Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:16, курс лекций
Менеджмент является частью общей теории управления, рассматривающей проблемы управления применительно к организации (фирме). В полном смысле говорить о менеджменте можно лишь в том случае, когда хозяйствующий объект осуществляет свои действия в условиях рынка, сообразуясь с его механизмом.
Тема 1. Менеджмент и его роль в повышении эффективности производства, деятельности организации
Тема 2. Общие характеристики организации
Тема 3. Принципы и функции менеджмента
Тема 4. Стратегическое планирование
Тема 5. Делегирование ответственности и полномочий
Тема 6. Мотивация и потребности
Международный институт
экономики и права
Л.А. Бирман
менеджмент
План-конспект лекционного курса
Москва 1997
Бирман Л.А.
Менеджмент: План-конспект лекционного курса. — М.: МИЭП, 1997. — 40 с.
Курс разработан в соответствии с принятой в МИЭП концептуальной формулой образовательной деятельности
© Международный институт экономики и права, 1997
Целью настоящего курса является обучение студентов основным принципам менеджмента как важнейшего раздела науки об управлении, выработка начальных навыков практики управления, создание необходимой базы для изучения других учебных дисциплин, конкретизирующих общие положения менеджмента применительно к отдельным сферам деятельности.
Дисциплина излагается в логической последовательности - от общих принципов к формам их реализации. Сначала дается определение предмета “менеджмент”, затем излагаются его принципы и конкретные действия менеджера-руководителя, в которых он воплощает эти принципы.
В конспект лекционного курса включен тот минимум материала, который необходим для изучения литературы, рекомендованной в методических указаниях к программе курса. Список литературы, приведенный в этом пособии, также должен быть использован для освоения всего объема материала, необходимого для сдачи экзамена.
1. Менеджмент как часть науки об управлении.
2. Виды организаций.
Менеджмент является частью общей теории управления, рассматривающей проблемы управления применительно к организации (фирме). В полном смысле говорить о менеджменте можно лишь в том случае, когда хозяйствующий объект осуществляет свои действия в условиях рынка, сообразуясь с его механизмом.
Менеджмент является совокупностью теории и практики таких отраслей знания, как экономика, организация, психология, право.
Поскольку практический опыт постоянно накапливается, обновляется, анализируется, для менеджмента характерна динамичность основных понятий. Более подробно это будет показано, например, в теме, излагающей мотивацию как функцию менеджмента, или теме, анализирующей типы лидеров.
Организация - это группа людей, у которых есть общая цель и сознательная совместная деятельность по ее достижению.
Организации могут иметь формальный и неформальный характер.
Формальная организация - это организация, имеющая устав, зарегистрированная, действующая в течение длительного срока, представляющая собой юридическое лицо (завод, школа).
Неформальная организация - это организация, которая возникает сама по себе и так же распадается. Такой тип организации возникает в любом коллективе, сообществе людей и обладает основными характеристиками организации (группа болельщиков, самодеятельный туристический поход).
Понятие менеджмента неразрывно связано с понятием эффективности, поскольку говорить об управлении в полном смысле этого слова можно лишь в том случае, когда организация достигает поставленной перед ней цели с оптимальными затратами.
Эффективность – понятие сложное и многоплановое. Прежде всего, следует разграничивать экономическую и социальную эффективность.
Экономическая эффективность коммерческих организаций определяется соотношением между результатами деятельности, выраженными в денежной форме, и затратами на достижение этого результата. Как правило, показателями экономической эффективности выступают прибыль (разница между выручкой от реализации продукции или услуг и затратами на производство), рентабельность (прибыль, отнесенная к факторам производства - фондам, себестоимости, выручке от реализации), окупаемость инвестиций (срок, за который прибыль от инвестиций возместит их величину) и некоторые другие.
Эффективность некоммерческих организаций обычно не предполагает получения прибыли, а измеряется степенью выполнения поставленной задачи. Например, для фонда ветеранов - количеством людей, получивших помощь, стоимостью путевок или лечения, обеспеченных фондом.
Социальная эффективность не имеет единого показателя, она выражается косвенно в текучести кадров или ее отсутствии, психологическом климате организации, энтузиазме членов коллектива и т.п.
Несомненно, оба вида эффективности связаны между собой, но их связь нелинейна, они могут быть разорваны во времени. Предположим, на отстающее предприятие приходит новый, способный менеджер. Ему удается сплотить коллектив, начать разработку нового проекта, т.е. социальная эффективность его деятельности уже достигнута, но организация еще в течение какого-то времени будет убыточна, т.е. экономически неэффективна.
Более подробно вопросы данной темы изложены в источниках: 1, 2, 4 (см. список рекомендованной литературы).
1. Ресурсы организации.
2. Факторы внешней среды.
3. Принципы построения
Можно выделить следующие виды ресурсов:
а) материальные, которые используются в одном производственном цикле или в течение одного календарного года (сырье, материалы, энергия, вода, инструменты и т.д.);
б) инвестиционные - средства, вложенные
в те элементы производства, которые
служат в течение всего производственн
в) информационные - вложения в получение необходимой информации (каталоги, справочники, реклама, обучение персонала и повышение его квалификации, обследования, заказываемые сторонним организациям);
г) людские - самый важный с точки зрения менеджмента вид ресурсов, поскольку именно он является объектом управления. Разнообразие людей безгранично, однако можно выделить некоторые признаки, подлежащие контролю при формировании коллектива.
Способности. В результате различных причин - биологических, социальных, нравственных - люди весьма значительно различаются по уровню своих способностей и пренебрежение этим фактом может создать серьезные проблемы у руководителя, поскольку он будет давать задания, не сообразуясь с возможностями человека. Это приведет к тому, что один сотрудник будет чрезмерно загружен, другой недогружен, оба они будут работать неэффективно, не будут получать удовлетворения от своей деятельности, что несовместимо с требованиями менеджмента.
Склонности. Этот признак неразрывно связан со способностями, т.к. он определяет сферу приложения способностей. Условно по склонностям людей можно разделить на три группы: работающих с людьми (учителя, врачи, продавцы, журналисты), работающих с документами (финансисты), хорошо владеющих техникой (механики или эксперты).
Выяснение склонностей также чрезвычайно важно при приеме на работу, поскольку работа в отделе маркетинга, например, требует совершенно иных черт интеллекта и характера, чем в научном подразделении, хотя формальные специальности (например, инженер) будут называться одинаково и базовое образование будет одним и тем же.
Потребности и ожидания. Знание этих категорий обязательно для организации системы поощрения сотрудников. Для одного стимулом к высокоэффективному труду будет заработная плата в один миллион рублей, т.к. это удовлетворяет его повседневные потребности и он не надеется на более высокий оклад. Для другого самым главным будет содержание работы, степень самостоятельности, возможность продвижения по службе.
Предрассудки. Этот фактор имеет особенно важное значение при формировании аппарата управления. Многие мужчины терпеть не могут начальников - женщин, не всегда совместимы несколько женщин в ранге равных руководителей разных подразделений или в системе: руководитель среднего звена - руководитель высшего звена. Могут возникать, особенно сейчас, национальные, расовые, политические осложнения, которые, развиваясь, нанесут непоправимый вред коллективу.
Влияние среды. Необходимо постоянно помнить, что большинство людей очень сильно подвержено влиянию окружающих, не умеет отстоять свою самостоятельную точку зрения. Нужно быть готовым к тому, что коллектив, формируемый из милых и спокойных людей в какой-то момент станет враждебным и агрессивным. Задача управления - на основе учета всего вышеизложенного сформировать коллектив сотрудников в полном смысле этого слова.
Состав и структура ресурсов зависят от отрасли, которой принадлежит организация, степени ее современности. Так, на швейной, кондитерской, мебельной фабриках основную долю будут составлять материальные ресурсы; в строительстве, энергетике, нефтедобыче - инвестиционные; в сфере культуры, образования, искусства - людские. На современных предприятиях доля людских ресурсов ниже, т.к. они автоматизированы.
Определяя профиль своего предприятия, руководитель тем самым выбирает и состав ресурсов, т.е. характеристика организации может быть изменена по волевому решению, естественно, в пределах требований технологии. Например, руководитель принимает решение перепрофилировать швейный цех в трикотажный. Тем самым меняется состав сырья, виды оборудования, специальность работников.
Факторы внешней среды - это те факторы, которые находятся вне организации и, в отличие от ресурсов, не зависят от чьей-то субъективной воли.
По степени воздействия они делятся на факторы прямого влияния, непосредственно определяющие деятельность организации, и факторы косвенного влияния, действующие опосредованно, через факторы прямого влияния.
К факторам прямого влияния относятся покупатели, поставщики, конкуренты и государство с его законодательной и регулирующей деятельностью.
Покупатели - важнейшее условие существования организации, т.к. только если продукция или услуга пользуются спросом, возможно осуществлять меры по повышению ее эффективности.
Конечно, покупатели сами принимают решение о покупке, но организация может и должна активно формировать контингент своих покупателей, осуществляя различные рекламные мероприятия, предоставляя ценовые льготы или особые условия обслуживания постоянным клиентам.
Поставщики - в отличие от покупателей, связаны с организацией длительными, официально оформленными договорными отношениями.
В зависимости от того, какой вид ресурсов поставляет поставщик, его отношения с организацией складываются по-разному, предоставляя менеджеру разную степень свободы. Поставщик-монополист, единственный производитель данного вида ресурсов, диктует свои условия поставки, не оставляя менеджеру альтернатив. Им, например, является государство при отпуске организациям воды, газа, электроэнергии. Примерно таково же положение производителей винограда винодельческих сортов по отношению к производителям шампанского, поскольку состав сырья должен быть постоянным.
Весьма велика зависимость организации, производящей напитки, от поставщиков тары, но т.к. здесь не используется уникальное сырье ( в отличие от производства шампанского), то имеет смысл для ослабления этой зависимости и возможности хозяйственного маневра иметь по крайней мере двух поставщиков тары.
Во всех остальных случаях отношения поставщиков и организации носят нормальный рыночный характер.
Вышеотмеченные особенности
Конкуренты - несомненно могут быть названы жизненно важным фактором, воздействие которого может стать решающим в судьбе организации. Взаимоотношения с ними являются широчайшим полем деятельности для менеджера, предполагающим не только борьбу и вытеснение, но и сложные хозяйственные маневры - временное отступление, частичные соглашения о разделе рынка и т.п.
Государство - фактор императивный, не предполагающий инициативы и альтернативных действий со стороны менеджера, поскольку законы, инструкции, постановления подлежат исполнению.
В современных условиях к факторам прямого влияния следует отнести и рэкет, получивший чрезвычайно широкое распространение и создающий большие трудности в принятии хозяйственных решений.
Факторы косвенного влияния включают в себя изменение политического и экономического состояния страны, развитие научно-технического прогресса, экологию, международные отношения, социальные, культурные, религиозные традиции и т.п.
Продемонстрируем действие косвенных факторов на следующем примере. Распад СНГ и развитие демократических тенденций в политическом строе России привели к резкому возрастанию эмиграции вузовских и научных работников в страны Европы и США. Обладая высочайшей квалификацией, они согласны получать зарплату в 1,5-2 раза ниже, чем местные кадры. Тем самым изменение политического строя в России оказывает косвенное влияние на вузы и НИИ США, Германии, Франции через стоимость рабочей силы, т.е. поставщиков рабочей силы, являющихся прямым фактором.
Изменение в представлениях о нормальном образе жизни в США в 80-е годы - борьба с курением, алкоголем, холестерином, ориентация на физкультуру - привело к резкому снижению спроса на табачные и алкогольные изделия, все виды мяса, кроме белого мяса птицы. Вырос спрос на тренажеры, спортивные трусы, кроссовки, поскольку следом за президентом Д.Бушем американцы увлеклись бегом трусцой.