Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.
Рыночная концепция
· лояльность к работающим;
· ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
· атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
· своевременная реакция на изменения окружающей среды;
· установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
· методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
· коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
· непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
· честность и доверие к людям;
· умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
· этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
· качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
· опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
Таблица 3.2 Принципы управления
Группа принципов |
Перечень признаков |
I. Как надо руководить (работать) |
1. Экономичность 2. Действенность 3. Инновация 4. Единоначалие и коллегиальность 5. Мотивация 6. Лидерство 7. Научность 8. Ответственность 9. Правильный подбор и расстановка кадров 10. Обеспечение обратной связи 11. Ориентация на потребителя 12. Предпринимательство 13. Оптимальное сочетание
централизации и 14. Коллективность принятия решения 15. Сочетание прав, обязанностей и ответственности |
II. Как не надо руководить (работать) |
1. Бюрократизм 2. Волокита 3. Несамостоятельность суждений 4. Неумение работать с людьми 5. Безынициативность 6. Отрыв слова от дела и т.п. |
Функции менеджмента | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специфические особенности
менеджмента, т.е. творчества менеджеров,
реализуются с помощью Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).
Функции управления бывают: · общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности; · конкретные – · специальные –
При этом объективно необходимые функции – это: · организационно- · социально-
Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы: · ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт; · содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет; · цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка; · стадии жизненного цикла продукта.
Для достижения некоторой цели необходимо реализовать содержание процесса управления (вариантов здесь может быть 1x5), ресурсное обеспечение (1x8), цикл принятия решения (пусть возможных вариантов 2). Тогда необходимо 1x5x8x2 – 80 функций.
В примере представлен вариант подхода к формированию полного набора управленческих решений при функциональной структуризации целей предприятия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание общих функций менеджмента | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля (рис. 2.6) расширен сегодня до семи (рис. 3.1). Все эти функции должны
рассматриваться с позиций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Содержание планирования
как функции менеджмента Задачи планирования: · обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений; · перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития; · координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов; · создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»; · стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления; · информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
В табл. 3.3 приводятся характеристики принципов современного планирования.
Таблица 3.3 Принципы планирования
Необходимость планирования состоит в определении: · конечных и промежуточных целей; · задач, решение которых необходимо для достижения целей; · средств и способов решения задач; · требуемых ресурсов, их источников и способов распределения. В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов. План – основа деятельности
организации любой формы По форме планирование может быть: · перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет; · среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет; · текущим {оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам. Характер планирования во многом зависит от типа предприятия (табл. 3.4). Таблица 3.4
Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему (рис. 3.2). Результат планирования – определение оптимального использования возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, ведущих к снижению эффективности его работы. Наиболее различаются
перспективное и текущее Таблица 3.5 Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования
|
Организация
Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
Содержание организации как
функции менеджмента состоит
в установлении постоянных и временных
взаимоотношений между всеми
подразделениями предприятия, определении
порядка и условий
Организация как функция менеджмента реализуется через:
• административно-оперативное управление (определение структуры предприятия, распределение функций между подразделениями, установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления);
• оперативное управление (периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми, корректировка результатов).
Формы организации производственных
процессов – это концентрация,
· концентрация –
· специализация –
· комбинирование –
· кооперирование –
Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.
Особое значение функция организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы (табл. 3.6).
Таблица 3.6 Основные принципы рациональной организации производственных процессов
Принципы |
Определение |
Внимание на производственный процесс |
Непрерывность |
Требование движения
предметов труда, при котором
каждая последующая операция начинается
сразу после окончания |
Сокращение потерь рабочего времени, обеспечение минимальной длительности производственного цикла |
Параллельность |
Требование одновременности выполнения отдельных операций и частей производственного процесса, обеспечиваемое за счет совмещения или перекрытия их длительностей |
Сокращение межоперационных потерь рабочего времени, минимизация длительности производственного цикла |
Прямоточность |
Пространственное сближение рабочих мест и однонаправленность движения предметов труда от начальной до конечной операции |
Сокращение транспортных перерывов, минимизация длительности производственного цикла |
Ритмичность |
Периодическая повторяемость определенных процессов и их частей через строго установленные промежутки времени, чередование производственных процессов и их частей в заданной последовательности |
Повышение производительности труда, уровня использования производственной мощности предприятия |
Пропорциональность |
Согласование всех
элементов производственного |
Снижение потерь рабочего времени, простоя оборудования, уменьшение незавершенного производства |
Регулирование
Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.
Содержание регулирования
как функции менеджмента
Регулирование предполагает
процесс выработки
Задача регулирования: обновлен
В зависимости от
содержания проблемы (выявленного отклонения)
и способа выработки
· реактивное –
· упреждающее –
Процесс оперативного регулирования включает следующие этапы:
1) информационную подготовку для принятия решения;
2) разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);
3) реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).
Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:
· опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является;
· предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
· осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
· базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.
Функция регулирования в процессе управления производством выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом (рис. 3.5).
Координация | |||
Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.
Содержание координации
как функции менеджмента
Эффективным средством достижения скоординированной работы подразделений является проведение совещаний менеджеров, на которых осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному обеспечению производства.
Оперативная координация работ состоит из этапов: 1) выяснение причин отклонений от плановых заданий; 2) определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения; 3) определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ; 4) уточнение распределения обязанностей и ответственности между менеджерами различных уровней управления, призванным устранять возникшие отклонения в ходе производства. | |||
Мотивация | |||
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.
Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы: · содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения; · процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения; · параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.
Для успешной мотивации сотрудников
руководителю необходимо предоставить
им возможность удовлетворения определенных
активных потребностей для творческого
выполнения производственных задач, распределенных
дифференцированно, с учетом индивидуальных
особенностей каждого работника. Этот
процесс будет сопровождаться повышением
преданности интересам | |||
Руководство
Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.
Содержание руководства
как функции менеджмента
Эффективному менеджеру власть необходима, но эффективный менеджер никогда не будет проявлять свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения.
Власть – это возможность влиять на поведение других (рис. 3.6).
Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.
Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству:
· убеждение;
· участие сотрудников в управлении.
Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:
· потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;
· человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;
· человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
· человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.
Особенно эффективным
является влияние лидера, признанного
коллективом. Применительно к управлению лид
Контроль
Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.
Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.
Содержание контроля как
функции менеджмента