Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции менеджмент.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Истоки современного менеджмента 

Управление, прежде чем оно  оформилось в систематизированную  научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в. 

 

Таблица.  Истоки возникновения современного менеджмента

Стадии

Содержание методов  управления

Характеристика

Пионерская

1820-1900 гг.

Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя

Предприниматель управляет  лично, не нанимая менеджеров, все  зависит от личной инициативы и деловых  качеств предпринимателя, нарастает  необходимость систематизации опыта  управления

Организационная,

начало XX в.

Научный подход к  организации управления, администрирование

Возникновение научной  организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание  роли мастеров и инструкций. Учет времени  и наблюдение, нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с персоналом.

Интеграционная,

начиная с 1930-х гг.

Поведенческие подходы  к организации управления

Стремительное развитие техники, рост значения человека


 

 

В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными  унаследованными приемами, неизменными  на протяжении многих поколений. При  принятии управленческих решений преобладала  интуиция. 

 

Возникновение и объективная  необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства (рис. 1.1). 

 

Первые работы, в которых  сделана попытка научного обобщения  накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции.

Эволюция управления как  научная дисциплина не представляла собой серии последовательных шагов  вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов  в смежных областях, таких как  инженерные науки, математика, психология, социология. 

 

В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать  интерес к бизнесу, осознание  необходимости глубже постичь влияние  внешних факторов на организационные  структуры. 

 

Методы и формы менеджмента  постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с фазами промышленного  развития. 

 

Таблица. Фазы промышленного развития

Фаза массового  производства (начало XX в. до 30-х гг.)

Фаза массового  сбыта

(30-60-е гг.)

Постиндустриальная  фаза

(с середины 60-х  гг.)

Выпуск стандартной  продукции.

Рынок ограничен.

Низкая себестоимость.

Все внимание внутрь фирмы.

Выпуск дифференцированной продукции.

Рост конкуренции.

Развитие маркетинга.

Внимание на имидж  фирмы.

Жесткая конкуренция.

Быстрое устаревание  основного капитала.

Интернационализация предпринимательства.

Решение стратегических задач.


Методы и формы менеджмента  становятся все более связанными с проблематикой продвижения  товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.

Смена парадигмы управления в России 

За последние годы ситуация в  России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной и информационной революциям полностью изменило российский образ жизни.

Основные изменения в России включают переход к рынку и  демократии, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия  получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу  выхода на международные рынки. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились  зарубежные производители. 

 

Отпущенные цены, свобода выбора поставщиков и производителей совместно  с внешнеэкономической либерализацией и неконкурентоспособностью отечественной  продукции, а также ряд других факторов привели к экономическому кризису и стагфляции. 

 

Однако кризис в России имеет  структурный характер и требует  в дополнение к макроэкономическим антикризисных мер структурного характера. Отсутствие последних в  сочетании с жесткой фискальной политикой привело к нехватке денег в реальном секторе экономики  и, соответственно, к недостатку у  предприятий оборотного капитала, взаимным неплатежам. Предприятия были вынуждены  прибегнуть к бартерным обменам  и построению бартерных цепочек. Деньги перестали быть существенным средством товарооборота. 

 

Приход  иностранных участников принес как новые возможности, так и новые проблемы. Основными возможностями являются привлечение иностранных инвестиций и приобретение технологического и управленческого опыта. Основной проблемой является неконкурентоспособность отечественной продукции вследствие технологического и управленческого отставания. 

 

Демократические преобразования принесли не только свободу слова и базу для создания правового государства, но и необходимость исполнения федерального и местных бюджетов. Их хронические  дефициты вызвали в конечном счете  повышение налогового бремени, удушающего экономику. Возникли бартерные цепочки, взаимные задолженности, многомесячные  невыплаты заработной платы. 

 

Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство. 

 

В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия  получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие  в основном внутренний характер и  связанные с необходимостью реформирования организации. 

 

Основные  цели реформирования организации:

  • обеспечение соблюдения законодательства, требований всех видов права (административного, налогового, трудового, гражданского, конкурентного, экологического, международного и др.);
  • разработка системы менеджмента, максимально учитывающей экономические законы функционирования рынка, законы организации и охраны окружающей природной среды, научные подходы, принципы и современные методы принятия управленческих решений;
  • повышение конкурентоспособности организации и товаров на основе концепций стратегического и тактического маркетинга, стратегического, инновационного, финансового, производственного и других видов менеджмента;
  • повышение эффективности и устойчивости функционирования организации;
  • защита прав работников;
  • обеспечение всех заинтересованных лиц (учредителей, акционеров, инвесторов и др.) достоверной информацией о финансово-экономическом положении организации.

 

 

Прежняя парадигма управления в  России базировалась на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого  распределения по результатам труда  выполняла общественная собственность  на средства производства, план выступал как регулятор производства. 

 

Экономическая теория социализма обосновала необходимость реализации таких  принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация  на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного  комплекса страны. 

 

Научно-технический прогресс и  невиданных размеров концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы Второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой  экономики. Жизнеспособность бизнеса  стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью  к требованиям внешней среды. 

 

Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений. Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления (табл. 1.3 и 1.4). 

 

Таблица 1.3 Основные положения старой и новой парадигмы управления

Старая парадигма

Новая парадигма

1. Предприятие  - «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны

1. Предприятие – «открытая»  система, рассматриваемая в единстве  факторов внутренней и внешней  среды

2. Рост масштабов производства  и услуг

2. Ориентация на качество  продукции и услуг, на удовлетворение  потребителей

3. Рациональная организация  производства, эффективное использование  всех видов ресурсов и повышение  производительности труда как  главная задача менеджмента.

3. Ситуационный подход  к управлению, признание важности, быстроты и адекватности реакций,  обеспечивающих адаптацию к условиям  внешней среды

4. Главный источник прибавочной  стоимости – производственный  рабочий и производительность  его труда

4. Главный источник прибавочной  стоимости – люди, обладающие  знаниями и условиями для реализации  их потенциала.

5. Система управления, построенная  на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах исполнения

5. Система управления, ориентированная  на повышение роли организационной  культуры и нововведений, на мотивацию  работников и стиль руководства.


 

 Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство. 

 

Таблица 1.4 Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России  

 

Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период

Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия  хозяйствования

1. Централизация управления единым  народохозяйственным комплексом

1. Децентрализация на базе сочетания  рыночного и государственного  регулирования социально-экономических  процессов

2. Моноцентрическая система хозяйствования

2.  Переход к полицентрической системе хозяйствования

3. Прямое государственное управление  производственно-хозяйственной деятельностью  предприятий

3. Управление деятельностью предприятий  государственного сектора на  основе сочетания рыночных и  административных методов

4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность  предприятий, жесткая система  распределения и связей между  ними

4. Самоуправление организаций негосударственного  сектора как открытых, социально  ориентированных систем


 

 

Целесообразность регулирования  рынка путем проведения определенной государственной политики в таких  областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически  повсеместно признана после разрушительного  мирового кризиса конца 1920-х гг. Государство  должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы  вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных  ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования  природных ресурсов и т.д. 

 

На государство возлагается  регулирование внерыночных зон  хозяйствования, таких как экологическая  безопасность, социально-экономические  права человека, перераспределение  доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных  международных экономических отношений.  

 

Выполняя эти функции, государство  регулирует спрос и предложение  на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма  саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. 

 

Различными являются используемые формы государственного воздействия, которые все в большей мере превращаются в «мягкие» инструменты  регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и  т.д.). 

Информация о работе Лекции по менеджменту