Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:33, курс лекций
Понятия «метод», «методология». Методология научного познания и деятельности. Уровень методологических оснований в структуре научного знания. Методы как практическое выражение теоретических концепций.
1. Понятия
«метод», «методология». Методология
научного познания и
МЕТОД (в той или иной своей форме) — это совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия. Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое — способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе — прием, способ или образ действия.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.
Научное познание всегда носит системный характер.
Управление – это определенная форма воздействия на поведение группы людей, которая связана с осознанием выполнения целей стоящих перед организацией.
Деятельность - деятельностный подход: Субъект - может рассматриваться человек, группа людей, общество в целом – сообщество. Объект - на что направлена деятельность – управление социальными системами, техническими системами, социально-техническими системами, финансовыми системами, природными, информационными.
Методы (технологии, инструменты управления) кнута и пряника.
Любая управленческая деятельность - система управления деятельностью, управление будет процессом, требующим ресурсы (материальные, властные).
Методология – учение о методе, что составляет суть? Что лежит в основе метода? На какие действия ориентирован.
Горизонтальная и вертикальная структура научного знания (уровни):
Горизонтальная - различные области знаний (социально-экономические, гуманитарные, физические, химические).
Вертикальная структура знания.
1 уровень - эмпирическое знание (включает уровень обыденного не научного знания, определенный опыт, протокольные суждения, результаты измерений, наблюдений, сравнения).
2 уровень - теоретическое знание (теории, гипотезы, закономерности, теоретические концепции).
3 уровень - метафизический уровень знания (научная картина мира, общие принципы познания, принцип причинности (все процессы причинно связаны), общенаучный принцип идей.
2. Основные
вехи в истории становления
управленческой деятельности и
управленческой мысли до
Первая управленческая революция - религиозно-коммерческая - связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000-2000 гг. до н.э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.
Вторая управленческая революция - светско-административная относится к 1792-1750 гг. до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона - царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.
Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605-562 гг. до н.э. - время правления древнего царя Навуходоносора. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.
Четвертая управленческая революция сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.
Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX - начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления - менеджмент.
До начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. И не случайно, что основы теории управления производством были заложены людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.
3. Социальные
и теоретические предпосылки
становления управления как
Изучение управления совпало с тремя важными событиями:
1.Рост крупных корпораций. Огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в требовались новые модели управления их производством.
2.Разделение между владением и управлением. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которым принадлежат не большая часть бизнеса или они являются лишь наемными работниками, нуждаются в соответствующей квалификации.
3.Развитие новых теорий. По мере того, как бизнес и теория управления становятся предметом исследования, управляющие – практики и теоретики создали определенную массу знаний, которая может быть передана другим с помощью книг и аудиторного обучения
Менеджмент как самостоятельный вид деятельности является детищем XIX столетия. Однако попытки систематизированного рассмотрения элементов, составляющих его, можно датировать концом ХVII в. Например, Адам Смит в своем капитальном труде "Богатство наций" (1776) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое обеспечивается благодаря разделению труда. Вот что он пишет: (кратко) производство булавок; рабочий не обученный этому делу может в лучшем случае, изготовить за день всего одну. Однако в своем нынешнем виде это производство распадается на восемнадцать отдельных операций... Я видел небольшую мануфактуру, в которой работало всего десять человек, способных произвести за день более 48 тысяч булавок... Разделение труда в производстве, влечет за собой пропорциональный рост производительности труда. (Smith, 1776/1986, pp. 109 -110)
Роберт Оуэн (Великобритания) Ткацкие фабрики. Жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших десяти лет, и сократил продолжительность рабочего дня с четырнадцати до двенадцати часов. Поселок стал чистым, пьянство было практически искоренено. Качество производимых на его фабриках в Нью-Ленарке нитей постоянно улучшалось, а доходы Оуэна и его партнеров росли год от года.
Чарльз Бэббидж (USA) Книга "On the Economy of Machinery and Manufactures" ("Об экономии оборудования и комплектующих") (1832), автор показал преимущества машинного производства над ручным трудом. Бэббидж считал, что взаимные интересы владельцев и рабочих при должном к ним отношении позволяют преодолеть все существующие разногласия между этими сторонами.
Эндрю Юр (USA) Профессором химии и физики в Andersen's College, Основная задача колледжа состояла в техническом образовании рабочих, многие из которых впоследствии становились управляющими местных Предприятий. "The Philosophy of Manufactures" ("Философия производства") (1835). считал, что неудобства, которые могут возникнуть у отдельных людей в связи с разделением труда, несравнимы с теми благами, которые оно приносит обществу в целом.
Становление американской промышленности
Появление железных дорог и телеграфа, а также наличие больших количеств угля привели к моментальному возникновению современного предпринимательства в Соединенных Штатах: сначала в сфере транспорта и связи, затем в области распределения и, наконец, в сфере производства.
В 1880 г. в американской промышленности было занято около 2 700 000 человек. К 1900 г. это количество возросло до 4 500 000, а к 1920 г. - до 8 400 000 человек. Размах работ понуждал руководство использовать новые методы контроля и организации труда.
Следствием этих изменений стал рост профессионализма руководителей, особенно в машиностроительных отраслях. Американское общество инженеров-механиков (ASME) было образовано в 1880 г. Организационное собрание общества проходило в Stevens Institute of Technology (Хобокен, Нью-Джерси). Цель ASME состояла в "обмене опытом в сфере фабричного производства и управления, чем пренебрегают иные инженерные союзы", такие как Американское общество инженеров-строителей и Американский институт горных. На собрании ASME, состоявшемся в Чикаго в 1886 г., Генри Таун (один из основателей общества и президент компании Yale and Towne Lock Company) представил свой доклад, имевший название "Инженер в роли экономиста". Он являлся сторонником организованного обмена управленческим опытом между руководителями различных предприятий и призывал ASME создать экономическую секцию, которая стала бы заниматься соответствующими проблемами.
Хотя идея Тауна не была оценена ASME должным образом, она, вне всяких сомнений, имела тот же смысл, что и принципы, которые впоследствии были приняты Тейлором и его сторонниками.
Рост масштабов промышленного производства в Соединенных Штатах был связан с самой системой производства. Соответственно квалифицированный ручной труд заменялся по возможности трудом машинным. Улучшения в конструировании заводов, повышение спроса на электроэнергию и расширение ее использования обусловили переход от американской системы производства к сложным процессам массового производства, пионером которого был Генри Форд. Эти изменения обеспечили условия для развития системы управления в начале XX столетия.
Методология операционально-механистическог
Операциональный подход к управлению непосредственно связан со всеми подходами и заимствует из них все самое ценное, что имеет отношение к управлению. Операциональной подход включает в себя следующие элементы: межличностное поведение, групповое поведение, управленческий опыт, кооперированные социальные системы, социотехнические системы, рациональный выбор управленческих решений, коммуникационные центры и науку управления.
Механистический подход характеризуется использованием в управлении формальных правил и процедур, централизованного принятия решений, узкой специализации работ и ответственности, жесткой иерархии власти. Организация с такими характеристиками может действовать эффективно в условиях несложного и стабильного внешнего окружения при рутинной жестко регламентированной технологии производства работ. Такой подход к управлению является отражением "бюрократической организации" по представлениям немецкого социолога и экономиста начала ХХ века М. Вебера.
Несмотря на то, что бюрократия часто ассоциируется с жестокостью, неэффективностью, некомпетентностью и нелепостью правил, она имеет свои преимущества как универсальность, предсказуемость, производительность, которые реализуются при следующих условиях:
В рамках механистического (рационального) подхода выделяются и изолированно исследуются отдельные части организации в отдельно взятый момент времени. Сторонники этого подхода, в том числе Макс Вебер, не придают важную роль неформальным отношениям между членами организации. Модель "организации - машины" была разработана французским инженером и исследователем, идеологом классической (административной) школы управления Анри Файолем. В этой концепции организация рассматривается как безличный механизм, в котором преобладают формально-рациональные отношения между работниками и иерархическая система управления. При этом задача администрации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы различных звеньев организации А. Файоль считал, что эффективность работы организации целиком определяется единством командования и четким разделением труда. Таким образом, организация понимается как безликий механизм, инструмент для решения общественно-значимых проблем, а человек - формальный исполнитель, элементарная клеточка в общей системе управления.