общества на всех уровнях. Качественное корпоративное управление упорядочивает все происходящие в компании бизнес-процессы, что  способствует росту оборота и  прибыли при одновременном снижении объема требуемых капиталовложений.

 
2. Концепция стоимости  компании и ее связь с корпоративным  управлением.

 

Одним из важнейших факторов и повышения эффективности инвестиционной привлекательности на современном  этапе выступает качество корпоративного управления компании. Качественное корпоративное  управление способствует эффективному использованию собственного и заемного капитала, а также обеспечению  учета корпорацией интереса широкого круга заинтересованных лиц. Для  оценки эффективности влияния этого  и других факторов на конечные результаты деятельности компании все чаще используют рост ее рыночной стоимости. Рост стоимости  предприятии (бизнеса) предопределяет долгосрочное и устойчивое его функционирование, способствует повышению благосостояния общества и социально-экономического развития страны.

На рубеже 80-90гг. прошлого века в американской бизнес-культуре сформировалась концепция управления VBM – управление стоимостью (ценностью) компании. В рамках VBM основной финансовой целью компании является рост ее ценности для собственников (акционеров). Соответственно, все усилия компании должны быть направлены на достижение этой цели. VBM представляет собой универсальную всеохватывающую  систему управления организацией, которая  включает в себя четыре основных элемента: оценивание, стратегию, финансы и  корпоративное управление.

Корпоративное управление (КУ) призвано согласовывать интересы собственников  и менеджеров. КУ обосновывает систему  измерения и материального стимулирования, предназначенную стимулировать  деятельность сотрудников и высшего  менеджмента компании, направленную на создании акционерной стоимости, решая, таким образом, агентскую  проблему – противоречие между интересами владельцев бизнеса и наемных  работников. Когда материальное вознаграждение наемных работников компании «привязано»  к размеру стоимости, созданной  каждым сотрудником, они становятся материально заинтересованными  в оптимизации стоимости всей компании.

В 2002 году в крупных российских компаниях начался процесс внедрения  схем мотивации высшего звена  управления (топ-менеджеров), ориентированных  не только на краткосрочный, но и на долгосрочный результат. Ключевым стало  внедрение долгосрочного компонента и строгое соблюдение формализованных  условий начисления и выплат переменной части компенсации (бонусов), в частности, программ наделения менеджеров и  других служащих опционами на покупку  акций компаний по заранее установленной  льготной цене с целью повышения  из заинтересованности в результатах  деятельности и лояльности к фирме. Опционные программы в период с 2001 по 2006 годы использовались в таких  крупных компаниях, как "Вимм-Билль-Данн», «Вымпел», «Газпром», ЛУКОЙЛ, ЮКОС, РАО  «ЕЭС России», а в 2006 году о введении подобных программ заявили, по меньшей  мере, 18 крупных компании, в том  числе «Роснефть», «Ситроникс», «Полюс золото».3 Специалисты связывают этот процесс с выходом российских компаний на фондовый рынок.

В целях защиты прав инвесторов крупнейшие фондовые биржи выдвигают  ряд требований к корпоративному управлению компаний, выходящих на листинг. Так, для выхода на Нью-Йоркскую фондовую биржу компания должна отвечать требованиям Комиссии по ценным бумагам  и биржам США (SEC), а для выхода на Лондонскую фондовую биржу - требованиям британского Кодекса корпоративного управления (Combined Code). В целом эти требования сводятся к следующему:

Соблюдение прав акционеров и заинтересованных сторон.

Наличие эффективного наблюдательного  органа.

Четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления.

Выстроенная система управленческой отчетности для наблюдательного  органа.

Формализованная и прозрачная политика компании, гласная процедура  назначения/переизбрания и вознаграждения директоров и руководителей компании.

Информационная открытость для акционеров и заинтересованных сторон.

Наличие эффективных систем внутреннего контроля и внутреннего  аудита.

Ярким примером важности корпоративного управления для роста капитализации  служит компания ЮКОС. В 1999 г., после  конфликта с миноритарным акционером Кеннетом Дартом, капитализация компании упала до 200 млн долл. Это заставило  руководство ЮКОСа задуматься о  быстром и эффективном способе  восстановления доверия инвесторов и повышения капитализация компании. В 2000 г. компания приняла стратегию, направленную на повышение капитализации  через повышение качества корпоративного управления. В результате уже 2002 году компания являлась лидером по капитализации  в России - ее текущая стоимость  превышала 20 млрд долл. (Росгеоком, <Нефтегазовая вертикаль>, сентябрь 2002 г.).

Многие предприятия, акции  которых пока не котируются на бирже, тем не менее, выходят на международные  рынки капитала, привлекая кредиты  и выпуская облигации (например, евробонды). В связи с этим особую важность приобретает рейтинг компании, присваиваемый  международным рейтинговым агентством. Рейтинг корпоративного управления также влияет на восприятие компании заинтересованными сторонами: инвесторами  и кредиторами. Наличие в компании системы корпоративного управлении повышает ее привлекательность в  глазах инвесторов. Что отражается на премии, которую инвесторы готовы платить к рыночной цене ценных бумаг  таких компаний. «Премия» за эффективное  корпоративное управление может составлять до 38% стоимости акций российских компаний.4

Таким образом, корпоративное  управление позволяет повысить инвестиционную привлекательность компании, создать  приток внутренних и внешних источников финансирования, обеспечить максимизацию стоимости компании. Кроме того, повышение стоимости бизнеса  может стать целью, для достижения которой становится возможным согласование интересов различных групп участников корпоративных отношений. 

3. Корпоративное управление как фактор инвестиционной привлекательности российских компаний.

 

 Корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между менеджерами, советом директоров, акционерами и заинтересованными лицами по управлению компанией. Такая система влияет не только на текущие доходы владельцев, но и на будущие инвестиции компаний. Инвесторам небезразлично, каким образом компания строит свои взаимоотношения в системе управления. Портфельных инвесторов беспокоит, насколько эффективно используются их инвестиции, какие важнейшие решения(крупные сделки, реструктуризация, слияния и т. п.) готовятся и принимаются менеджментом компаний, можно ли своевременно получать об этом информацию и каким-то образом влиять на этот процесс.

 

Инвестиционная привлекательность  – интегральная характеристика объекта компании, проекта с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков. Не существует единого подхода к оценке инвестиционной привлекательности компании. Выбирая ту или иную методику, необходимо оценивать многие факторы, а именно: цели анализа, наличие надежной информации, специфику бизнеса, компании и т.д. Как правило, компания оценивается по нескольким критериям. Оценка инвестиционной привлекательности компании – процесс, основанный во многом на субъективных оценках и опыте аналитиков, использующих две группы методов: коэффициентного анализа и факторной оценки инвестиционной привлекательности. Основной задачей такой оценки является выявление доходности и риска инвестирования. Большинство инвесторов стремятся к оптимизации соотношения риск/доходность. В процессе оценки рассматриваются следующие факторы, оказывающие влияние на доходность и риск, связанные с инвестированием капитала:

  • привлекательность продукции;
  • информационная привлекательность;
  • кадровая привлекательность;
  • инновационная привлекательность;
  • финансовая привлекательность;
  • территориальная привлекательность;
  • экологическая привлекательность;
  • социальная привлекательность.

Рисунок 2. Методы оценки инвестиционной привлекательности компании

 

Привлекательность продукции  компании для любого инвестора определяется ее конкурентоспособностью на рынке – многоаспектной характеристикой, формирующейся на основе показателей, факторов, предпосылок и конечных критериев: уровня качества продукции и уровня цен на нее в соотнесении с ценами конкурентов и ценами на товары-заменители, а также уровня диверсификации продукции.

Информационная привлекательность  компании определяется ее внешним имиджем, на который существенно влияют деловые и социальные коммуникации, а также репутация брендов, которыми владеет компания. Ценность информационной компоненты инвестиционной привлекательности постоянно возрастает.

Кадровая привлекательность  компании характеризуется:

  • деловыми качествами руководителя и его команды;
  • качеством кадрового ядра;
  • качеством обновления персонала в целом.

Обобщающим критерием  инвестиционной привлекательности кадрового ядра компании является удельный вес и динамика роста количества высококвалифицированных рабочих и специалистов в промышленно-производственном персонале.

Инновационная привлекательность  компании – важная составляющая инвестиционной привлекательности, так как многие инвесторы связывают перспективы капиталовложений именно с нововведениями. Она определяется на основе оценки эффективности среднесрочных и долгосрочных инвестиций в нововведения компании. Для оценки инновационной привлекательности необходимы:

  • отбор системы показателей, прямо или косвенно характеризующих инновационную деятельность компании;
  • дифференцированное ранжирование компаний на основе группировки выбранных показателей и определение места по их сумме;
  • выбор общего критерия для экспресс-анализа.

Информация о работе Корпоративное управление на примере ОАО "ММК"